Навигация > Главная > Основы психодиагностики > Система возрастной диагностики умственного развития

Система возрастной диагностики умственного развития


Система возрастной диагностики умственного развития

Рассмотрим психодиагностические методики по их отнесенности к различным возрастам. Для диагностики умственного развития учащихся младших классов может быть применен тест Д. Векслера и тест Дж. Равена. Тест Векслера диковинно известен во многих странах мира, поэтому осмотрим его подробнее.

В 1939 году была опубликована первая форма шкал Дэвида Векслера, знаменитая как шкала интеллекта Векслера—Беллевью. Первым отличием теста от иных было то, что это один из немногих тестов, которые разрабатывались сначала для взрослых и лишь позднее переделывались для детей различного Возраста. Еще одно отличие теста от всех иных состояло в том, что он включал две шкалы: вербальную и невербальную (шкалу деянья), при этом Предусматривалось вычисление IQ для каждой шкалы в отдельности и суммарного IQ . Задания одного Типа не сгруппированы по возрастам (как в тесте Вине), а объединены в субтесты и расположены в Порядке подрастающей трудности. И, наконец, тест предусматривал возможность установления психиатрического диагноза, связанного с умственной отсталостью. Тест индивидуальный (может проводиться только с одним испытуемым).

В 1955 году была опубликована одна из заключительных шкал интеллекта для взрослых ( WAIS ), в которую вошло 11 субтестов.

Помимо шкал для взрослых, Векслером были созданы шкалы для детей (от 6,5 до 16,5 лет). Заключительное издание WISC было опубликовано в 1974 году. В него были включены 12 субтестов. По сопоставленью со шкалой для взрослых тест для детей включает еще один дополнительный субтест — лабиринты.

Итак, ребяческий вариант теста включает 12 субтестов:

1.           Осведомленность. Испытуемому задаются 30 вопросов из различных областей знаний (житейских, научных) и диагностируются необыкновенности памяти и мышления.

2.           Понятливость. Субтест включает 14 вопросов, ответы на которые требуют умения строить умозаключения.

 

3.             Арифметический субтест представляет из себя 16 задач, решение которых требует умения оперировать числовым материалом, догадливости, внимания.

4.             Сходство. Испытуемому необходимо выполнить 16 заданий на нахождение сходства понятий,

что требует умения логически обрабатывать понятия и проводить операцию обобщения.

5.          Словарный субтест требует от испытуемого определить 40 понятий как конкретных, так и абстрактных. Для исполненья заданий необходим великий словарный запас, эрудированность, определенная культура мышления.

6.          Повторение цифр. Этот субтест диагностирует необыкновенности внимания и оперативной памяти, в нем требуется повторить за экспериментатором ряд цифр, который может включать от трех до девяти знаков.

7.          Недостающие детали. Испытуемому предъявляются 20 картинок с изображениями предметов, у которых отсутствуют какие-то детали, их и необходимо назвать. Здесь необыкновенно главны внимание, перцептивные способности.

8.          Последовательные картинки. Испытуемому предъявляются 11 сюжетных картинок, которые следует положить в таком порядке, чтобы получился рассказ с последовательными событиями. Необходимо логическое мышление, понимание сюжета, умения организовать его в единичное целое.

.9.. Кубики Косса. Испытуемому предлагается из кубиков с различно окрашенными гранями сложить модель по образчику, изображенному на карточке. Диагностируются аналитико-синтетические способности испытуемого, пространственные способности.

10.            Складывание фигур. Необходимо из разрезанных долей сложить завершенные фигуры (лошадь, машина и др.). Нужно уметь работать по эталону, соотносить доли и целое.

11.            Кодирование. Даны цифры от 1 до 9, каждой из которых подходит какой-то знак, требуется, смотря на образец, проставить подходящие значки предлагаемым рядом цифр. Анализируется внимание, его концентрация, распределение, переключение.

12. Лабиринты. Требуется найти выход из изображенных на листе бумаги лабиринтов. Диагностируется умение решать перцептивные задачи, произвольность, устойчивость внимания.

