Навигация > Главная > Психология эмоциональных отношений > ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ


ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Семиология современной социальной психологии необыкновенно многозначна. Часть используемых в научной литературе понятий имеют не одно, а несколько значений, покрывают весьма разнородные аспекты реальности. Это связано прежде всего с тем, что многие понятия, являясь одновременно и повседневными, распространены не только и не столько, в рамках науки, но и литературном, и даже в разговорном языке. Разно и происхождение входящих в аппарат психологической науки понятий — это и термины, заимствованные из иных наук, и изменившие в той или иной ступени свое значение элементы ежедневной речи, и, окончательно, собственно психологические понятия. Закономерны поэтому те терминологические трудности, которые встают при проведении психологических исследований, необыкновенно тогда, когда предметом научного анализа выступают такие означаемые для каждого человека явления, как симпатия и антипатия, дружба и вражда, любовь — класс феноменов, которые можно означать словосочетанием эмоциональные отношения

Определение понятий есть первый и необходимый шаг любого исследования. При изучении эмоциональных отношений между людьми вероятны два пути решения этой задачи. Первый — тщательный анализ и сравнение содержания тех понятий, которые используются в науке для обозначения данного феномена или недалёких ему явлений. В список этих понятий войдут прежде всего симпатия, эмпатия, привлекательность, влюбленность, любовь и т. д. Понятиями более высокого уровня будут межличностное восприятие, социальные установки, общение, меж-личностные отношения и многие иные. Такой анализ позволил бы установить связи между разными: терминами, определить те аспекты реальности, которые они покрывают, и, в окончательном счете, дать приемлемую дефиницию самих эмоциональных отношений. Это путь, который условно можно обозначить как путь от научных конструктов к реальности. Второй путь — от реальности к конструктам — предполагает ориентацию не на служившийся терминологический аппарат, а на содержание самого исследуемого явления, в данном случае — эмоциональных отношений, представляющих собой некую реальность, существующую вне зависимости от попыток ее исследования и научного определения. Первый путь более традиционен и академичен, второй же дает больше шансов на то, что содержание феномена эмоциональных отношений не будет выхолощено, утрачено в процессе его научного описания и анализа

Второй путь представляется нам более преимущественным. /Говоря об отношениях между людьми, мы обращаемся одновременно к двум классам явлений. Это, во-первых, некая система взаимодействия, контактов, связей (в социально-психологической литературе именно этот круг явлений обычно охватывается понятием эмоциональные отношения), во-вторых, оценка субъектом самих этих взаимодействий и контактов и, главное, участвующих в них партнеров (у нас превосходные отношения, я плохо к нему отношусь). Эта оценка всегда носит ясно выраженный эмоциональный характер и может быть названа эмоциональным компонентом или эмоциональным аспектом межличностных отношениий Два этих аспекта — беспристрастный и оценочный — желая и узко переплетены друг с приятелем и даже не существуют друг без друга, относятся тем не менее к разным аспектам реальности — это беспристрастные, доступные для наружного наблюдения процессы, с одной стороны, и их субъективное (эмоциональное) отражение — с другой

Конечно, любые межличностные отношения и любые реализующие их акты общения имеют тот или иной эмоциональный (или оценочный) компонент. Более того, оценочный аспект присутствует не только в собственно межличностных отношениях, но и в отношениях, в которых одним из субъектов выступает индивид, а иным — (слово ропущено…) Оценочный аспект существен даже и для общественных отношений, по крайней мере, в той ступени, в которой они реализуются в процессе межличностного общения . То же дотрагивается отношений между людьми межличностных — то одним из критериев для их типологизации может быть как раз ступень выраженности эмоционального или оценочного компонента

В некоторых межличностных отношениях он представлен сравнительно слабо и не влияет ни беспристрастно, ни субъективно на развитие отношений

