2. Феноменология забывания
Проблема забывания была одной из главных, исследование которой входило в круг самых ранних задач экспериментальной психологии памяти. Этот вопрос поставил еще Эббингауз; следует отметить, что он по существу решил его. Во всяком случае, современная экспериментальная психология по данному вопросу фактически все еще придерживается позиции Эббингауза, а вся последующая работа в этом направлении есть не что иное, как добавление и уточнение полученных им результатов.
Основной закон, или управляло забывания, обнаружил еще Эббингауз. Данный закон остается в силе и сегодня. Но прежде, чем перейти к его рассмотрению, необходимо выяснить, что представляет собой забывание феноменологически. Ранее этому вопросу не уделялось надлежащего внимания, а потому можно сказать, что он недостаточно изучен.
По обыкновению, разговаривая о забывании, подразумевают, с одной стороны, стирание содержания выученного, а с иной стороны — ослабление существующих между его членами связей.
Однако, как правосудно отмечает Штерн, содержание понятия забывания этими двумя моментами не исчерпывается. Он, со своей стороны, предлагает условно более трудное описание данного явления. Сообразно Штерну, забывание проявляется в виде разных симптомов. Первый симптом содержится в том, что отдельные члены выученного материала тускнеют, становятся неясными, утрачивают определенность (утрата ясности); происходит ослабление статической памяти (по терминологии Пьерона), то есть отдельных элементов, отдельных образов памяти. Второй симптом является следующим: связи между отдельными членами слабнут, прерываются и в конце концов пропадают, так что нарушается единство целостности (утрата прочности). Сообразно Пьерону, в данном случае можно сказать о пресечении динамической памяти. Третий симптом, в виде которого проявляется забывание, содержится в том, что созданная в результате первичного акта заучивания диспозиция слабнет, а потому чем больше проходит медли, тем больше медли и усилий требуется для возрождения забытого (утрата упражнения). Четвертый симптом, сопутствующий процессу забывания, состоит в том, что для припоминания выученного требуется все больше и больше усилий, все большее напряжение воли (утрата прочности). И, наконец, по воззрению Штерна, забывание проявляется и в том, что тайное воздействие выученного, обретающее свое выражение в образовании и жизненном опыте, постепенно слабнет, проявляясь все реже и реже.
Предложенное Штерном описание феномена забывания является достаточно полным, однако заключительный симптом дотрагивается быстрее второго понятия забывания, нежели первого, а потому он не обязан фигурировать в феноменологическом анализе забывания.