Тест прошел все необходимые проверки. Получены высокие показатели его надежности и валидности.

Векслером была создана также шкала для дошкольников и младших школьников (для возраста от 4 до 6,5 лет). Эта шкала была опубликована в 1967 году. Она состоит из 11 субтестов.

Стандартный IQ , вычисляемый по тесту, имеет среднее 100 и квадратическое (стандартное) отклонение 15.

Итак, в истиннее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для различных возрастов. Предполагается, что тест может быть использован для диагностики готовности к школе и оценки причин неуспеваемости. В нашей стране тест Векслера был адаптирован А. Ю. Панасюком (1973) и позднее опубликован в обновленной редакции в Санкт-Петербурге (Ю. И. Филимоненко, В. И. Тимофеев, 1992).

Одним из самых существенных изъянов теста Векслера является неотчетливость его содержательного наполнения (что отличительно для многих иностранных методов), поэтому по результатам тестирования трудно строить коррекционно-развивающую работу с детьми.

Еще одним очень знаменитым тестом умственного развития, который пригоден для младших школьников, является тест Дж. Равена, или Прогрессивные матрицы Равена.

Это невербальный тест, разработанный Л. Пенро-узом и Дж. Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году в цветном. Черно-белый вариант теста предназначен для обследования детей, начиная с 8 лет и взрослых до 65 лет. Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом . Испытуемый избирает недостающий элемент среди 6—8 предложенных. Задания сгруппированы в пять серий (А, В, С, Д, Е), каждая из которых включает 12 однотипных матриц, расположенных в порядке подрастающей трудности. Тест не ограничен во медли и может проводиться как индивидуально, так и в группе. При исполненьи теста испытуемый обязан проанализировать структуру образчика, понять характер связей между элементами и выбрать .отсутствующую часть маршрутом сопоставленья с предлагаемыми на выбор ответами. Для удачного исполненья заданий от обследуемого требуется умение концентрировать внимание, умение мысленно оперировать образами в пространстве, хорошо развитая перцепция, логическое мышление (необыкновенная визуальная логика).

Более простой вариант Цветные матрицы Раве-на включает серии заданий (А, Ав, В). Он предназначен для обследования детей от 5 до 11 лет, для лиц ветше 65 лет, для лиц с языковыми затруднениями, для различных групп пациентов, имеющих нарушения в интеллектуальной сфере. Помимо обычной бланковой формы тест существует в виде так нарекаемых вкладышей, когда испытуемый может пользоваться вырезанными карточками с вариантами ответов, вкладывая выбранную часть в качестве недостающей детали (чаще всего это используется для дошкольников).

Результаты тестирования с поддержкою теста Раве-на высоко коррелируют с результатами по тестам Векслера и Стэнфорд—Бине, высока его надежность. Предусмотрен перевод показателей в стандартные с вычислением IQ .

Для диагностики умственного развития учащих-

ся 3—6-х классов разработан Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) словацким психологом Дж. Вандой. Тест переведен и адаптирован для выборки российских школьников в ЛПИ (М. К. Акимова, В. М. Борисова и др., 1993).

ГИТ, как и иные тесты интеллекта, выявляет, насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умениями исполнять с ними некоторые логические деянья — все это описывает уровень умственного развития испытуемого, существенный для удачного прохождения школьного курса.

ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, прибавление предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы.

В первом субтесте от испытуемого требуется как можно прытче и точнее выполнить ряд простых указаний (подчеркнуть самое великое из чисел, оценить число букв в трех словах и подчеркнуть то, которое является самым длинным, и т. д.). Для правильного исполненья всех заданий требуются элементарные знания в объеме третьего класса средней школы. Сложность состоит в том, чтобы прытко поймать смысл инструкции и как можно точнее ее выполнить.

Второй субтест (арифметические задачи) построен по принципу теста достижений. Он выявляет овладение конкретными учебными навыками в области математики.

