Онтогенетическое развитие восприятия 1. Раннее детство
Простейшая форма восприятия — ощущенческое восприятие зависит от ступени зрелости органов чувств. Там, где тот или иной орган чувств достигает ступени зрелости, обеспечивающей происхождение и осуществление подходящего физиологического процесса, мы имеем полное право разговаривать и об ощущении. Факт наличия целого ряда рефлексов у новорожденного ребенка подтверждает, что наружные раздражители имеют для него сигнальное значение; соответственно, он в состоянии воспринимать их.
То, что в данном случае мы действительно имеем дело лишь с элементарной разновидностью восприятия, необыкновенно явствует из того факта, что реакции ребенка в первые месяцы жизни в ответ на воздействие тех или иных раздражителей носят неспецифический характер, то есть своеобразие раздражителя полностью игнорируется. Для ребенка раздражитель еще не является объектом, имеющим определенные свойства и, следовательно, диктующим ему поведение, подходящее этим свойствам.
Как выясняется из исследований заключительного медли, созревание органов чувств начинается уже в утробном периоде, протекая со следующей последовательностью: раньше всех созревают органы осязания и движения; за ними следуют органы обоняния и вкуса и, наконец, органы зрения и слуха. Примечательно, что при рождении созревшими являются не только проводящие нервы (то есть покрытые миелиновой оболочкой), но и определенные участки головного мозга (1 —13 и 14—28, по Флесигу). Остальные области в первые же месяцы жизни достигают такого уровня зрелости, что вполне можно разговаривать об их функционировании. В заключительнее время считается установленным, что уже трехмесячный ребенок способен распознавать девять главных цветов; в свете новых исследований не подтверждается и распространенное раньше представление об отставании слуха. Точно так же у ребенка очень рано проявляется способность различения осязательных ощущений.
Одним словом, анатомо-физиологическое развитие органов чувств достигает своего максимального уровня уже в первые годы жизни, оставаясь на этом же уровне в течение определенного медли. Через несколько лет начинается регрессивное развитие (Петерс), то есть движение не вперед, а назад.