Примером могут служить, в частности, сугубо деловые отношения между малознакомыми людьми — ни частота контактов, ни их содержание, не будут в существенной мере определяться тем, как партнеры относятся друг к другу. В иных же межличностных отношениях эмоциональный компонент не только субъективно представляется главнейшим, но и беспристрастно определяет теперешнее состояние и последующее развитие взаимодействий. Именно4 такие межличностные отношения(их образцом могут быть симпатия и любовь), которые мы впредь будем именовать эмоциональными отношениями, и станут предметом рассмотрения в данной книге. Задачей же данной работы является прояснение закономерностей происхождения, развития, стабилизации и распада эмоциональных отношений в паре

Межличностные отношения являются одной из наиглавнейших и наиболее досконально выученных, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, проблем социальной психологии. К истинному медли советскими учеными накоплен ценный фактический материал по этой проблеме и построены занимательные теоретические модели. Вместе с тем и потребности практики, и традиции советской социальной психологии привели к неравномерности в изучении различных аспектов проблемы, в частности сравнительно малоразработанной оказались, именно эмоциональные отношения, такие, как симпатия и антипатия, дружба и вражда и т. д

Исследование эмоциональных отношений — назревшая для советской социальной психологии задача, решение которой главно и по собственно научным и по практическим основаниям. Основным из собственно научных оснований является тот факт, что до сих пор в сознании многих людей они остаются своего рода бастионом индетерминизма. Развитие психологии, в том числе и социальной, привело к утверждению материалистического понимания психических феноменов, состоящего в выявлении с подмогою научных методов их причинной обусловленности. Однако, как отмечает А. В Петровский, … можно привести великое число психологических (и еще больше педагогических) работ, где межличностные отношения представлены как некие образцовые силы, ни в чем не материализованные и никак не опредмеченные, а потому не поддающиеся конкретному исследованию. В еще большей ступени, на наш взгляд, это относится к чрезвычайно основным для человека эмоциональным отношениям. Большинство психологов обходят эмоциональные отношения, как бы предполагая, что они принципиально недоступны научному познанию. При их упоминании подчеркиваются те свойства, которые отличают их от иных явлений, например, отмечается спонтанность эмоциональныхотношений, которая рассматривается не как закономерное проявление личностных необыкновенностей соучастников общения, а как антитеза причинности. В то же время моменты сходства и родовидовые связи эмоциональных отношений с иными психическими явлениями, которые и делают эти феномены познаваемыми, часто пренебрегая их. Эмоциональные отношения, таким образом, выводятся из сферы науки. Их демистификация, включение в сферу научного анализа необходимы для последующего развития материалистической психологии

Кроме того, ни одна модель человеческого’ поведения не может считаться достаточно полной и адекватной, и будет хранить печать сциентистского высокомерия по отношению к людям до тех пор, пока она не ассимилирует столь главные для человека феномены, как симпатия, дружба и любовь

Не менее серьезным основанием для развертывания исследований эмоциональных отношений являются запросы практики. По выражению Маркса, … развитие индивида обусловлено развитием всех иных индивидов, с которыми он находится в прямом ил косвенном общении. Эта связь развития одного человека с развитием иных тем сильнее, чем ближе отношения между людьми. Углубление понимания закономерностей эмоциональных отношений становится, следовательно, одним из условий обеспечения многостороннего развития личности

Исследование эмоциональных отношений необходимо и для решения социально-демографических проблем. В заключительные годы в развитии института семьи в нашей стране наблюдается ряд негативных моментов — растет число разводов, увеличивается количество одиноких людей, которые не могут найти себе супруга, и т. д. Для разработки мероприятий по противодействию этим явлениям требуется более активный анализ лежащих в основе семьи эмоциональных отношений. Трудности, с которыми сталкиваются люди при установлении и развитии эмоциональных контактов, свидетельствуют о том, что для решения этих проблем просто здорового смысла и жизненного опыта далеко не всегда посещает J достаточно

Знание закономерностей формирования 1 и распада эмоциональных отношений необходимо и для организации психокоррекционной работыв рамках службы семьи или в рамках каких-либо иных организационных форм. Опыт показывает, что веская часть клиентов видят причину своих трудностей именно в нарушениях в сфере эмоциональных отношений