Третий субтест содержит 20 заданий, представляющих собой предложения с пропущенными словами. Эти пропуски обязан самостоятельно заполнить сам школьник. Успешность исполненья заданий зависит от умения улавливать смысл предложения, навыков его правильного построения и словарного запаса. Оплошности допускаются теми учащимися, которые еще недостаточно овладели умением строить трудные конструкции предложений с использованием слов, не несущих главную информативную нагрузку.

Выполнение следующего субтеста (определение сходства и различия понятий) показало, что он слабо дифференцирует испытуемых — почти все учащиеся удачно справились с входящими в него заданиями. Затруднения вызывают пары слов, значения которых малознакомы учащимся данного возраста (трудность-проблема, воззренье-взгляд и др.). Сама логическая операция, задействованная в этом субтесте, вполне доступна школьникам, она отрабатывается в школе при необходимости нахождения синонимов и антонимов.

Субтест аналогии включает 40 заданий. Овладение этой операцией необходимо и на этапе усвоения ребенком знаний и на этапе их применения. Включенные в субтест слова обязаны быть хорошо знамениты учащимся данного возраста. Задания субтеста включали логические отношения вид — род, часть — целое, противоположность, порядок следования и др.

Наиболее доступными для учащихся оказались задания, содержащие логические отношения: вид — род, противоположность, часть — целое, математические отношения. Возможно, именно эти логико-функциональные связи в величайшей ступени отрабатываются в процессе обучения, что дозволяет детям достаточно легко их актуализировать (то есть вспомнить и применить) в ситуации тестирования (Е. М. Борисова, Г. П. Логинова, 1995).

В пятом субтесте требовалось окончить числовые ряды, поняв закономерность их построения. В ГИТ ряды образуются: 1) маршрутом увеличения или убавления каждого последующего члена ряда за счет приближения к предыдущему или вычитания из него определенного целого числа — 14 заданий; 2) маршрутом умножения (или дробленья) каждого последующего числа на целое число — 2 задания; 3) маршрутом чередования деяний сложения и вычитания — 3 задания; 4) маршрутом чередования деяний умножения и сложения — 1 задание.

Оценивая успешность исполненья пятого субтеста в целом, следует отметить, что он оказался малодоступным для учащихся, входивших в обследованную выборку. Великий процент ошибок начинается уже с четвертого задания и веско подрастает с одиннадцатого, где вводится более трудный алгоритм построения ряда.

Таким образом, ложные решения возникают из-за недостаточно развитого умения анализировать условия. Сложившийся стереотип отыскивания верховодил построения ряда устремляет мысль воспитанника на то, что верховодило обязано остаться неизменным. Недостаточная гибкость мышления, неумение прытко найти новый способ деянья приводят к оплошностям. В учебной деятельности школьники этого возраста редко сталкиваются с необходимостью резкой смены алгоритмов решения задач. Чаще алгоритмы решения задаются учителем, и от детей требуется только их освоение и закрепление маршрутом решения школьных однотипных заданий.

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ теста показал главные причины затруднений, которые могут испытывать учащиеся при его исполненьи. Среди них: а) неимение конкретных знаний в определенной области (незнание понятий, трудных синтаксических структур и др.); б) недостаточное владение некоторыми логико-функциональными отношениями между словами; в) определенная ригидность, стереотипность подходов к решению некоторых заданий; г) некоторые необыкновенности мышления младших под-

ростков (ассоциативность, недостаточно глубокий анализ понятий и др.)- Необходимо учитывать, что все эти затруднения связаны с необыкновенностями психического развития и жизненного опыта детей этого возраста (Е. М. Борисова, Г. П. Логинова, 1995).

Для диагностики умственного развития учащихся 7—9-х классов коллективом К. М. Гуревича разработан Школьный Тест Умственного Развития

( ШТУР).

В задания ШТУР были включены понятия, подлежащие обязательному усвоению, в учебных предметах трех циклов: математического, гуманитарного и природно-научного. Помимо этого, определялась осведомленность в некоторых понятиях общественно-политического и научно-культурного содержания.

