Навигация > Главная > Возрастная и педагогическая психология > СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА


СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Основные концепции и модели воспитания в семье. Выделяют ряд моделей воспитания, разработанных в различных научных школах.

Адлеровская модель (А. Адлер). Эта концепция основывается на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, которое определяется водящим принципом взаимоуважения членов семьи. По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития личности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают культуру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить.

Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются равенство, сотрудничество и природные результаты. С ними связаны и водящие принципы воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. По данной модели помощь родителям обязана носить воспитательный характер. Нужно научить их почитать уникальность, особенность и неприкосновенность личности ребенка с самого раннего детства. Необходимо помочь каждому из родителей понять детей, войти в их образ мышления, выучиться разбираться в мотивах их поступков, развивать свои методы воспитания и развития личности. Природные логические рассуждения, используемые в ходе воспитания, дозволяют ребенку на практике осознать свое поведение или прочувствовать на деле результаты своих деяний. Это способствует гармонизации отношений в семье и прыткому осознанию ребенком изъянов собственного поведения .

Учебно-теоретическая модель (Б. Скиннер). В основе модели лежат результаты экспериментальных исследований, с подмогою которых была сделана попытка определить, каким образом установки на поведение родителей влияют на ребенка. Это направление основано на общей теории бихевиоризма. В разглядываемой модели подчеркивается, что поведение родителей и их детей можно изменить методом переучивания или научения. Воспитание родителей состоит в их обучении прытким техникам поведения. Поведение родителей меняется по мере осмысления ими своих и ребяческих поступков, их мотивов. Они постепенно овладевают умениями регулирования поведения.

Способами формирования поведения являются положительное подкрепление (поощрение), отрицательное подкрепление (наказание) и неименье подкрепления (нулевое внимание). Родители играют роль агентов социального окружения, которые регулируют поведение ребенка с подмогою указанных выше средств. В ходе обучения родители обеспечиваются научными сведениями о регуляции поведения, знакомятся со специальной терминологией, подсобляющей обрисовывать эти процессы. Родителей учат разбираться в реакциях ребенка и формировать их раздражители. Навыки диагностики поведения входят во все программы учебно-теоретического направления. Целью программ данного направления

является обучение родителей наблюдению и измерению поведения и практическое применение принципов теории социального научения в изменении поведения в семейных условиях.

Модель чувственной коммуникации (Т. Гордон). Модель базируется на феноменологической теории личности Карла Роджерса и практике клиентоцентрированной терапии, целью которой является творенье условий для самовыражения личности. Это достигается сглаживанием разницы между Я-образцовым и Я-реаль-ным при определенных психологических обстоятельствах. Если каждому человеку свойственны две основные потребности: позитивного отношения иных и самоуважения, то условием здорового развития ребенка является неименье противоречия между представлением о том, как к нему относятся иные — Я-образцовым, и действительным уровнем любви — Я-реальным. Изменить поведение человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. Тем самым психотерапевт подсобляет клиенту освободить свои чувства, осознать свое поведение и предпринять конкретные шаги по его изменению.

В семейном воспитании модель чувственной коммуникации значит диалогичность общения, его открытость, раскрепощенность чувств, их искренность. От развития чувственных коммуникаций к самовыражению каждого члена семьи устремляется данная модель воспитания родителей. Родители, овладевающие данной моделью, обязаны усвоить три главных умения: 1) активного слушания; 2) доступного для ребенка выражения собственных чувств; 3) практического использования принципа оба правы в семейном общении.

С названными навыками связано и умение поставить, правильно сформулировать проблему и найти ее адресата. Т. Гордон считал, что родители обязаны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответственность за поиск их ре-ш е н и я на самого ребенка.

Модель, основанная на транзактном анализе (М. Джеймс, Д. Джонгард). Сообразно теории транзактного анализа Э. Берна, личность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями Я. Это способ восприятия действительности, основанный на анализе получаемой информации и реагирования индивидуума на действительное. Человек может это делать по-различному: по-ребячески, по-взрослому, по-родительски.

