Последующее развитие фантазии
Примечательно, что с возрастом забавы совпадает так нарекаемый возраст басни, то есть возраст, характеризующийся сильным интересом к басням (от 4 до 8 лет). Это так и обязано быть. Анализ содержания сказок подтверждает, что оно содержит те же необыкновенности фантазии, что и фантазия забавы. Здесь действует та же пассивная, некритичная, столь же субъективная и все одушевляющая анимистическая фантазия, что проявляется обычно во время забавы.
Однако сказка уже содержит заметно развитые элементы самостоятельной, свободной работы фантазии; и отсюда остается всего лишь один шаг до самостоятельной свободной работы фантазии подростка.
Известно, что подростки, необыкновенно в период полового созревания, увлеченно отдаются мечтам. Никогда человек не строит так много воздушных замков, как на этой возрастной ступени. Однако здесь достижением развития фантазии является иное обстоятельство. Дело в том, что у подростка появляется переживание действительности новой модальности — действительности фантазии. Теперь он с реальностью и миром фантазии уже не обращается одинаково. С этой поры можно сказать об правильной фантазии, так как представления фантазии в переживании уже дифференцированы.
В юношеском периоде у подростков появляется способность понимания искусства. Зачастую они и сами пробуют свои силы в этом направлении; примечательно, что ни на одной возрастной ступени не пишется столько стихов, как в пору юношества, когда почти все считают себя стихотворцами. Данное обстоятельство показывает, что в развитии фантазии начинается новый период — весьма веский, можно сказать, критический. Если до сих пор работа фантазии ребенка протекала основным образом спонтанно — не только в период забавы, но и в последующем, в пору мечтаний, — то сейчас к делу уже подключается воля, и мы становимся очевидцами происхождения активной фантазии. Можно сказать, что лишь после этого фантазия начинает работать на правильно человеческие цели, лишь после этого она начинает исполнять ту громадную роль, которая возложена на нее в истории культурного развития человека.
Согласно Рибо, в развитие фантазии можно выделить три периода: первый период начинается с трех лет, длясь в течение всего раннего детства. Отличительным для этого периода является то, что фантазия тут абсолютно свободна от разумных элементов. Но вслед за развитием интеллекта и в зависимости от достигаемого им уровня фантазия все больше и больше противопоставляется воздействию интеллекта, и начинается второй период — критический период, пора борьбы между объективностью интеллекта и субъективностью фантазии.
Третий период — это период победы интеллекта, когда фантазия питается его элементами и становится на путь разумного творчества. Следствием этого является то, что у некоторых фантазия резко снижается, они прощаются с идеалами юности, своими былыми мечтами и погружаются в прозу жизни. Но для тех, кто владеет действительно богатой фантазией, привнесение разумных элементов в фантазию творит лишь благосклонные условия — фантазия обогащается, проявляя правильно творческие способности.
Представленная схема нуждается в некоторых поправках. Следует подчеркнуть, что Рибо правильно указывает на главной, решающий момент в процессе развития фантазии. По его воззрению, этот момент состоит в пронизывании фантазии разумными элементами. И вправду, как знаменито, на пути развития фантазии особое значение имеет тот этап, когда пассивная, невольная работа воображения превращается в активный, произвольный, творческий процесс. Однако этому предшествуют еще две ступени. Одна — ступень фантазии забавы, которая феноменологически все еще не может быть сочтена ступенью настоящей фантазии и беспристрастно представляет собой процесс диффузного характера. Вторая ступень, формирующаяся между 6—8 годами и проявляющаяся в форме свободной работы фантазии, уступает место указанному Рибо переходному периоду, заменяясь, в конце концов, ступенью продуктивной, активной фантазии.
Разумеется, как и в общем везде, здесь также следует учитывать, что достижение новых ступеней развития отнюдь не значит полное уничтожение ветхих, которые, правда в снятом виде, все-таки продолжают свое существование.