Тест состоит из 6 субтестов: 1 и 2 — на общую осведомленность, 3 — на установление аналогий, 4 — на классификацию, 5 — на обобщение и 6 — на установление закономерностей в числовых рядах (М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др„ 1987).

В этом параграфе мы остановимся лишь на Нескольких принципиальных необыкновенностях, отличаю-ших ШТУР от традиционных тестов. Первое отличие — особое содержание, которое представлено в заданиях (не житейские, а школьные понятия, обязательные для усвоения). Второе отличие — иные способы репрезентации и обработки диагностических результатов (отказ от статистической нормы и использование в качестве критерия оценки индивидуальных результатов ступени приближения к социально-психологическому нормативу). Третье отличие — коррекци-онная направленность методики, то есть возможность предусматривать на ее основе специальные способы исправления замеченных недостатков развития.

ШТУР подходит высоким статистическим критериям, которым обязан подходить любой диагностический тест. Он апробирован на великих выборках и доказал свою эффективность при решении задач определения умственного развития учащихся подросткового возраста.

Для диагностики умственного развития старшеклассников (8—10-е классы) может быть использован Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Он создан в 1953 г. (заключительная редакция осуществлена в 1973 г.). Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года.

Тест разрабатывался в первую очередь как тест диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При твореньи теста Р. Амтхауэр исходил из концепции, сообразно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и узко связан с иными компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.

Интеллект понимается Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест им были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Тест переведен и адаптирован на российской выборке школьников в ЛПИ. Тест содержит 9 субтестов: осведомленность, классификации, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды, пространственные представления (2 субтеста), запоминание вербального материала.

Р. Амтхауэр при интерпретации результатов теста предполагал, что с его поддержкою можно судить о

структуре интеллекта испытуемых (по успешности исполненья каждого субтеста). Для грубого анализа умственного профиля он предлагал подсчитать раздельно результаты по первым четырем и по следующим пяти субтестам. Если суммарная оценка первых четырех субтестов превышает суммарную оценку следующих пяти субтестов, означает, у испытуемого больше развиты теоретические способности. Если наоборот, то практические способности.

Кроме того, по результатам тестирования можно выделить приоритетное развитие гуманитарных (по результатам исполненья первых четырех субтестов), математических (5-й и 6-й субтесты) или технических (7-й и 8-й субтесты) способностей, что может быть использовано в проведении профориентацион-ной работы.

Для диагностики умственного развития выпускников средней школы и абитуриентов в ЛПИ был разработан специальный тест умственного развития — АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Тест создан на тех же теоретических принципах нормативной диагностики, что и ШТУР (авторский коллектив: М. К. Акимова, Е. М. Борисова, К. М. Гуревич, В. Г. Зархин, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова, А. М. Раевский, Н. А. Ференс).

Тест включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. 2. Двойные аналогии. 3. Лабильность. 4. Классификации. 5. Обобщение. 6. Логические схемы. 7. Числовые ряды. 8. Геометрические .фигуры.

Все задания теста составлены на материале школьных программ и учебников и предназначены для изучения уровня умственного развития выпускников средней школы. При обработке результатов тестирования можно получить не только общий балл, но и индивидуальный тестовый профиль испытуемого, свидетельствующий о приоритетном овладении понятиями и логическими операциями на материале главных циклов учебных дисциплин (общественно-гуманитарного, физико-математического, природно-научного) и преобладании вербального или образного мышления. Таким образом, на основе тестирования можно прогнозировать успешность последующего обучения выпускников в учебных заведениях различного профиля. Наряду с необыкновенностями умственного развития тест дозволяет получить характеристику скорости протекания мыслительного процесса (субтест лабильность), что является свидетельством наличия у испытуемого определенной выраженности свойств сердитой системы (лабильности — инертности). Ниже приводятся образцы субтестов, входящих в тест АСТУР.