Ребенок в личности — это спонтанность, творчество, интуиция. С этим началом связаны биологические потребности и основные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, поскольку в ней представлено все самое природное в человеке.

Взрослый в личности действует последовательно. Свойствами этого начала, этой доли человеческой личности являются систематические наблюдения, объективность, следование законам логики, рациональность. В развитии личности с областью взрослый связано все сознательное. Оно начинается с развития сенсорно-моторного уровня восприятия и достигает формального, абстрактно-логического мышления.

Положение родителя в личности включает в себя приобретенные нормы поведения, повадки и ценности. Поведение влиятельных людей в социальном окружении учит личность определенным нормам и способам поведения через родительскую часть. Родительское программирование во многом предопределяет, сообразно Берну, судьбу ребенка. Оно исполняется прежде всего через трансакции – единицы общения, которые могут быть дополнительными, т.е. способствующими взаимопониманию, пересекающимися, вызывающими конфликты и напряжение, и тайными, при которых информация в ходе общения искажается.

Основная задача воспитания родителей — научить членов семьи обоюдным компромиссам и умению их использовать в иных социальных сферах. Для этого они обязаны овладеть терминологией транзактного анализа при рассмотрении своего поведения и взаимоотношений в семье, выучиться определять характер потребностей и запросов ребенка и устанавливать с ним адекватные коммуникации. Это необходимо потому, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении отношений между родителями и ребенком.

Модель групповой терапии (X. Джинот). В основе модели лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка. Модель носит сугубо практический характер и сосредоточена на рассмотрении проблемных ситуаций.

Воспитание родителей, по Джиноту, исполняется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Целью групповой терапии является достижение позитивных изменений в структуре личности родителей (для людей с эмоциональными нарушениями, не умеющими справляться с проблемами отношений детей и родителей). Групповые консультации обязаны помочь роди-

телям справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Во время консультации родителям подсобляют избавиться от чувства вины, показывая подобные переживания в иных семьях, родители делятся переживаниями, опытом, рассказывают друг другу о трудностях. Постепенно они начинают более беспристрастно глядеть на проблемы своей семьи. Инструктаж родителей также происходит в группе и подсказывает групповую консультацию.

Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к се мейной жизни (И.В. Гребенников). В 70-80-е годы под руководством И.В. Гребенникова была разработана и методически оснащена программа педагогического просвещения родителей, которая исходила из предположения о том, что веская часть изъянов и просчетов в семейном воспитании и семейных отношениях связана с психолого-педагогической неграмотностью родителей. Разработка программ такого просвещения, ориентированных на необыкновенности воспитания детей различного возраста, специфику семей и семейных проблем, а также деятельная подготовка педагогов школ и дошкольных учреждений к их реализации, выпуск специальных справочников, энциклопедий семейной жизни и семейного воспитания веско активизировали внимание к проблеме родительства. Вторым, в большей ступени профилактическим аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специальный школьный предмет Этика и психология семейной жизни, подготовка кадров к его преподаванию. Основной проблемой реализации модели в ее психологических аспектах было неименье в учреждениях образования практических психологов и неспособность педагогов разрешать психологические проблемы семьи и семейного воспитания.

Отклонения в семейном воспитании. Учитель часто сталкивается с результатами различных нарушений воспитательного процесса в семье. В медицинской, психологической и педагогической литературе осмотрены такие виды отклонения в воспитании, как гипо- и гиперпротекции, безнадзорность, эмоциональное отвержение и др. Эти нарушения связаны как с индивидуально-психологическими необыкновенностями родителей, так и наличием определенных собственных проблем, решаемых за счет ребенка.