Нельзя абстрагироваться от эмоциональных отношений и разговаривая о проблемах воспитания. Еще Д. Локк отмечал, что никто не может жить в сообществе под гнетом постоянного нерасположения и дурного сужденья своих недалёких и тех, с кем он общается. Следовательно, эмоциональные отношения необходимо использовать в ходе воспитательного процесса. Для советской педагогики целью воспитания являеся личность, а коллектив, отношения в коллективе — средством воспитания. Исторически сложилось так, что в советской педагогической науке наиболее разработанными оказались моменты! воздействия на личность системы формальных отношений в коллективе, неформальные же отношения, наиболее! нагруженные эмоциональным компонентом, стали привлекать к себе внимание сравнительно недавно (см. об этом работы Л. И. Новиковой , А. В Мудрика, Г. И. Щукиной и др.)

При исследовании эмоциональных отношений необходимо непрерывно помнить об их двойном содержании — это одновременно и беспристрастный процесс взаимодействия и размена информацией между людьми, и оценка ими друг друга

Первая ипостась феномена эмоциональных отношений изучается в русле проблематики общения, вторая имеет более трудную ведомственную принадлежность — именно к ней относятся те имплицитно присутствующие во многих работах представления об индетерминизме и непознаваемости, о которых говорилось выше

Для того чтобы и этот оценочный аспект эмоциональных отношений стал предметом научного анализа, необходимо соотнести его с иными психологическими и социально-психологическими явлениями, вскрыть родовидовые отношения, связывающие его с иными, традиционно изучаемыми феноменами, такими, как межличностное восприятие, социальная установка и т. д

В заключительные годы в советской и иностранной психологии в качестве термина, родового для широкого круга феноменов эмоциональных отношений (еще раз повторим, что имеется в виду их оценочный компонент), от симпатии, возникающей на самом первом этапе знакомства, до амурных переживаний, утвердился термин аттракция (синоним — межличностная аттракция). Права гражданства этому термину дал международный справочник психологических исследований Psychological Abstracts, который X 1965 г. выделяет работы, посвященные проблеме аттракции, в специальный раздел. Термин аттракция представляет собой кальку английского слова attraction, которое словарь Вебстера определяет как притяжение в физическом смысле, отмечая, что это одновременно и некоторая тенденция к соединенью. Природно, для уяснения психологического смысла термина и его соотношения с иными феноменами такого определения недостаточно. Обратимся к специальным психологическим Словарям и энциклопедиям. Большинство из них об аттракции вообще не упоминает

Среди немногих исключений Короткий психологический словарь, определяющий аттракцию как понятие, означающее происхожденье при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для иного и словарь Инглиш и Инглиш , определяющий ее как такую необыкновенность объекта, которая способствует вовлечению человека в общую с этим объектом активность. В то же время отмечается, что; желая аттракция приписывается объекту, на самом деле — это характеристика взаимодействия между человеком и объектом. Таким образом, аттракция объекта определяется нуждами и желаниями человека, его расценивающего, не в меньшей ступени, чем характеристиками самого объекта

К раскаянью, и эти достаточно доскональные дефиниции не дают адекватного представления о том, что разумеют под аттракцией ее исследователи. Сами же они либо вообще не дают определения аттракции, либо дают определения чрезвычайно короткие, не согласующиеся не только друг с приятелем, но иногда даже с подходом к этой проблеме самого автора

Такая терминологическая неясность имеет, помимо новизны темы, и ряд иных причин. Назовем лишь одну из них. В социально-психологической литературе наряду с термином аттракция существуют и иные термины, очень недалёкие ему по смыслу, содержание которых частично даже пересекается с содержанием, вкладываемым в понятиеаттракции ‘. Это либо побуждает ученых, исследующих аттракцию на эмпирическом уровне, вообще отрицаться от определения, ссылаясь на общепринятые представления, либо диктует необходимость отделения аттракции от сходных феноменов и приводит к громоздким, с трудом переводимым на операциональный язык, дефинициям

