Акт решения 1. Феноменология переживания воли
Акт принятия решения в волевом процессе занимает особое место. Экспериментальная психология воли, увлекающаяся, прежде всего, вопросом специфичности воли, а в частности тем, является ли воля специфическим, не сводимым на иные психические содержания, переживанием, обнаружила искомый ею этот необыкновенный волевой процесс именно здесь — в акте принятия решения. Следовательно, его изучение представляется необыкновенно важным.
Энергичное решение знаменито в экспериментальной психологии под названием первичного волевого акта. Как выяснилось, психологически содержание этого понятия является следующим: 1. Во время акта принятия решения субъект ощущает достаточно отчетливое мышечное напряжение в той или иной доли тела — у него возникают определенные ощущения напряжения (Ах именует это наглядным моментом воли). 2. Наряду с этим у субъекта имеется ясное представление о том, что ему надлежит делать, и примечательно, что эти будущие деяния переживаются им, как собственные будущие деяния (предметный момент). 3. В то же время в момент принятия решения всегда подтверждается происхожденье специфического переживания, которое можно выразить только следующим образом: Я хочу, Теперь я действительно хочу (актуальный момент). Как следует разуметь данное переживание? Это не есть просто подтверждение, познание, понимание или констатация того, что до этих пор субъект не желал, а вот теперь уже хочет. Нет! Это — настоящий акт, подлинное переживание: будущие деяния обязаны быть осуществлены мною, моим Я, которое этого желает. Это я хочу и есть актуальный фактор, обращающий предстоящее поведение, это переживание того, что произойти обязано именно это, а не нечто иное, что всякая иная возможность исключена; это — переживаемая активность, и описать ее, как разговаривает Мишот, невероятно. 4. Кроме этого, в момент принятия решения субъект ощущает некое усилие, которое, как выяснилось, тем сильнее, чем выше концентрация воли (момент состояния).
Во время настоящего акта принятия решения в сознании проявляются эти четыре фактора, или момента, творя в совокупности специфическое целостное переживание, возникающее во время данного акта и превосходно знакомое каждому из нас. Из всех этих моментов специфическое с точки зрения воли значение имеет только один: актуальный момент, переживаемая активность, переживание я хочу. При его неименьи разговаривать о воле нельзя.
Остальные моменты с точки зрения психологии воли сходственного специфического значения не имеют. Правда, обычно они сопутствуют энергичному волевому акту, однако это не значит, что вследствие этого они обязаны быть признаны существенными моментами воли. Мы привыкли мыслить, что для воли якобы обязаны быть отличительны именно моменты напряжения и усилия, однако результаты экспериментального исследования показывают абсолютно обратное. Наоборот, оказалось, что ни напряжение, ни усилие не имеют существенного значения для воли. После гальванометрических опытов английского психолога Эвелинга следует считать и беспристрастно доказанным, что, желая воля и усилие встречаются вместе, они по существу представляют собой два разных явления. Эвелинг установил, что в случае волевого акта, пусть даже весьма энергичного, гальванометр никак не подтверждает наличие усилий, выявляя, в то же время, наглядные показатели усилия, как только дело дотрагивается не собственно воли, а процесса выполнения. Эти беспристрастные данные вполне выгораживают вышеотмеченный анализ, сообразно которому ни момент наглядности, ни момент состояния, то есть ни напряжение, ни усилие, не являются существенными для воли. Воля как таковая безусловно свободна от усилий, что не мешает ей иногда вызывать диковинно интенсивные усилия.
После этого становится понятным и то, что в случаях импульсивного поведения также встречается достаточно высокий уровень напряжения и усилия. Мышечное напряжение и усилие связаны, в первую очередь, с исполнением движений, сочиняющих моторное содержание поведения. Поэтому они могут встретиться везде, необыкновенно же там, где имеет место моторное поведение, то есть как при импульсивном, так и при волевом поведении. Различие состоит лишь в том, что в первом случае субъект принуждён прибегнуть к усилиям под воздействием импульса актуальной потребности, а во втором — под воздействием волевого акта.
Таким образом, волевой акт может быть охарактеризован следующим образом: в процессе принятия человеком решения наступает момент, когда он вдруг ощущает, что вот сейчас он действительно желает, то есть появляется переживание самоактивности, в котором уже сейчас дано то, что обязано произойти в будущем, а произойдет именно то, что я действительно хочу. Следовательно, в акте воли переживается отношение субъекта к будущему поведению; это — переживаемая, исходящая из Я активность, определяющая отношение субъекта к будущему поведению. Необыкновенно следует отметить, что сам этот акт как таковой безусловно свободен от момента какого-либо усилия, но невзирая на это, он переживается именно как акт Я, зависящий только от Я.
Для полноты описания волевого акта необходимо уяснить, как он происходит и какое оказывает воздействие на субъекта. Экспериментально установлено, что до акта принятия решения субъект переживает некоторую беспомощность, колебания, возбуждение. Акт принятия решения созревает и подготавливается отнюдь не постепенно, а происходит вдруг, как бы внезапно, без подготовки. В результате чувство беспомощности и неопределенности в окончательном счете заменяется определенностью, уверенностью и спокойствием. То, что переживание акта принятия решения именно таково, явствует уже из самого его названия: слово решение указывает на то, что оно прерывает прежнее состояние, начиная абсолютно новое, в котором от былого состояния ничего не сохранилось.1