1. Осведомленность. От испытуемого требуется правильно дополнить предложение из пяти приведенных слов, например,

Противоположным к слову отрицательный будет слово…

а) безуспешный, б) спорный, в) главный, г) случайный, д) положительный.

2. Двойные аналогии. Испытуемому необходимо определить логические отношения, существующие между двумя понятиями, при условии, что в обеих парах по одному понятию пропущено. Необходимо подобрать пропущенные понятия таким образом, чтобы между первым словом задания и первым словом одной из данных на выбор пар было такое жесоотношение, как между вторым словом задания и вторым словом этой же пары. Например:

Стол: х = чашка: у

а) мебель — кофейник

б) обеденный — посуда

в) мебель — посуда

г) круглый — ложка

д) стул — пить

Правильным ответом будет мебель — посуда.

3. Лабильность. В субтесте требуется в очень краткий период медли прытко и без ошибок выполнить ряд простых указаний, например, таких: Напишите первую букву своего имени и заключительную букву названия текущего месяца.

4. Классификации. Даются шесть слов. Среди них нужно найти два, только два, которые можно объединить по какому-то общему признаку. Например: а) кошка, б) попугай, в) дог, г) жук, д) спаниель, е) ящерица. Искомые слова будут дог и спаниель, поскольку их можно объединить по общему признаку: и то, и иное слово означает породу собак.

5. Обобщение. Испытуемому предлагаются два слова. Нужно определить, что между ними общего (найти наиболее существенные признаки для обоих слов), и записать это понятие в бланк для ответов. Например, дождь — град. Правильным ответом будет слово осадки.

6. Логические схемы. Испытуемому предлагается расположить в логическую схему от общего к час тному несколько понятий. То есть требуется построить дерево логических отношений, обозначив место каждого понятия подходящей буквой, а отношения между ними — стрелкой. Например:

а) такса, б) животное, в) карликовый пудель, г) собака, д) жесткошерстная такса, е) пудель. Схема такова:

7. Числовые ряды. Предлагаются числовые ряды, расположенные по определенному правилу. Необходимо определить два числа, которые были бы продолжением подходящего ряда.

Например: 2 4 6 8 10 12 ?

В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего. Поэтому следующие числа будут 14 и 16.

8. Геометрические фигуры. Этот субтест диагностирует необыкновенности пространственного мышления испытуемых и включает разнородные задания на понимание чертежей, определение геометрических фигур по разверткам и др.

Проведение теста занимает около полутора часов. Тест проверен на надежность и валидность.

Апробация теста на выборках абитуриентов трех высших учебных заведений подтвердила его пригодность для отбора студентов на различные факультеты. Тестирование было проведено с абитуриентами физико-математического факультета педагогического института, целительного факультета Медицинского института и гуманитарного колледжа. Оказалось, что первые превосходнее всего исполняли задания физико-математического цикла теста, вторые — задания природно-научного цикла и заключительные — задания общественно-гуманитарного цикла. При этом коэффициент корреляции, отражающий ступень связи между результатами тестирования по тесту в целом и величинами проходных баллов, был равен 0,70 при уровне значимости 0,01. Все это подтверждает правомерность использования АСТУР для отбора студентов на различные факультеты высших учебных заведений.

Таким образом, на сегодня психодиагностика располагает методическим инструментарием, дозволяющим обследовать учащихся всех возрастов на предмет установления уровня умственного развития. Описанные выше методики дают возможность исполнять лонгитюдные исследования, которые способствуют контролю за умственным развитием каждого воспитанника на всех образовательно-возрастных этапах. Это, в свою очередь, творит возможности для оказания при необходимости своевременной психологической поддержки по коррекции и развитию интеллектуальных способностей детей различного возраста в период школьного обучения.

Задача центров практической психологии образования состоит в том, чтобы помочь научным коллективам прытко обновлять нравственно ветшающий инструментарий на основе постоянной информационной обратной связи от практиков о том, как работает тест в целом и его отдельные задания.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.