Таким образом, для решения задачи соотнесения эмоциональных отношений с иными явлениями необходимо обратиться к самому содержанию феномена аттракции, ориентируясь вначале на интуитивные, вненаучные представления о нем, — в конце концов именно факт пребыванья аттракции в реальной жизни до и вне зависимости от ее изучения и определений является стимулом к научным исследованиям. Итак, прежде всего аттракция — это чувство одного человека к иному. Как таковая она представляет собой приватный случай в ряду эмоциональных явлений. Затем, аттракция — это отношение к иному человеку, т. е. она принадлежит и к классу социальных установок; наконец, аттракция — это оценка человека (хороший, симпатичный), следовательно, она представляет собой определенный компонент межличностного восприятия. Обратимся к взаимоотношениям аттракции с каждым из этих трех явлений..

Рассмотрение аттракции как эмоции — при этом аттракция становится проблемой общей психологии — подготовлено анализом эмоций, содержащимся в трудах Ф. В. Бассина , Л. В. Благонадежиной , В. К Вилюнаса , Л. С. Выготского , С. Л. Рубинштейна , П. В. Симонова , Г. X. Шингарева и др. Специфика же аттракции по сопоставленью с иными эмоциями состоит в ее предмете — аттракция есть эмоция, имеющая своим предметом иного человека

Анализ аттракции как аттитюда(социальной установки) подготовлен самой историей развития ее экспериментального изучения. Если обратиться к практике измерения аттракции, обнаружится, что, несмотря на разнобой определений, в ней просматривается единообразие. Оно состоит в том, что большинство творцов измеряет аттракцию как аттитюд на иного человека

Таким образом, представление об аттракции как об аттитюде имплицитно заложено в большинстве посвященных этому феномену работ В чем же видится специфика аттракции по сопоставленью с иными аттитюдами? Объектом аттитюда может быть любой реальный или придумываемый объект, любой аспект социальной жизни или элемент когнитивной структуры

Однако в силу различных причин в социальной психологии почти повсеместно изучались аттитюды на великие группы людей, социальные институты или явления общественной жизни. Аттитюды на одного, конкретного, человека изучались крайне редко, а в тех случаях, когда они все же рассматривались, объекты отношения были максимально деиндивидуализированы, их видовые свойства (например, классовая и национальная принадлежность политического деятеля) владели великим весом, чем индивидуальные, о которых испытуемые зачастую даже не были осведомлены. Специфической необыкновенностью аттракции является именно то, что она представляет собой аттитюд на единичный объект, на индивида, в отличие от обычно изучаемых аттитюдов на некоторый класс объектов

Последним из трех феноменов, соотношение с которыми аттракции мы осматриваем, является межличностное восприятие. Идея подхода к аттракции как к компоненту межличностного восприятия выдвинута давно

Если исследователи, изучающие аттракцию на эмпирическом уровне, не всегда задумываются о ее месте в структуре науки, то ученые, пытающиеся эксплицировать такую структуру (в частности, творцы учебников), по необходимости обязаны это делать. Показательным является тот факт, что в подавляющем большинстве учебников по социальной психологии, в том числе и в учебнике для психологических факультетов университетов, написанном Г. М. Андреевой , аттракция включается в раздел, посвященный межличностному восприятию

Межличностное восприятие изучалось многими советскими исследователями. Прежде всего необходимо назвать работы, выполненные А

А. Бодалевым и его сотрудниками и воспитанниками. Для большинства исследователей межличностного восприятия предметом изучения являлись такие когнитивные компоненты, как точность восприятия, приписываниеличностных черт на основе необыкновенностей внешности, искажения в восприятии иного человека и т. д. Эмоциональные компоненты образа иного человека исследовались веско реже, во всяком случае, обычно не ‘ вычленялись в качестве особой научной проблемы. Вместе с тем на уровне констатации эмоциональная оценка объекта межличностного восприятия фигурировала в исследованиях и ее наличие явно. (В частности, этой проблеме посвящены в веской ступени работы по невербальным средствам общения, например, работы В. А. Лабунской по экспрессивным движениям .) Можно предположить, что именно эти, недостаточно пока выученные эмоциональные компоненты межличностного восприятия и сочиняют содержание межличностной аттракции

