Навигация > Главная > Общая психология > 2. Последующее развитие восприятия

2. Последующее развитие восприятия


2. Последующее развитие восприятия

Тем не менее существует целый ряд исследований, подтверждающих, что сенсорное развитие ребенка длится не только в дошкольном возрасте, но и после него. Ребенок школьного возраста лучше видит цвета, лучше распознаёт свет, тона, чем на предыдущей ступени своего развития.

Таким образом, выясняется, что анатомо-физиологическое развитие органов чувств завершается в раннем детстве; впоследствии оно не только не идет вперед, но иногда даже встает на путь регресса. Несмотря на это, развитие восприятия неуклонно движется вперед.

Петерс попытался объяснить данное парадоксальное обстоятельство следующим образом: в дошкольном и, необыкновенно, в школьном возрасте ребенок развивается интеллектуально; именно это интеллектуальное развитие и ложится в основу последующего прогресса его перцептивной функции. Эта мысль безусловно заслуживает внимания, желая и не дозволяет решить вопрос конечно. Веско правильнее и понятнее было бы сказать, что восприятие представлено отнюдь не единственной формой; против, оно имеет несколько разных по качеству и по сложности форм. Поэтому развитие восприятия содержится в последовательном проявлении этих форм. Уровень зрелости органов чувств определяет ту самую раннюю и элементарную форму восприятия, которую можно назвать ощущенческим восприятием. Максимальный уровень зрелости органов чувств значит всего лишь самый высокий уровень развития ощущенческого восприятия, но никак не восприятия вообще. Иные формы восприятия имеют иные основания, и процесс их развития, перехода от одной ступени к иной длится на протяжении всего ребяческого возраста.

За ощущенческим восприятием, представленным в начальном периоде жизни, вскоре следует новая форма восприятия как более высокая ступень развития. Сенсорный материал постепенно все больше и больше приобретает черты беспристрастной данности, однако он дает не предмет, который может иметь и иное сенсорное содержание, а абсолютно самостоятельный и особый феномен в каждом конкретном случае, то есть субъекту в восприятии дается не предмет, а лишь содержание, всегда каким-либо образом оформленное, — он видит фигуру, а не то, чем является и что значит эта фигура. Примерно до двух лет, когда ребенок начинает разговаривать уже по-истинному, восприятие ребенка обычно фигурально.

Когда ребенку в фигуре уже дан предмет, мы имеем дело со следующей ступенью развития восприятия; теперь сенсорный материал воспринимается как свойство предмета. Однако здесь отличительным является то, что предмет исчерпывается этим материалом, существуя в переживании ребенка в той мере и в том виде, в каком он представлен в данный конкретный момент — фигура теперь переживается как предмет.

Первые годы школьного возраста характеризуются весьма веским развитием беспристрастного интереса — ребенок всем своим созданьем обращен к наружней действительности. Понятно, что теперь перед беспристрастным восприятием раскрываются необыкновенно широкие возможности. Поэтому неудивительно, что способность восприятия у ребенка школьного возраста существенным образом продвигается вперед, невзирая на то, что процесс анатомо-физиологического созревания органов чувств уже завершен.

Тем не менее восприятие и в первые годы школьного возраста не достигает наивысшего уровня своего развития. Уже ветхие исследования показали, что максимальный уровень его развития достигается лишь на второй ступени школьного возраста. И это вполне закономерно, поскольку на данной возрастной ступени возникают новые обстоятельства, в частности факт развития воли, которые, в свою очередь, оказывают заметное воздействие на развитие восприятия. Возникает высшая форма восприятия — произвольное восприятие, наблюдение, зарождавшееся еще на предыдущей ступени.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.