Навигация > Главная > Общая психология > 3. Проблема уверенности

3. Проблема уверенности


3. Проблема уверенности

Чувство уверенности в определенном смысле связано не только с суждением, часто сопутствуя и иным переживаниям. Можно сказать, что оно представляет собой один из главных факторов работы нашей психики.

Разумеется, при восприятии чувство уверенности умышленно и сознательно не дано, как это происходит при суждении. То, что в восприятии переживается актуальная действительность, как бы само собою разумеется, то есть вопрос о том, так ли это на самом деле, здесь просто не встает. Однако тот факт, что чувство уверенности подспудно участвует и в восприятии, становится тотчас же явным, как только оно по какой-либо причине нарушается. Посещают случаи, когда субъекту все вдруг начинает казаться чуждым, нереальным, между ним и действительностью нарушается обычный контакт; возникает состояние, именуемое отчуждением действительности. В сходственных случаях разговаривать о истинном восприятии уже не приходится — субъекту чуждо переживание действительности, ему все кажется нереальным. Следовательно, истинное восприятие изначально подразумевает чувство уверенности, без него переживание действительности невероятно.

Однако чувство уверенности представляет собой определяющий фактор не только восприятия — вне него не существует и представления. В частности, без чувства уверенности оказались бы невероятными и акты узнавания или воспоминания! Припоминая что-либо, мы всегда уверены, что это и есть то, что мы обязаны были вспомнить. Иначе воспоминание как репродукция было бы абсолютно невозможным.

Но следует отметить, что чувство уверенности в актах суждения проявляется несколько иначе, чем в актах восприятия и памяти. Дело в том, что в процессе обычного восприятия или воспоминания чувство уверенности не выходит на передний план, остается подспудным, как бы само собою разумеющимся — здесь оно как словно присутствует в латентном состоянии. Но как только появляется какая-либо помеха, затрудняющая процесс восприятия или воспоминания, чувство уверенности тотчас же переходит на передний план сознания.

Например, часто подмечено, что в опытах памяти испытуемый, механически и без запинки повторяя ряд прочно заученных вздорных слогов, не чувствует никакой уверенности в том, что не заблуждается. Однако как только возникает какая-либо помеха — вопрос или сомнение, у субъекта тотчас же появляется выраженное чувство уверенности. Как отмечает Бюлер, чувство уверенности неподражаемо четко проявляется тогда, когда ему предшествует сомнение, проверка или вопрос.

В случае суждения мы всегда имеем дело с задачей, вопросом, на который и обязан ответить акт суждения, поскольку суждение — основная форма мышления, а мышление всегда начинается с удивления, с постановки вопроса. Поэтому природно, что наиболее отчетливое чувство уверенности сопутствует суждению.

Таким образом, можно сказать, что уверенность переживается двояко: а) как словно незначительно, латентно и б) наглядно и отчетливо. Первое имеет место в случае свободного протекания психических процессов — будь то восприятие, воспоминание или что-то иное, второе же — при происхожденьи помехи, вопроса или сомнения.

Однако, в заключительном случае мы имеем дело уже с процессом мышления, ведь помеха, вопрос, сомнение представляют собой стимулы мышления.

Когда у испытуемого возникает вопрос, действительно ли существует то, что он актуально воспринимает, или действительно ли правильно он вспоминает то, что обязан вспомнить, он уже начинает думать, рассуждать: правильно или нет его воспоминание? Существует ли на самом деле то, что он воспринимает? Следовательно, выявленное чувство уверенности связано только с актами мышления, суждения; но поскольку оно подспудным образом непременно сопутствует восприятию и представлению, то выясняется, что суждение нисходит корнями к наглядному переживанию не только с точки зрения своего содержания, но и в плане присущего ему специфичного переживания в виде выявленной уверенности.

