Навигация > Главная > Йога в десяти уроках > Урок пятый (К чему ведет хатха – йога?)

Урок пятый (К чему ведет хатха – йога?)


Урок пятый (К чему водит хатха – йога?)

ТЕОРИЯ

К РАЗВИТИЮ НА МАТЕРИАЛЬНОМ ПЛАНЕ

Недавно я задал вам достаточно нескромный вопрос: «Вы «человек? Мужчина? Проявляете
ли вы мужественность в поступках?»

Сегодня я иду дальше. Я спрашиваю: «Вы христианин? Юре просто крещеный,
не просто верующий, а человек, водящий правильно христианскую жизнь?»

Как и в третьем уроке, я не намерен здесь более или менее исчерпывающе определять
понятие «человек»; я также не собираюсь на данной стадии давать описание христианина,
тем более христианской жизни. Я хочу только рассказать Вам о пути, одном из
вероятных путей, которые я, будучи •югом, считаю желанным для тех, кто
исповедует христианство, и даже — в определенной мере — для тех, кто Водит
христианскую жизнь.

Из катехизиса вы знаете, что в момент крещения наша человеческая натура получает
прививку сверхчеловеческой добродетели; сила и энергия неземного свойства
нисходят, дабы одушевить ту силу и ту энергию» которые делают нас тем, что
мы есть. Это требуется пояснить.

Бог, сотворив меня по своему образу и подобию, сообщил мне часть своей творческой
силы. И я чувствовал в годы детства, как она во мне расцветает; теперь же,
сделавшись мужчиной, я чувствую, что страсть к творчеству рвется наружу; отцовский
инстинкт приказывает мне, прежде чем покинуть •шлю, оставить на ней памятку о себе:
детей, если я живу в браке, а если избрал безбрачие—то иное продолжение себя;
я хочу, чтобы множество людей могло свидетельствовать мой труд во славу
Всевышнего.

Бог дал мне великое желание познать, постичь истину во всей полноте; с
ребяческих лет у меня возникало по ее предлогу множено вопросов, часть из которых
осталась без ответа. Я чувствовал, что мой ум растет, приготовляясь вместить в
себя целый мир знаний, ради постижения которых, он, как казалось, и был создан.
В своих поисках и штудиях я шагнул далеко за пределы того, что доступно физическому
восприятию. В конце концов я нашел Бога — ту Истину, которая изъясняет
и вмещает в себя все прочие истины, встретившиеся мне на протяжении моего
паломничества. Однако, обнаружив ее, я понял, что не владею ничем, или почти
ничем. Каждый день я чувствую, как желание знать и разуметь растёт в стремление
собрать в себя неисчерпаемую Истину, Мир, обнимающий все, что существует на
лоне Священной сокровенны.

Бог дал мне любовь,— это жгучее слово я пишу всегда с нескончаемым почтением—загадочную
движущую силу, без которой моя творческая энергия, моя тяга те знаниям остались
бы бесплодными; эту потребность посвятить все свое существо, все свои знания
человеку или идее, которые я могу сформировать по своему образу и подобию;
инстинктивное сознание, что «один я ничего не стою», одному мне ничего не
сделать — лишь посвятив себя иному — а превосходнее всего, Высшему — существу, я
полностью реализую свои способности к труду, творчеству, рождению себе сходственных.
Любовь, данная мне Всевышним, не может наскучить; будучи направлена к тому, кто
мне ее даровал, она превосходит все, что есть на земле, и благородна любых жертв.

Сила и мужественность, изобилие энергии; восприимчивый и творческий ум; любовь-жизнь
— все это дал мне Господь, когда создал меня человеком, когда, как разговаривает
Библия, сотворил меня «по своему образу и подобию». И всем перечисленным свойствам
надлежит свободно усиливаться и растя, пока из слабого существа я
не превращусь в отдаленное, но вей же реальное, подобие своего творца. Беспрепятственнб¥1й1ы!
Прибывает бедствие (как учит вера, а опыт подтверждает): сознательный динамизм
моей дивной жизненной энергии начинает разрушаться, крылья мои, так
сказать, подрезаны прямо на взлете. Во мне зарождаются иные силы—чудовищное,
искаженное подобие моей мужской энергии. Названия им «сластолюбие», «гордыня»,
«честолюбие» и «похоть»; Этот вид хворей проникает во все планы, на которых
я, как человек, существую: в плоть, в мудрую душу, в любящее сердце.

