5. Положительное воздействие забывания
Забывание всегда переживается как проявление нашей слабости, нашего несовершенства. В некоторых случаях это переживание посещает даже болезненным. Иногда мы желаем что-то вспомнить, очень стараемся, но все усилия оказываются тщетными. Посещают случаи, что не только не припоминаются прочные знания и навыки, но и забывается очень главное задание или обещание. Это обстоятельство является помехой в жизни, поскольку некоторые задачи решались бы гораздо прытче и точнее, если бы мы ничего не забывали.
Одним словом, забывание и беспристрастно, и субъективно можно считать определенным недостатком.
Тем не менее, нельзя сказать, что в процессе филогенетического развития человека происходит постепенное преодоление данного изъяна. Против, существуют доводы, дозволяющие предположить, что на низких ступенях культурного развития память иногда характеризуется особой остротой — то, что мог запомнить первобытный человек, культурному человеку часто оказывается непосильным. Следовательно, забывание обязано иметь и некую положительную роль, иначе его судьба в процессе филогенетического развития была бы абсолютно необъяснима.
Помимо этого, в психологии достаточно широко распространено сужденье, сообразно которому наши все более или менее означаемые психические процессы обязаны иметь определенный смысл, и одной из наиглавнейших задач психологии считается постижение этого смысла (так нарекаемая разумеющая психология Шпрангера, Яс-перса и др.).
Следовательно, неудивительно, что встает вопрос и о смысле, положительном значении забывания. Основоположник психоанализа 3. Фрейд уделял этому вопросу особое внимание. По его воззрению, забывание в жизни человека исполняет весьма вескую роль. Когда человек в глубине души не желает что-то делать, он это забывает; если кто-то пренебрегал время назначенного свидания, это значит, что ему не хочется поддерживать связь с этим человеком. Кто-то пренебрегал, что вчера вечером ему нужно было пойти на собрание; это случилось потому, что в глубине души он не желал на нем присутствовать.
Подразумевается, что в данном случае в основе механизма забывания лежит правильное желание, о котором не подозревает и сам субъект и которое, стало быть, представлено на бессознательном уровне. Наши подлинные желания, о существовании которых мы ничего не знаем, пытаются вытеснить из сознания все то, что противоречит им; забывание — это одна из форм проявления этого невольно протекающего процесса. Следовательно, забывание, по воззрению Фрейда, имеет абсолютно определенную положительную ценность.
Штерн решительно подтверждал, что забывание для личности имеет не только отрицательное значение; в частности, иногда утрата знаний, того, что знал, может иметь значение истинней разгрузки. Каждая эпоха и ситуация жизни требуют наличия запаса подходящих знаний, и понятно, что наша изначально ограниченная энергия может оставить абсолютно без внимания кое-что из сокровищницы наших знаний — то, что сейчас не используется. Так возникает забывание, а у тех же, кто лишен этой способности — например, у некоторых полигисторов (все знающих) не остается сил для немнемической деятельности, а необыкновенно — творческой работы. Одним словом, сообразно Штерну, запас энергии человека ограничен; по этой причине он забывает все то, что ему не нужно, приобретая тем самым возможность получения того, что ему нужно.