Перед тем как перейти к интеграции трех вышеизложенных представлений об аттракции, остановимся еще на одном моменте — на возможности осматривать аттракцию в системе общения. В советской социальной психологии предпринято несколько попыток проанализировать структуру общения как чрезвычайно трудного и многостороннего процесса

Так, сообразно Г. М. Андреевой, общение может быть охарактеризовано маршрутом выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной . Следовательно, аттракция, или эмоциональные отношения, как компонент межличностного восприятия органично входит и в структуру общения, сочиняя его эмоциональный фон или эмоциональный компонент

Итак, эмоциональные отношения выступают как <5ы в трех ипостасях: эмоция, имеющая своим, предметом иного человека, аттитюд на иного человека и эмоциональный компонент межличностного восприятия. Есть ли основаниеговорить о единичном явлении, обрисовываемом этими тремя дефинициями? На наш взгляд, есть; более того, все три определения относятся к одной и той же реальности

Понятия эмоция и аттитюд длинное время считались практически не связанными, если исключить констатацию наличия так именуемого эмоционального компонента в структуре аттитюда. Это часто “отмечалось советскими исследователями, исполняв-шими критический обзор иностранных исследований по данной проблеме: В. А. Ядовым , П. Н. Шихиревым и др., однако проведенный В. С. Магуном анализ показал, что познавательный и эмоциональный компоненты аттитюда… подходят познавательному (беспристрастному) и собственно эмоциональному (субъективному) компонентам эмоции, а в целом эти два компонента подобны эмоции в ее общепсихологическом понимании . Поскольку в исследовании аттракции как аттитюда поведенческий компонент рассматривается крайне редко, а чаще всего речь идет о когнитивном компоненте, то можно считать, что между первым и вторым определениями нет противоречия

Что же дотрагивается третьего определения аттракции как эмоционального компонента общения и межличностного восприятия, то практически оно совпадает с ее первым определением — как специфической эмоции. Оно не противоречит и представлению об аттракции как аттитюде. Предметами аттитюда, — как пишет В.С. Магун, — являются лишь означаемые для человека объекты — об этом свидетельствуют как формальные определения (аттитюдов. — Л. Г.), так и вся реальная эмпирическая база . Но эмоциональный компонент восприятия иного человека отражает значимость объекта с точки зрения субъекта, т. е. носит аттитюдный характер. Это проявляется, в частности, и в той роли, которую играет аттракция в селективном отборе информации при конструировании образа иного человека. Сообразно А. М. Эткинду, уровень аттракции в межличностном восприятии, сходственно уровню самоуважения в самовосприятии, работает как сильный фильтр, отбирающий перцептивные признаки или приписывающий им веса

Таким образом, аттракция может быть описана через свою специфику по отношению к эмоциям, аттитюдам и межличностномувосприятию, поскольку с каждым из этих явлений она находится в соотношении приватного к общему

Анализ эмоциональных отношений может строиться как вокруг аттракции (тогда это будет эмоциональное отношение одного человека к иному), так и вокруг беспристрастно существующего процесса (тогдамы будем иметь дело с проблемой эмоциональных отношений между людьми). В первом случае все внимание уделяется ощущениям и воззреньям партнеров друг о приятеле, при этом неминуемо обедняется — если не теряется вовсе — специфика различных этапов развития отношений; отметим, что именно в этом направлении длинное время шли исследования эмоциональных отношений. Во втором случае в трюке оказываются закономерности развития отношений, их перехода от одной фазы к другой; Мы будем придерживаться логики этого заключительного подхода

Эмоциональные отношения будут рассматриваться как развивающийся во медли процесс, закономерно переходящий от одного этапа к иному. Это позволит нам обсудить закономерности эмоциональных отношений различного уровня глубины и сложности, от первоначальной симпатии до страстной любви. Аттракция же будет анализироваться прежде всего не как единичное для всех этапов, а как специфическое для каждого из них явление