На чем основывается уверенность? В чем следует усматривать его источник? По воззрению Юма, чувство уверенности не представляет собой ничего специфического; как и все в нашей психике, оно также является представлением с определенными качествами. Юм считает, что неподражаемо светлое и полное представление, возникающее у нас в процессе воспоминания, и есть то, что переживается нами как уверенность в правильности воспоминания. Мюллер, в отличие от Юма, считает подобные качества представлений — четкость и полноту, быстроту их репродукции, прочность и легкость их узнавания — не самим ощущеньем уверенности, а лишь его критериями. Это значит, что, по его воззрению, уверенность — скажем, в правильности воспоминания — основывается на этих критериях. В частности, когда возникают четкие и полные представления, репродуцирующиеся прытко и энергично, у субъекта возникает убежденность в правильности своего воспоминания.

Ошибочность обоих этих взоров содержится в том, что вторичный процесс объявляется первичным — те или иные качества представлений, их полнота и отчетливость могут отнюдь не предшествовать чувству уверенности, а, наоборот, формироваться на основе данного переживания.

В выгоду этого положения свидетельствуют экспериментальные данные. Допустим, испытуемому предлагается тактильным маршрутом узнать некий неизвестный предмет. Когда ему кажется, что он узнал предмет, когда у него появляется уверенность в том, что это — вполне определенный предмет, тогда некоторые качества этого предмета представляются ему весьма отчетливыми, несмотря на то, что беспристрастно они могут быть и абсолютно иными. Даже не будь это так, испытуемый обычно обращает внимание на отчетливость и полноту представления только тогда, когда его просят объяснить, почему он уверен в безошибочности работы своей памяти. Убедившись, что воспоминание, в правильности которого он уверен, является более живым и четким, чем вызывающее сомнения, испытуемый полагает, что именно эти качества и сочиняют основу его уверенности. Таким образом, в этом случае данные самонаблюдения испытуемого представляют собой быстрее его теорию, нежели действительно фактический материал.

Примечательно, что все опыты, посвященные изучению вопроса уверенности, основываются на вышеописанной теории непосредственности. И в самом деле, пусть у субъекта имеется чувство уверенности. Что лежит в его основе? Или чем предопределено данное чувство? Ответ таков: чувство уверенности обусловлено иными переживаниями, в частности, представлениями и необыкновенностями их протекания; итак, одно переживание предопределено иным.

Факт использования в данном случае теории непосредственности обусловлен специфической трудностью, сопутствующей проблеме чувства уверенности. В самом деле, в чем состоит основная сложность этой проблемы? У субъекта есть определенное суждение, то есть определенный психический факт, содержащий убежденность в том, что его содержание правильно отражает беспристрастную реальность. Именно в этом и содержится сложность: на каком основании мы уверены в правильности субъективного отражения беспристрастной реальности, если все наши знания об беспристрастном мире основываются вновь-таки на субъективном отражении; а это значит, что мы лишены возможности сопоставить беспристрастную реальность и ее отражение и проверить, действительно ли между ними существует соответствие, как это утверждается в суждении. Имей мы сходственную возможность, тогда наша уверенность в правильности суждения действительно имела бы опору. Но ведь это невероятно! Тем не менее, у нас все-таки возникает уверенность в том, что наше суждение представляет собой правильное отражение беспристрастной реальности. Так на чем же основывается эта уверенность, когда мы, повторяем, знаем об беспристрастном положении вещей лишь то, что дано в самом суждении?

Как видим, в данном случае подразумевается полная независимость нашей психики и беспристрастной реальности, их полный отрыв друг от друга. Суждение формируется внутри самого субъекта, а беспристрастная реальность находится вне него. Откуда же берется у субъекта уверенность в том, что его суждение правильно отражает то, о чем он ничего не знает? Единственным выходом здесь может послужить лишь следующее предположение: эта уверенность обязана иметь чисто психическое происхождение. Ее основы следует разыскивать вновь-таки в самой психике — коль прытко беспристрастное для нас недоступно, в нашем распоряжении остается только психическое.