Милость Божья, дар творчества (как выражались папы церкви) превращала
меня в шедевр творения, уравновешенно сочетающий в себе красу, силу и любовь—что
по-бывшему очаровывает нас в Христе, абсолютном человеке, образчике для всех
человеческих существ. Первородный грех (позвольте мне опять подчеркнуть, что
моя вера в данном случае подкрепляется опытом) нарушил целостность этого шедевра.
Однако Господь дал лекарство против греха— этой гнетущей человечество хвори.
В данном коротком обзоре главных идей катехизиса я не берусь перечислить все
аспекты этого нового Божьего дара—дара избавленья. Аспекты Избавленья неисчислимы,
а кроме того, задача их систематизации мне не по плечу. Я затрону только один
из них: когда Бог, через Иисуса Христа, исправил, обновил свое творение (об
этом священник, служащий обедню, разговаривает во время дароприношения — et
mirabilius reformasti [и еще удивительней преобразил]),
он не нарушил природы тех подарков, тех способностей человека, которым мы
отдали дань восхищения в начале урока. No minuit, sed sacravit (He
умалил, но освятил). Он ни в
чем не ограничил человеческую натуру—он ее благословил. И все ее благие свойства
мы обнаруживаем в Иисусе Христе: все силы и способности, не претерпевавшие
убытка, но обогащенные новым динамизмом, получившие благословение, облаченные
средою святости в Христе, в христианах…

Христианин — он заключает в себе целый мир! Но, не пытаясь в одном неясном
определении объять все, вы можете сказать, что, пошило прочего, христианин
это муж, мощь и энергия которого облагорожены, подучили поддержку и благословение
свыше, возможность действовать в среде святости, в той среде, что наблюдала
рождение и расцвет добродетели абсолютного человека — Спасителя вашего Иисуса
Христа. Но возвратимся к йоге! .

Такое мировоззрение, делающее акцент на одном из четко .определенных аспектов
труда Творения и Избавленья, знакомо и приверженцам христианской йоги, и,
в еще большей ступени, просто христианам. В течение веков, как нам знаменито,
христианские философы склонялись, в главном, к спиритуализму.

Находясь под воздействием дуализма Платона, а еще больше Декарта (который противопоставлял,
как антагонист, тело и душу и признавал возможность совершенства только за
разумным элементом), они полагали, «по соприкосновение с священным,
приобщение к подаркам (как творческому, так и искупительному) доступно лишь на
уровне человеческого духа, свободной и мудрой души. Абсолютный христианин—это
прежде всего человек «духовный», человек, живущий «по духу». «Цель религиозных
устремлений,—говорит в этой связи доктор Гольдбруннер,— является спиритуализация.
Телу объявлена война. Дуализм проявляется в различных формах, от открытой враждебности
до скрытой недоверчивости. Аскетизм —• это постоянное борение с плотью, подавление
всех опасных сил природы, борьба со веем, что относится к сфере чувств. Лучший
способ защиты—нападение, поэтому противодействие инстинктивной, низшей жизни
тела выливалось в бичевания, посты и ночные бдения, с тем, чтобы принудить
плоть к повиновенью и повиновению».19 Таковьг посещают проявления
«фундаментального дуализма» между телом и душой, сопровождающие иной раз стремление
очиститься от скверны и достичь святости.

