Навигация > Главная > Мой малыш - полезные статьи > Что такое раннее развитие ребенка и кому это нужно?

Что такое раннее развитие ребенка и кому это нужно?


Что такое раннее развитие ребенка и кому это нужно?

В современном, как и в любом ином, сообществе существуют определенные модели и стереотипы воспитания и обучения, которые передаются из поколения в поколение, от прабабушек к бабушкам, от бабушек к мамам.
Да, эти модели меняются со временем, мы уже не такие, как наши родители, но изменения происходят очень медлительно и постепенно: речь идет о десятилетиях. Еще сейчас многие мамы пеленают своих детей, желая уже более полувека назад было установлено, что это вредит природному развитию ребенка.

Вопросы, связанные с ранним развитием малыша, стали возникать условно недавно. Десять лет назад вундеркинды пугали взрослых (неподражаемо педагогов), ведь гениальность часто связывается в сознании людей с ненормальностью. В царские времена образование получали только дети из аристократических семей. С ними занимались гувернантки и учители, начиная с пеленок. Дети простых людей не имели возможности получить образование. Да и сейчас школы для малышей финансово и территориально доступны не всем. Поэтому и возникает традиция семейного родительского образования, что не может не радовать. Многие современные мамы избирают раннее развитие для своих детей. Стали появляться книги на эту тему, методические материалы для родителей. Если заниматься с малышом, то есть смысл делать это осознанно, учитывая и возрастные и индивидуальные необыкновенности ребенка, не разбивать его, не травмировать его психику.

Интеллект и его составляющие

Сначала определим, что мы разумеем, когда разговариваем интеллект. Существует несколько определений интеллекта. Интеллект – это, в первую очередь, образование, интеллектуал – интеллигентный человек. Первая сочиняющая интеллекта – знания о том, что есть в мире, то есть образование и эрудиция. Но существует вторая, не менее главная сочиняющая интеллекта – способность к творчеству, способность творить нечто новое, а это невероятно без знания того, что уже существует. Не давая ребенку конкретных знаний, мы можем сказать о развитии спонтанности, но не творчества. Итак, вторая сочиняющая интеллекта – творческая.

Решающий возраст

Что означает раннее интеллектуальное развитие? Когда стоит начинать: с рождения или с 6 лет, когда ребенок идет в школу? Раннее развитие – это обучение ребенка в детстве и дошкольном возрасте. Наукой найдены биологические подтверждения тому, что на ранних стадиях развития мозг требует не только кормления, но и стимуляции. Знамениты случаи детей-маугли, когда младенцами дети попадали к бешеным животным. Возвратившись в сообщество в возрасте 7-8 лет, эти дети так и не смогли выучиться сказать, читать, писать. Да, не надобно размышлять, что махонькие дети могут и обязаны лишь есть, дремать и играть. На самом деле дети начинают учиться сразу же после рождения. К 6-7 годам, когда они начинают навещать школу, они уже усвоили громадное количество информации.
Уже более ста лет назад было установлено, что возраст от рождения до 6 лет – решающий для всего будущего развития ребенка. С момента зачатия идет развитие человеческого мозга, которое постепенно замедляется. Эффективность обучения и развития высока, когда мозг растет, и убавляется при прекращении роста мозга. Большинство клеток мозга новорожденного не задействовано, но в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает уже 50% своего взрослого потенциала. К трем годам структуры мозга формируются, рост завершен на 70-80%, а к восьми – практически окончен. И именно поэтому обучению в первые 3 года жизни следует уделять неподражаемо великое внимание.