Первое различение нарушений связано с тем, сколько сил, внимания и медли уделяют родители своим детям (уровень протекции). Выделяют два уровня протекции:

.1. Гиперпротекция — родители уделяют подростку крайне много медли, внимания, когда его воспитание стало центральным

делом жизни родителей, главным, чему посвящена жизнь. Типичные высказывания таких родителей отражают то главное место, которое подросток занимает в их жизни, преувеличенное представление о том, что произойдет, если не отдавать ему все силы и время.

2. Гипопротекция — случаи крайне заниженного уровня протекции, когда ребенок фактически лишен внимания родителей, до него руки не доходит, родителям не до него. Ребенок просто выпадает из виду. За него берутся лишь время от медли, когда приключается что-то серьезное.

Второе основание определения нарушений — степень удовлетворенности потребностей подростка. Здесь вероятны два типа отклонения:

1.  Потворствование. Родители устремляются к максимальному удовлетворению любых потребностей ребенка, его балуют. Любое желание для них — закон. Доказывая необходимость такого воспитания, родители приводят доводы, являющиеся типичной рационализацией: слабость ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель, то, что подросток растет один, без отца, и др.

2.  Игнорирование потребностей ребенка. Данный стиль характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, необыкновенно потребность в эмоциональном контакте и общении с родителями, в их любви.

Следующий параметр воспитания, который может нарушаться, — количество требований к подростку в семье. Требования — это и повинности подростка — те задания, которые подросток исполняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь иным членам семьи), и требования-запреты (то, что подросток не обязан делать). Невыполнение требований предусматривает санкции от осуждения до грозных наказаний. Здесь можно выделить следующие формы нарушений системы требований:

1. Чрезмерные требования. Повышенная нравственная ответственность. Требования к подростку в этом случае очень велики; непомерны, не подходят его возможностям, не только не подсобляют развитию личности, а, против, ставят под угрозу. Необыкновенно главны два случая: в первом – на подростка перекладывается более или менее веская часть повинностей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие родители, как управляло, осознают, что подросток очень нагружен, но не

видят в этом чрезмерности и уверены в выгоде. В ином случае — от подростка ждут веских и не подходящих его способностям успехов в учебе либо иных престижных занятиях.

2.   Недостаточность повинностей. В этом случае подросток имеет минимальное количество повинностей в семье.

3.   Чрезмерное количество требований-запретов. В этом случае ребенку все нельзя. Перед ним ставится громадное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность.

4.   Недостаточность требований-запретов. В этом случае, наоборот, ребенку все можно. Ребенок предоставлен сам себе и не имеет никаких ограничений.

Следующий параметр воспитания, который может нарушаться, — строгость наказаний. Здесь также встречаются варианты от чрезмерной строгости наказания до их минимализации и отсутствия.

Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправленного воспитания.

Одна из классификаций типов нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом. Выделяются следующие типы воспитания:

Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая устремляется к максимальному удовлетворению его потребностей.

Доминирующая гиперпротекция. Подросток также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и медли, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.

Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу Золушки.

Повышенная нравственная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с изъяном внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем.

Гипопротекция (гипоопека). Подросток предоставлен себе, родители не увлекаются им, не контролируют его.

Причины ошибочного воспитания весьма разны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще — низкая педагогическая культура родителей. Во втором случае нередко главную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные необыкновенности самих родителей.

Достаточно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем:

  • расширение сферы родительских чувств;
  • предпочтение в подростке ребяческих качеств;
  • воспитательная неуверенность родителя;
  • фобия утраты ребенка;
  • неразвитость родительских чувств;
  • сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка, например, предпочтение женских качеств у мальчиков;
  • проекция на ребенка собственных нежелательных качеств;
  • вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Какие нарушения вызывают сходственные отношения родителей? Повышенную (доминирующую или потворствующую) протекцию или, наоборот, гипопротекцию, эмоциональное отвержение и жестокое обращение. Вероятен и противоречивый тип воспитания.

Нарушения семейного воспитания требуют психолого-педагогической коррекции, которую может осуществить школьный психолог общо с учителем.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.