Йог, христианский йог, отклоняет такой дуализм. Дуалистической концепции
человека, пусть и христианской, но оторванной от истоков христианской философии,
он предпочитает—причем решительно — традиционный библейский метод, который
распознаёт в человеке три уровня, три сочиняющие: ту, что правит телесным
существованием (anima); ту, что правит жизнью ума (animus)
и ту, что вмещается в сердце (spiritus).™

Йог отыскивает совершенства через уравновешенное взаимодействие этих трех сочиняющих,
от которого зависят гармония и развитость личности, а также уровень ее духовной
жизни. Ему представляется, что священная милость на4-правляет
его силы и переносит их деяние на высший, сверхчеловеческий, .священный
план. Йог предпринимает все вероятное, дабы подготовить свои способности,
тело, душу и дух к восприятию той силы, что снизойдет на них свыше. Разговаривая
кратче, он желает развиваться на материальном плане и быть христианином
на всех уровнях своего существа.

Йог; желает, чтобы тело его было здоровым и сильным. Он не ставит себе целью
избежать недугов и мучений, если таковые ниспошлет ему Господь, до он знает,
что плохое здоровье ограничивает человеческие возможности. Нездоровье (в необыкновенности
хроническое) мешает человеку заниматься трудами, которые, по существу, являются
земным продолжением дела Бога, но основное •— оно притупляет его высшие
способности и ставит под угрозу духовную жизнь, жизнь любви.

Йог устремляется быть уравновешенным, даже воздержанным человеком. Он желает
быть свободным. И все йоговские упражнения, от поз и контроля дыхания (об
этом я рассказывал выше) до упражнений на внимание и концентрацию, в ходе
которой высвобождаются некоторые возможности подсознания (об этом я буду разговаривать
ниже), направлены только на одно: сделать здоровым и сильным человеческий
организм, получить от человеческой природы самое превосходнейшее и таким образом обеспечить
человеку возможность целиком отдаться жизненным повинностям индивидуума.

Ознакомившись с некоторыми книгами, объясняющими йоговское учение, вы можете
решить, что йога отделяет человека от мира, что она требует расстоянья — если
не отказа — от мира. Не правда ли, что воспитанник, входящий в комнату, где его
ждет коврик для занятий и мольба, оставляет за порогом, вместе с верхней
одеждой, все свои дневные заботы и тревога-— весь наружный мир? Разве не отбрасывает
он от себя — да мгновение, на час или даже на несколько часов — свои .жизненные
обязательства и не отдается, охваченный восторгом, во власть бесконечности,
которую именуют Абсолютом, Брахмой, Самостью? Что же потом? Достанет ли ему
решимости, облачившись в одежды, опять взвалить на, плечи скучные дневные
обязанности?

Приросшие к своим столам теоретики высказывают эти опасения вполне искренне
и не без некоторых, оснований. Я и сам в следующем уроке разделю, до некоторой
ступени, их тревогу. Здесь же я ограничусь тем, что повторю случайные
свидетельства воспитанников, которые приступали к занятиям йогой с опаской и внезапно
получали обильные плоды.

«Впервые я читала «Христианскую йогу» настороженно,— пишет трудящаяся женщина,
англичанка,— и в конце зато» нырнула книгу в дальний угол комода. Спустя несколько
месяцев я вынула -ее и перечитала» надолго задумываясь по ходу чтения. Через
неделю я твердо решила взяться, преисполняясь молитвенного духа, за занятия,
и стала утром и вечером исполнять некоторые упражнения. Мне понадобилось проявить
упорство, поскольку я уже не молода и не владею сильной волей. Так я занималась
два года. Сегодня я пишу, чтобы вас поблагодарить. Ваша книга оказалась орудием
Божьим. Йога приблизила меня к Господу. Нынче я живу с чувством Его пребывания.
Свои повинности, в чем бы они ни содержались, я теперь выполняю с удовольствием.
Я не утрачиваю решимости, даже если делаю оплошности или мне недостает терпения. Я
покорствую Господу и надеюсь на Его волю. Я достигла, того смирения, которое
от меня требуется».