Стереотипы и развитие малыша

Почему же возможности развития мозга ребенка в обычных условиях нашей жизни реализуются не полностью? Это развитие задерживается стереотипами взаимоотношений с детьми в самый главный для их развития жизненный период, обветшавшими моделями воспитания. А если мозг ребенка не был натренирован развивающей деятельностью в течение первых лет жизни, ему труднее будет достигнуть высокого уровня развития, неподражаемо при существующих методах школьного обучения. Вообще идиллическое существование также ослабляет духовную и интеллектуальную сферу, как безусловная гигиена отрицательно действует на тело. Если поместить малыша в стерильную обстановку – его иммунная система атрофируется; если не предоставить возможности двигаться – мышцы не будут формироваться; если ребенок не будет слышать человеческую речь – он не заговорит, если он не услышит музыкальных звуков – ему трудно будет обучаться музыке.
Но многие родители беседуют: Мы желаем нормального ребенка. Всему свое время, пусть растет как все остальные дети; Меня воспитали так, и я ощущаю себя великолепно, почему же это обязано быть недостаточно превосходно для моего ребенка?. Они отгораживаются понятием нормы, чтобы освободить себя от ответственности, ответственности за своего ребенка. Ведь проще не заниматься обучением своего ребенка, не расходовать на это силы.
Но НОРМАЛЬНЫЙ ребенок желает развиваться.
Человек всегда устремляется к знаниям. И то, что было превосходно для родителей, вежливых четверть века назад, и уж тем более для прародителей, вежливых более полувека назад, может и не годиться для детей, рожденных в начале ХХІ века. В наше время с каждым днем вырастают требования к человеку. Воспитывать будущих взрослых надобно так, чтобы они могли справиться с интенсивностью интеллектуальных и эмоциональных потоков.
Родители, имеющие стандартные, стереотипные представления о возможностях ребенка, верующие в бабушкины заблуждения и басни, ограничивают и себя, и развитие своего малыша. Нельзя искусственно удерживать развитие ребенка только потому, что сами считаете это не нужным! В этом случае родители решают проблему за счет малыша, подстригая его под наиболее распространенную или популярную в данный момент гребенку, перекладывая воспитание детей на чьи-то плечи.
Человеческий ум ограничен той информацией, которая поступает в него из окружающего мира через органы восприятия. При ограничении способностей восприятия органами чувств в одинаковой ступени ограничивается и интеллектуальный потенциал. Чем превосходнее развиты у человека перцептивные способности, тем больше у него возможностей для совершенствования. Если человек полностью лишится своих перцептивных способностей, он, в лучшем случае, превратится в растение. Например, малыш, который слышит в день всего несколько десятков фраз, даже на различных языках, никогда не сможет развиваться также удачно, как тот, с которым много беседуют на нескольких языках, рассказывают басни, напевают песни, показывают картинки, знакомят с окружающим миром.
Еще одно отрицанье, которое часто приходится слышать, когда речь идет о раннем развитии: Нельзя отнимать у ребенка детство. Занимательно, а кто-нибудь пробовал это сделать? Кто может усадить двухлетнего ребенка за парту, если ему самому этого не хочется? А кому придет в голову потребовать от восьмимесячного малыша, например, прочесть что-то вслух или сделать звуковой анализ слова? В первые годы жизни ребенок сам по себе интенсивно развивается, устремляется к новому. Его не надобно принуждать что-либо делать, чтобы он к трем годам, например, начал читать. От родителей требуется лишь понимание этого и творенье подходящих нуждам малыша условий.

Создание развивающей среды

Цель родителей – дать ребенку новые возможности в жизни.
Таким образом, речь идет не о насильственном обучении ребенка навыкам чтения, счета и т.д., не об обучении в традиционном понимании этого слова, которое основано на насилии над ребенком: его обучают, а не он обучается, результатом чего являются стрессы, неврозы, страхи детей, чувство вины. Речь идет о твореньи развивающей среды для малыша, о его свободном, без помех, развитии, этот процесс еще можно назвать стимулирующим воспитанием или обучающим развитием.

Обучение – веселая игра

В этом случае дети не могут и перегрузиться, так как сами контролируют нагрузку с учетом собственных ритмов развития: они делают только то, что им занимательно, что приносит им радость и удовольствие. И задача родителей – наихорошим образом удовлетворить любознательность своих малышей, дать им в руки приборы для исследования окружающего мира. Раннее интеллектуальное развитие не может испортить физическому формированию и росту ребенка, если все, что родители делают для его развития, делается без насилия, на фоне позитивного восприятия малыша. Учить ребенка в таком возрасте не надобно – пусть он учится сам. Родители лишь предлагают малышу какие-либо занятия, ведь обучение в раннем возрасте – это забава, и заканчивать ее надобно до того, как ребенок устанет. Вопрос о стрессах и перегрузках ребенка отпадает, природа сама ставит пределы.
Кроме того, в этом процессе отсутствует еще одно обязательное звено традиционного обучения, которое часто влияет на восприятие человеком себя и уверенность его в своих мощах – проверка усвоенного. Дети (как, впрочем, и взрослые люди) не любят, когда их контролируют. Веруя в талант своего малыша, не стоит его проверять и устраивать ему контрольных. Ведь родителям не надобно ни перед кем отчитываться в том, как идет обучение. И ребенок демонстрирует свои знания так и тогда, когда ему самому этого захочется.

