Этапы речевого развития.
,5 – 3 месяца
Гуляние: а-аа, г-у, ш-и, бу-у, эи и др.
4 месяца
свирель: аль-ле-е-лы, аты-аы и т.п.
7-8,5 месяцев
Лепет, произносит слоги: ба-ба, да-да-да и т.п.
8,5-9,5 месяцев
модулированный лепет: повторяет слоги с разнородными интонациями.
9,5-1 год 6 месяцев
Слова: ма-ма, ба-ба, ам-ам и т.д.
Звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.п.
1 год 6 месяцев – 1 год 8 месяцев
Попытки связать два слова в фразу (мама дай). Появляются властные слова (иди, иди; дай, дай!)
1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев
Появляются формы множественного числа.
1 год 10 месяцев – 2 года
Лексикон содержит до 300 слов. Больше всего существительных, союзов нет.
1 год 6 месяцев до 2 лет
Первый период вопросов: Что это?
3 – й год жизни
Словарный запас активно пополняется. Появляются многословные фразы.
4 – 5 лет
Отличительны длинные фразы, монологи. Появляется речь шёпотом, в 5 лет – речь про себя, то есть внутренняя.
Второй период вопросов: Почему?.
Практические советы по развитию речи
Непрерывно обрисовывайте словами всё то, что происходит и находится вокруг.
Сопровождайте словами все свои деяния, например, с кулаками и игрушками. А когда ребёнок начнёт за вами повторять, спрашивайте его, что он делает. В конце концов, от ответов, состоящих сначала из звуков, затем – из одного слова, он постепенно перейдёт к фразам.
Начинайте учить малыша тем словам, которые используются при счёте. Считайте всё, что видите: пуговицы на кофточке, лепесточки на цветке, кружочки на чашечке, пальчики.… Сам ребёнок считать, природно, не будет, но звучание слов ему будет нравиться.
Уделяйте внимание нужным словам: на, под, над, вверх, вниз. Играйте: заглядывайте за, залазьте под, поднимайтесь вверх и т.д. Умышленно делайте ударение на имени ребёнка, и на том, где он находится.
Изучайте собственное тело. При этом начинайте показывать сначала крупные доли тела: голову, живот; потом – локоть, колено; и наконец – ресницы, брови, зубы. Глядите в зеркало во время забавы. Можно использовать куклу для показа долей тела, а малыша спрашивать, как что именуется. Нарисуйте фигурки людей. Это детям очень нравится. Побуждайте ребёнка разговаривать вам, что изобразить. Пусть покажет доли тела на рисунке.
Помните о пальчиковой гимнастике. Давно доказано, что от развития мелкой моторики рук ребёнка зависит развитие его речи: пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи добиться не удастся. Поэтому пусть малыш катает шарики из пластилина, мелко рвёт бумагу, складывает пирамидки, матрёшки, играет с бусами, пуговицами (застёгивает и растёгивает их), делает узлы, пренебрегает. Играйте с ним в пальчиковые забавы – песенки и считалки, которые сопровождаются движениями рук и пальцев. Например:
а) Этот пальчик – дедка,
Этот пальчик – бабка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
Этот пальчик – наш малыш
А зовут его… (Имя).
б) Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
в) Моем шею, моем уши,
Вытираемся посуше,
Не спеша, не спеша.
Чистота всего дороже,
Мы и зубы вычищаем тоже
Порошком, порошком.
г) Ручки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок!
д) Мы играли, мы играли,
Наши пальчики устали.
е) Тук, тук, молотком,
Строим, строим
Новый дом.