Преимущество ‘такой ориентации на процесс, а не на аттракцию еще и в том, что здесь более четко выступает межличностный характер эмоциональных отношений* включение в них не одного, а двух субъектов одновременно — при ориентации на аттракцию как на центральное понятие эта субъект- субъектная специфика эмоциональных отношений может легко потеряться

Исследование проблемы есть ответ на какие-то конкретные вопросы! Правильное формулирование их является необходимым условием успеха всей работы. Профессионализм состоит, в частности, и в том, чтобы отграничивать те вопросы, на которые можно ответить с подмогою методов данной науки, от тех, которые выходят за пределы ее компетенции

Специфика эмоциональных отношений по сопоставленью с иными явлениями ставит свои, непосредственно вытекающие из их необыкновенностей вопросы. Основной из них — и именно ответу на него и посвящены три последующие главы этой книги — состоит в проблеме детерминации эмоциональных отношений в паре на различных этапах развития этих отношений. Данный вопрос не возникает при анализе, например, когнитивных компонентов межличностного восприятия — их детерминантой является(пропущено…), его внешность, возрастные, профессиональные и личностные необыкновенности и т. д. Здесь можно разговаривать лишь о причинах появления ошибок и искажений. Для аттракции же такая ее наружная детерминанта отсутствует, поэтому необходимо специальное исследование причин появления, развития и распада эмоциональных отношений. В то же время это как раз та проблема, которая, если не полностью, то частично может быть решена с подмогою методов социальной психологии

Уточним теперь общую схему анализа. Аттракция субъекта А к объекту3 — иному человеку, В, может вызываться воздействием сле- Рис. 1. / — с войства объекта аттракции; 2 — соотношение свойств субъекта и объекта; 3 — необыкновенности взаимодействия; 4 — свойства субъекта; 5—особенности ситуации; 6 — культурный контекст; 7 — время дующих причин: свойствами объекта аттракции; соотношением свойств между субъектом и объектом, ступенью сходства; например; необыкновенностями взаимодействия между ними; ситуацией, в которой происходит общение; свойствами самого субъекта аттракции; культурным контекстом, в который включены общающиеся индивиды. Наконец, поскольку эмоциональные отношения есть не только состояние, но и процесс, воздействие на них оказывает фактор времени

Время выступает здесь не просто как еще одна переменная наравне с иными. Эмоциональные отношения с течением медли меняются качественно, легкая симпатия, с одной стороны, и, например, амбивалентный синдром чувств по отношению к прежнему партнеру после распада пары – с иной, имеют между собой весьма малюсенько общего

Соответственно меняется и ведомственная принадлежность эмоциональных отношений: если на первых этапах, когда их включенность в класс эмоциональныхявлений находится в латентном состоянии, это почти необыкновенно социально-психологическая проблема, то в момент пика их развития, в период страстной любви, необходим уже анализ и с точки зрения общей психологии. Меняется со временем и важность тех или иных детерминант аттракции. Так, можно предположить, что легко воспринимаемые инвариантные характеристики партнера, такие, как его внешность, социально-демографические параметры и т. д., будут оказывать воздействие на первых этапах развития отношений, затем же их значимость будет снижаться. С иной стороны, некоторые необыкновенности общения будут, наоборот, оказывать детерминирующее воздействие лишь на последующих этапах развития отношений. Следует также ждать усложнения законов детерминации аттракции со временем, их большей противоречивости и даже меньшей строгости. Это связано с происходящей со временем индивидуализацией отношений в паре — они становятся не просто следствием того или иного сочетания наружных условий, но результатом целенаправленного воздействия со стороны соучастников общения. Эту заключительную детерминанту учесть в эмпирическом исследовании, природно, крайне трудно

