3.5, ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ПРЕДМЕТНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ
От научного редактора:
Обследования с целью выявления умственно отсталых и особо одаренных детей — главные, но условно эпизодические и не самые типичные виды психодиагностических обследований. Они предпринимаются в начальных классах и на рубежах перехода из младшей школы в среднюю а затем — в старшие классы. Более типовая и регулярная задача — это задача ежегодного контроля за тем, как влияет процесс школьного обучения на умственное развитие школьников. Знаменитый психолого-педагогический постулат Обучение обязано вести за собой развитие на практике обязан приводить к тщательному контролю за тем, чтобы не возникало обратной ситуации — когда обучение, недогружающее уже имеющийся интеллектуальный потенциал данного школьника, тормозит развитие или, наоборот, далеко оторвавшись от реальных возможностей, ничего не дает развитию, так как выходит за пределы зоны ближайшего развития.
В истинном параграфе даются сведения о том, как обязан быть методически обеспечен контроль за соответствием предметных знаний и умений школьника его интеллектуальному потенциалу.
В предыдущем параграфе 3.3 мы познакомились с группой наиболее знаменитых иностранных подходов к проблеме интеллекта и одаренности. Здесь же больше внимания уделяется теоретической концепции и конкретным методическим разработкам отечественных профессионалов. Это прежде всего профессионалы,
представленные лабораторией Психологического института Российской академии образования, которую много лет возглавлял К. М. Гуревич (в последующем эта лаборатория будет сокращенно называться ЛПИ). Критериально-ориентированный подход при твореньи тестов умственного развития, разработанный этим коллективом, представляет собой принципиально иную методологию, значащую отказ от использования статистических норм для принятия диагностических заключений. Это сближает разработанные тесты с традиционной для обучения задачей контроля усвоения нормативно заданного учебного материала, предусмотренного учебной программой.