«Открытие христианской йоги,—замечает один миссионер из Африки,—событие неординарное;
это благословение, в необыкновенности для нас. Христианская йога веско облегчила
мне умственный труд и медитацию. Я также выучился теперь покорять себе свое
живое и изменчивое воображение. Я сделался более общительным н открытым, доволен
жизнью я непрерывно испытываю эйфорию. Религиозная деятельность привлекает
меня теперь сильнее, чем прежде, Я превосходнее приспособлен с служению Господу и
большего от себя требую. Год занятий сделал свое дело! Могу сообщить, что
темперамент мой абсолютно изменился, я работаю гораздо плодотворнее, чем
прежде. Качество моего нынешнего труда с излишком награждает меня за
истраченное на занятия время». Еще один отклик поступил от бельгийца, мирянина,
Ваша книга чересчур духовна для тех, кто живет в миру. Вы достигли высот йоги.
Однако вы монах и принадлежите к созерцательному ордену21. Я человек
мирской, женат и ращу троих детей. Атмосфера покоя и безмятежности от меня
далека; приходится вести беспокойную жизнь и, так сказать, драться за существование.
Так как же? Не устремляясь так высоко, как вы, я ожидаю от йоги телесного здоровья,
дабы служить Господу и ближним. Здоровье, окончательно, вещь очень главная, и мы обязаны
делать все, чтобы улучшить его и сохранить. А потому возьмемся за йогу! Поставим
animus под контроль spiritus и одушевим нашу
плоть…»

Этот мирянин прав. Йога, которая подсобляет священнику и миссионеру в мольбе
и служении Господу; йога, которая облегчает работающей женщине ее Ежедневные
повинности и дает ей смирение перед волей Господней; йога, которая преобразует
воспитанника и увеличивает его способность к обучению — эта йога будет полезна
и для отца семейства, который трудится, непокладая рук, чтобы вырастить детей.
Тем и отличается христианская йога, что каждый может приспособить ее к своим
индивидуальным обстоятельствам, что она не имеет целью в чем-либо ущемить
нашу природу, ограничить деятельность или подавить законные устремления —
против, йога выявляет в нас все превосходнейшее. Она водит к расцвету наших достоинств,
причем не в искусственной среде, а в реальных жизненных обстоятельствах и
— разрешите мне это подчеркнуть — на всех планах человеческого существования.

ПРАКТИКА

ДЫХАНИЕ

Упражнение 25. Пранайлма

Вернемся к упражнению 20. Исполняйте его десять минут, но к концу, вместо
того чтобы освободить левую ноздрю и выдохнуть обеими, закройте также
и правую ноздрю и оставайтесь в этом положении до счета 6. Последовательность
деяний такова.

Вдохните (через правую ноздрю), счет 6.

Задержите дыхание (обе ноздри закрыты), счет 6.

Выдохните (только через левую ноздрю), счет 6.

Затем безотлагательно:

Вдохните (через левую ноздрю), счет 6.

Задержите дыхание (обе ноздри закрыты), счет 6.

Выдохните (через правую ноздрю), счет. 6.

Повторите это двойное упражнение, нарекаемое пранай-на (удержание праны).
На первый взгляд оно кажется трудным. Но освоившись, вы поймете, что оно простое:
вдохнуть через одну ноздрю — задержать дыхание — выдохнуть через иную —
вдохнуть через ту же самую ноздрю и т.д. Остановитесь, когда почувствуете
малейшую усталость.

ПОЗЫ

Комбинация упражнений 26 и 27. Свеча и Плуг

Сначала выполните в плавной последовательности, без перерывов, позы «Дерево»,
«Глубокий поклон», «Натянутый лук», «Змея», «Дельфин», «Наклон назад» и «Сложенный
лист». Затем лягте и примите позу «Релаксация».

Согните ноги, так чтобы колени оказались над грудью (рис. 23). Упираясь обеими
ладонями, выпрямите ноги и поднимите их вертикально. Одновременно поднимите
туловище,

Рис. 23. «Свеча» (фаза первая)

Рис. 24. «Свеча» (фаза вторая)

так чтобы оно последовало за ногами и тоже приняло вертикальное положение.
Шея согнута, подбородок дотрагивается груди. Чтобы поддержать корпус, поднимите
предплечья и поместите ладони вблизи лопаток, упираясь в землю локтями. Трудность
связана с негибкостью шейных позвонков. Вы обнаружите, что очень нелегко поставить
туловище под прямым углом к голове; ноги будут заваливаться назад, чтобы удержать
равновесие. Но их нужно привести в вертикальное положение, как показано на
рис. 24, иначе поза будет выполнена ошибочно.

