3. Главной закон забывания и кривая забывания
Эббингауз, между прочим, приводит один очень занимательный случай. Ему, будучи еще молодым исследователем, довелось выучить наизусть несколько куплетов стихотворения Байрона. Через 22 года, когда он опять взялся за заучивание этих же
куплетов, оказалось, что он абсолютно ничего не помнил, то есть не только не мог воспроизвести их, но они не показались ему даже знакомыми. Тем не менее, оказалось, что он заметно легче (на 7%) заучил их, нежели новые куплеты сходственной сложности. На основании этого Эббингауз делает вывод, что он пренебрегал эти куплеты отнюдь не полностью — в его сознании все еще оставался некий след.
Разумеется, помимо этого наблюдения, Эббингаузом собран специальный экспериментальный материал, подтверждающий правильность данного наблюдения и его общий характер. Он предлагал испытуемым для запоминания свой обычный экспериментальный материал — вздорные слоги. После того, как они абсолютно забывали выученное, он в разное время, с соблюдением определенных промежутков медли, опять давал им этот же материал с тем, чтобы выяснить, остался ли какой-либо след выученного и после забывания, а в случае положительного ответа — в течение какого медли он сохраняется.
Выяснилось, что если для первичного заучивания определенного ряда нелепых слогов требовалось 30 повторений, то при вторичном заучивании этого же материала были получены следующие данные:
Как видим, факт предыдущего заучивания оказывает несомненное воздействие на процесс повторного заучивания. С иной стороны, чем больше проходит медли, тем слабее это воздействие. Следовательно, забывание прогрессивно вырастает. Но, в то же время, что следует считать необыкновенно главным открытием, момент, когда можно разговаривать о полном забывании, не наступает никогда — ряд нелепых слогов даже через месяц оказался забытым лишь на 80%. Соответственно, открытый Эббингаузом главной закон может быть сформулирован следующим образом: чем больше медли проходит с момента заучивания определенного материала, тем дальше идет процесс его забывания, но при этом никогда не достигая уровня безусловного забывания. Одним словом, в определенных пределах забывание является функцией медли.
Представление о ходе процесса забывания дает предложенная Эббингаузом кривая забывания. В соответствии с результатами экспериментальных исследований процесс забывания отнюдь не протекает в постоянном темпе; в частности, в начале его течение является необыкновенно прытким, но затем темп условно замедляется и, наконец, наступает момент, когда забывание начинает продвигаться вперед очень медлительными шагами. Наглядное выражение этого процесса и дает кривая забывания Эббингауза.
Фуко предлагает следующую формулировку закона забывания: припоминание обратно пропорционально пройденному медли. Но Пьерон протестует против сходственной формулировки, считая, что она противоречит эмпирическому материалу. По его воззренью, гораздо правильнее утверждать, что память обратно пропорциональна квадрату пройденного медли. Но следует учитывать, что и эта заключительная формулировка правомерна лишь в определенных пределах.