Не все этапы развития эмоциональных отношений в паре выучены одинаково досконально. Лишь менее трети работ в области аттракции в период с 1972 па 1976 г. были посвящены исследованию устойчивых пар (т. е отношениям, прошедшим некоторый путь развития), в остальных работах анализировались пары, члены которых практически еще не взаимодействовали друг с приятелем . Примерно 80% всех работ проводились до недавнего медли на неизвестных друг другу (до эксперимента) людях — е однократным замером аттракции, что исключает саму возможность исследования отношений в развитии . Испытуемый в этих случаях получает короткую информацию о приятелем человеке, который обычно-является подставным личиком (партнером экспериментатора). Информация может даваться либо в процессе реального общения, в ходе которого объект аттракции действует по взыскательно определенной схеме, либо в виде магнитофонной или видеозаписи, либо в виде вербального извещения о человеке, которого испытуемый даже ине видит. После этого измеряется аттракция к этому человеку

Реже проводятся работы с неизвестными людьми, организованные по схеме лонгитюдов, предусматривающие многократные измерения аттракции

Они дают очень ценную для понимания ее природы информацию, так как дозволяют проследить динамику и детерминанты развития межличностных отношений. Эксперименты на уже знакомых людях представлены пока сравнительно маленьким числом работ. Необыкновенно редки лонгитюдинальные исследования на стабильных парах — наиболее перспективные с точки зрения как чисто научной, так и практической. Правда, в заключительные годы положение изменилось, внимание исследователей переключается именно на устойчивые и развивающиеся отношения . Отметим, что в отечественной психологии с самого начала изучения проблемы эмоциональных отношений главное внимание уделялось парам, состоящим из хорошо знакомых друг другу людей (см., например, работы Н. Н. Обозова , Т. М Трапезниковой и Е. П. Ивановой , Э. Тийт , А. Тавит и др.)

Эмоциональные отношения существуют в качественно различных группах. Можно разговаривать об эмоциональных отношениях между матерью и ребенком, между супругами, между друзьями по работе и т. д

Эмоциональные отношения связывают не только диаду, но и триаду или группу большего размера. Во всех перечисленных случаях эмоциональные отношения имеют некоторые общие законы, но, по-видимому, есть и своя специфика. Не все эти эмоциональные отношения одинаково доступны для научного исследования, не все представляют одинаковый | интерес с точки зрения решений практических и теоретических задач. Ограничивая круг анализируемых явлений, мы в последующем будем осматривать эмоциональные отношения лишь в парах, только иногда обращаясь к закономерностям эмоциональных-отношений в группах из трех или более человек. Соглашаясь с А. А Кроником в том, что главными координатами пространства межличностных отношений являются статусно-ролевые различия и валентность отношений, мы добавим к ним еще одну координату — свободный или принуждённый способ творенья пары. Об этой координате исследователи обычно не упоминают — более знаменито разделение на формальные и неформальные отношения. Однако с точки зрения эмоциональных отношений нам представляется не очень означаемой ступень включенности индивидов в формальную структуру отношений. Дело в том, что эмоциональные отношения вполне могут и существовать в рамках такой структуры, и отсутствовать вне ее. В качестве образца можно привести недалёкие дружеские отношения между руководителем и подчиненным, с одной” стороны, и индифферентные отношения между двумя членами одной и той же неформальной компании — с иной. В первом случае они существуют как бы вопреки формальной структуре, во втором — неимение каких-либо помех не приводит тем не менее к развитию эмоциональных отношений. Свободный же или принуждённый характер творенья пары принципиально главен для понимания закономерностей 1азвития отношений — если общение в паре с самого начала было неминуемым, не зависело от воли •участников (определяясь, например, близостью места жительства, родственными связями, принадлежностью к одной организации и т. д.), тогда они могли какое-то время развиваться и на нейтральном или даже негативном эмоциональном фоне. Если же пара создавалась по желанию обоих партнеров, как, например, пара молодых людей, познакомившихся а улице, аттракция с самого начала оказывает детерминирующее воздействие на последующее развитие отношений. Поскольку закономерности эмоциональных отношений более полно проявляются именно в свободно организованной паре, в последующем мы будем осматривать в главном пары именно такого типа