Быть может, вам будет полезен такой прием. Вначале примите позу «Полусвечи»,
описанную в упражнении 19 (рис. 17), а затем попытайтесь привести ноги в вертикальное
положение таким образом, чтобы стопы находились над подложечной ямкой (рис.
25). Постепенно ваши позвонки обретут гибкость, и вы сможете выше поднять
седалище и спустить ладони до уровня лопатою Придет день» и вам удастся довести
позу да совершенства (как на рис. 24). Не дивитесь, если это произойдет
лишь через месяц, два или еще позднее. Тем временем, благодаря менее трудной
для исполненья «Полусвече», вы не упустите ни одного из превосходств, связанных
с этой позой.


Рис. 25. «Свеча» (стойка начинающего) ,

Рис. 26 "Свеча" (промежуточная фаза)

Даже добившись необходимой гибкости, вы не сможете оставаться в этой позе
длиннее одной-двух секунд. Затем переходите к упражнению под названием <Плуг»
(оно показано на рис. 27).

Пальцами вытянутых ног постарайтесь коснуться земли за головой. Со временем
вы сможете это делать за счет одной лишь силы тяжести. Снимите ладони с лопаток,
пусть ваши руки образуют с головой прямую линию. Чем больше пальцы ног удалены
от головы, тем правильнее выполнена поза. Но чтобы это сделать, вам понадобится
веская гибкость шейных позвонков, вкупе с великим желанием.

Один из вариантов состоит в том, чтобы поместить руки за голову, как показано
на рис. 28; пальцы ног при этом спускаются на пальцы рук Обратите внимание
на то, что грудь согнута — таким образом включается в работу еще один отдел
позвоночника.

Рис. 27, «Плуг»

Итак, мы имеем две «Свечи» (рис. 24и 25) и два «Плуга» (рис. 27 и 28). Овладев
технике этих упражнений, исполняйте сначала «Свечу» (оставайтесь в этой позе
не длиннее нескольких мгновений), сразу же после нее «Плуг» (в этой позе задержитесь
на некоторое время), а затем снова «Свечу» (в ней тоже задержитесь). В заключение
примите «Позу

 

 

Рис. 28. «Плуг» (вариант первый)

равновесия», показанную на рис. 29. Руки отведены назад, ладони повернуты.
Вам понадобится некоторое время, чтобы приспособиться, но эта поза очень превосходна
для расслабления.

Выполняя указанные упражнения, дышите глубоко, но задержек дыхания не делайте.

Выполняя «Свечу» или «Полусвечу», фиксируйте внимание на кровообращении или
на подложечной ямке, в розге «Плуг» концентрируйтесь на щитовидной железе.


Рис. 29. «Поза равновесия»

Терапевтический эффект. Без сомнения, эти позы оказывают веское
целительное воздействие. «Свеча» разгружает сердце (в этом ее основное превосходство)
и, как и следующий за ней «Плуг», активизирует кровоснабжение щитовидной железы.
Она устраняет застойные явления в нижней доли живота и сопровождается весьма
полезным массажем внутренних органов. «Плуг» рекомендуется как средство от
запора, а также подсобляет удерживать в рамках благоразумия сексуальные аппетиты
(желая вначале он может вызывать эрекцию или даже извержение семени). Эти два
упражнения преимущественно исполнять на ночь (иногда даже в кровати, если
она не слишком мягкая), поскольку они как нельзя превосходнее располагают ко сну.

Противопоказания. «Полусвеча», «Свеча» и, прежде всего, «Плуг» требуют
осмотрительного подхода от тех, кто страдает заболеваниями позвоночника. Поза
«Наклон назад» может представлять опасность при смещении шейных позвонков.
При нарушениях в иных отделах позвоночника (неподражаемо в поясничном) она не
столь опасна.

 

 

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.