Раннее развитие ребенка: кому и зачем это надо

Наверное, это обязано быть нужно стране, в которой ребенок родился и растет. Нашей стране нужны интеллектуально развитые люди, способные творчески решать трудные задачи, которые нам ставит современность. Но, окончательно, это надобно и родителям. Всем родителям хочется, чтобы их дети достигли в жизни большего, чем они сами. Ведь многие взрослые сожалеют, что не умеют играть на каком-нибудь музыкальном приборе или не знают никаких языков, кроме родного. Здесь всегда существует соблазн сделать из своих детей более успешный вариант самих себя. Но наши дети – это не мы сами. И если мы творим себе образ образцового ребенка, то пытаемся нашего собственного с его интересами, желаниями, нуждами подогнать, втиснуть в этот созданный нами образ.
Именно поэтому предлагаемые методы раннего развития ребенка могут стать достаточно опасными в руках фанатичных родителей. Результаты могут привести к изоляции ребенка от его среды, нарушениям в эмоциональном и социальном развитии. Родители могут, желая ребенку блага, навязывать ему какие-либо занятия, поскольку авторитет родителей у детей дошкольного возраста очень велик. Причиной стрессов детей и неудач в занятиях является не излишек информации, а именно поведение родителей.
Вот почему не стоит добиваться эффективности любой ценой. Если непрерывно размышлять о том, что нужно чем-то с ребенком заниматься, то отношения с ним станут нездоровыми. Моменты безмолвья и расслабления, случайного хохота и игр необходимы. Кроме каждодневных собственно уроков, ребенка формируют знания, получаемые им в ежедневной жизни. Надобно помнить, как разговаривала Мария Монтессори, итальянский педагог, врач-психиатр, что основное не в тех учебных пособиях, которые родители приобретают или выделывают для занятий, не в методических материалах, а в самом ребенке и в том, какими глазами они на него глядят. Нужно дать детям больше возможностей для развития и адаптации к жизни, но при этом сохранить особенность ребенка.
Итак, теперь понятно, что больше всего раннее интеллектуальное развитие нужно самому ребенку – развивающейся личности. Не все зависит от таланта, данного Господом или генетически заложенного, а многое от среды, созданной малышу в первые годы жизни. Начиная занятия с малышом с рождения, зная, что и как делать, родители могут предоставить своему ребенку широкие возможности, помочь ему овладеть приборами для познания жизни ради него самого.

Родители – наилучшие учителя для своих детей

Развитие малыша способствует и обогащению культурного груза самих родителей. Предоставляя детям элементарные сведения по истории, географии, истории искусства, родители сами запоминают массу таких вещей, которые бы никогда не стали учить для себя.
Кроме того, родители – самые наилучшие учители для своего малыша. Дело в том, что махонький ребенок глядит на мир глазами того взрослого, который за ним ухаживает. Встречаясь в жизни с чем-то неизвестным, он сначала глядит на реакцию взрослого. Родитель разъясняет малышу, что происходит, и ребенок смирен. Посторонний человек, приглашенный учитель или педагог в школе для малышей, никогда не станет для ребенка тем человеком, от которого он способен так же принимать информацию.
Между родителями и ребенком существует эмоциональная связь. Превосходнее родителей никто не может ощущать ребенка и разуметь, что ему необходимо. Самое главное для родителей, которые желают создать для своего ребенка развивающую среду, – учитывать особенность ребенка. Ведь развитие каждого ребенка имеет свою собственную повседневную систему отсчета медли, пауз, определяемых условиями, окружающей средой, луной и т.д. И рядом параметров окружающей среды можно править. Поэтому задача родителей – свести к минимуму время, необходимое для формирования различных способностей малыша, не прибегая к насильственным методам педагогики. Если малыш утратил интерес к тем или иным занятиям, не получает от них удовольствия и не движется вперед, стоит прекратить эти занятия на несколько недель или даже месяцев. Может быть ему нужно время, чтобы полученные знания отстоялись.
Раннее обучение малыша – это определенный уровень общения с ребенком, уровень взаимопонимания. Это радость показать ему окружающий мир и открыть перед ним новые возможности. Это еще и возможность посмотреть на малыша не как на недоразвитое человеческое существо, которое нужно одеть и накормить, а как на личность, которая открыта всему новому.

Таким образом, можно выделить главные принципы семейного обучающего развития:

• родители – самые наилучшие учители для малыша;
• задача родителей – помогать природному развитию ребенка;
• необходимо учитывать индивидуальные необыкновенности ребенка: каждый малыш имеет право обучаться с подмогою методики, созданной только длЯ него;
• для гармоничного развития личности и интеллекта ребенка необходимо стимулировать, насколько вероятно, все пять чувств малыша; главно, чтобы развивающая среда включала разнородные области знаний;
• развивающая среда для ребенка обязана непрерывно подвергаться изменениям: от простого к сложному; необходимо сделать каждый день малыша дивным и неповторимым.

И заключительное, о чем хотелось бы сказать: если родителю или ребенку неинтересно, превосходнее прекратить занятия. Можно заниматься, только если и родитель, и малыш ощущают себя счастливыми. Если и ребенок и родители получают удовольствие, то как бы плохо родители не делали свое дело, ребенок непременно извлечет из этого выгоду. Единственным показателем при обучении самых махоньких является удовольствие, которое они испытывают, – в этом сходятся творцы всех методик и представители всех научных кругов.

Елена ВОЗНЕСЕНСКАЯ,
кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии Академии педагогических наук Украины.
Более 5 лет консультирую родителей, имеющих детей до двух лет, по вопросам ребяческой психологии и развития детей в раннем возрасте.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.