Что дотрагивается статусно-ролевых различий, которые могут выражаться, в частности, в разном возрасте партнеров, то, не отрицая важности пониманиязакономерностей эмоциональных отношений в гетерогенных по этим параметрам парах, мы будем ориентироваться тем не менее на пары, гомогенные по социально-демографическим признакам. Исключение будет сделано лишь для половой принадлежности субъектов — главное внимание мы уделим не однополым, а разнополым парам

Объектом психологического анализа могут быть как положительные по знаку эмоциональные отношения — симпатия, дружба, любовь, так и отрицательные, представленные негативными полюсами перечисленных феноменов. Термин аттракция может использоваться и для обозначения негативных чувств к партнеру. Может показаться, что положительный и отрицательный полюса аттракции являются не более чем зеркальным отражением друг друга и что, следовательно, закономерности одного полюса применимы с учетом знака к иному, а исследования аттракции одного знака неспецифичны по отношению к исследованиям аттракции иного. Это не всегда так. Антипатия не есть просто перевернутая симпатия, альтернатива любви, по выражению Т. Рейка — не нелюбовь, а хладнокровие. Есть основания полагать, что существующие в ежедневном сознании как противоположности полюса эмоциональных отношений в действительности являются не полярными (чем больше выражен один полюс, тем меньше — иной), а более или менее самостоятельными или даже взаимодополнительными, т. е. закономерно сочетаются в эмоциональном отношении к иному человеку (выраженность одного полюса может сопровождаться одновременной выраженностью противоположного)

Заметим, что подобная ситуация отличительна и для всего класса эмоциональных явлений — им свойственна амбивалентность, одновременное переживание субъектом и позитивных и негативных состояний . Таким образом, можно считать, что наряду с действительно полярными эмоциональными отношениями есть и такие, полярность которых лишь кажущаяся и которые поэтому владеют специфическими законами и требуют отдельного рассмотрения

В этой книге главное внимание будет уделено положительным проявлениям эмоциональных отношений. Можно назвать два основания для такого вы-бора (кроме явной, невозможности охватить в рамках одной работы всю феноменологию аттракции в паре). Во-первых, положительный полюс эмоциональных отношений исследован веско хуже, чем отрицательный. Это отражает исторически сложившееся в психологии большее внимание к негативным, чем к позитивным моментам человеческой природы. Консервативные по своей природе защитные механизмы выучены веско лучше, чем творчество; безжалостность — тщательнее, чем альтруизм, и т. д. Более того, длинное время существовала тенденция осматривать положительные аспекты человеческой психики и поведения как необыкновенную форму выражения отрицательных — творчество как сублимацию, кооперацию как соединенье против общего недруга и т. д. Эта тенденция стала преодолеваться лишь в 50—60-е годы, когда в отечественной и иностранной психологии появился ряд работ, посвященных анализу творчества, психического здоровья, ответственности, любви. Итак, условно слабая изученность положительного полюса эмоциональных отношений делает их рассмотрение более основным и интересным

Второе основание состоит в следующем. Как показал Л. М. Веккер , у положительных эмоций в диапазоне средних значений интенсивности объектный компонент владеет большей конкретностью и информативностью, чем субъектный, у отрицательных же (в том же среднем интенсивностном диапазоне) — наоборот, субъектный выражен сильнее объектного. Это связано, по воззрению Л. М. Веккера, в частности, с объектной направленностью как основным вектором психики

Таким образом, объект положительного эмоционального отношения отражен в сознании субъекта более конкретно, индивидуально, чем объект отрицательного, — в этом заключительном случае внимание субъекта сконцентрировано на собственных негативных переживаниях, объект воспринимается более стереотипно, стигматизируется. А это означает, что положительные эмоциональные отношения в большей ступени, чем отрицательные, связаны с реальным взаимодействием с иным человеком, и именно в них яснее, чем в отрицательных, проявляются не только общепсихологические,но и социально-психологические закономерности. Итак, мы будем в главном разговаривать о положительных по знаку эмоциональных отношениях в свободно организованной, гомогенной по социальным и возрастным параметрам, предпочтительно разнополой паре. В максимальной ступени этим критериям отвеч

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.