Однако мы знаем, что основная ошибка теории непосредственности состоит в отождествлении субъекта с психикой. Следовательно, данная теория представляет процесс мышления следующим образом: субъект, то есть психика, противопоставляется беспристрастной реальности, и на этой основе в ней, в психике, возникает некий процесс, которые мы считаем отражением этой реальности. И никто не знает, правы ли мы или нет; мы всего лишь руководствуемся некоторыми признаками, имеющими место в психике, возводя на этом свою уверенность.

Стало быть, получается, что в качестве меры или свидетельства соответствия определенного субъективного содержания неким беспристрастным обстоятельствам выступает иное субъективное содержание, имеющее с беспристрастным ровно столько же общего, что и первое.

Полагаем, что в действительности процесс взаимодействия субъекта с беспристрастной реальностью следует представить иначе. Нам знаменито, что воздействие беспристрастной реальности на субъекта в первую очередь вызывает у него как у целостности соответствующий эффект — установку, а не отдельные психические акты и явления. Мы знаем, что этот эффект представляет собой отражение, подходящее беспристрастной реальности; благодаря установке беспристрастная ситуация как бы переносится в субъекта, настраивая его в соответствии с беспристрастной обстановкой. Поэтому понятно, что работа психики субъекта в процессе сходственного взаимодействия — в процессе познания — может зависеть только от этой установки, как работа психики субъекта с данной направленностью установки. Скажем, субъект сумел так направить свою психику, что у него возникли идеи, подходящие именно данной установке. Вспомнив, что установка представляет собой отражение беспристрастной обстановки, то есть перенесенную в субъекта беспристрастную ситуацию, то станет светло, что у субъекта обязано возникнуть чувство соответствия своих идей беспристрастной обстановке, то есть как раз то чувство, которое в виде уверенности сопутствует нашим актам суждения.

Теперь уже понятно, каким образом в основе наших суждений лежит переживание их соответствия беспристрастной реальности, несмотря на то, что она постигается впервые лишь через эти же суждения. Мы предполагаем, что сходственное вероятно за счет того, что в процессе взаимодействия с объектом субъект как целостность претерпевает подходящее этому объекту изменение — у него возникает определенная установка; вследствие этого деяния психики в соответствии с этими изменениями переживаются субъектом в виде соответствия беспристрастной ситуации. Так возникает чувство уверенности в правильности нашего суждения.

Если принять сходственную точку зрения, то становится понятным и то, что такая уверенность в более или менее выраженной ступени отмечается во всех случаях взаимодействия субъекта и объекта, включая восприятие и представления.

Наконец, следует отметить, что высказанное нами положение о генезисе чувства уверенности можно подтвердить и экспериментально. Если у испытуемого создать установку в состоянии гипнотического сна, то он и после пробуждения продолжит действовать в соответствии с данной установкой. Следовательно, существует прямой довод для признания установки основой гипнотического внушения. В то же время знаменито, насколько твердая уверенность свойственна суждениям, внушенным в гипнотическом состоянии.

Стало быть, чувство уверенности здесь бесспорно возникает на основе подходящей установки. Мы располагаем бесспорным доказательством того, что чувство уверенности возникает на основе целостной модификации субъекта — установки.

О истинном познании в сущности можно разговаривать лишь тогда, когда суждение сопровождается ощущеньем уверенности, возникшем на основе собственного контакта с действительностью, то есть если в основе этого переживания лежит установка, отражающая беспристрастную ситуацию. Однако установка может быть и внушена; те или иные положения могут показаться правильными либо потому, что они высказаны влиятельным личиком, либо в силу того, что они нас каким-то образом устраивают, поскольку их содержание отвечает нашим тайным намерениям и желаниям. По этим причинам у нас может возникнуть подходящая им установка и, следовательно, уверенность. В этом случае, разумеется, разговаривать об правильном познании не приходится.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.