Навигация > Главная > Йога в десяти уроках > Урок шестой (К чему ведет хатха-йога?)

Урок шестой (К чему ведет хатха-йога?)


Урок шестой (К чему водит хатха-йога?)



ТЕОРИЯ
К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВ ХРИСТИАНИНА

Необходимо понять, что йога — йоговские позы и в необыкновенности дыхательные
упражнения — невольно высвобождает большие количества энергии. И
я не собираюсь удивить вас, подчеркнув, что именно здесь кроется ее опасность.
Собственно разговаривая, если эта энергия не обретает выхода или, точнее, если она
не расходуется на развитие высших способностей души и духа, то существует
риск, что она превратится в препятствие, в фактор, водящий к изъяну равновесия;
кроме того, побудив йога уйти в себя, эта энергия может породить в нем или
выпустить наружу нежелательные комплексы. Подумайте о абсолютном целомудрии
или постоянной девственности. Эти добродетели несут в себе явно позитивный аспект.
Они высвобождают в тех, кто их практикует, великие силы, которые обязаны найти
в себе то или иное применение, какую-нибудь возможность использования, на
духовном плане (в случае с монахами) или в сфере филантропии (в случае со
священниками и деятельными монахами). Если не контролировать эти силы и не
придавать им должной направленности, они могут расстроить, дезорганизовать
внутреннюю жизнь девственника или девственницы. Та же самая опасность поджидает
йога, который практикует эту систему без намерения облагородить свою жизнь
или устремления к духовным и религиозным реальностям.

Мы обязаны перевернуть изречение «Если приемлешь цель, приемлешь и средства»
я прочесть его таким образом: «Если приемлешь средства, означает приемлешь и
цель». Отсечь Йогу от ее духовной цели — означает пренебрегать о ее происхождении
(а у нее, как мы уже знаем, религиозные корни), но прежде всего при этом возникает
опасность,— и очень серьезная — что энергия, вторую неминуемо высвободят занятия
йогой, обратится против нас самих. Из этого следует, что каждый адепт обязан
быть мистиком, устремиться к вершинам созерцания.

Достаточно, если он имеет намерение проявлять больше великодушия и мужественности,
выполняя свой ежедневный долг человека, мужчины и более того—христианина.

Долг христианина… как представляется, выгода йоги здесь достаточно явна.
За счет абсолютно природных феноменов йога окружает своих адептов атмосферой,
которая на редкость благосклонна для проявления евангельских добродетелей.
Она успокаивает чувства, смиряет страсти и делает мягче манеры; в то же время
она водит к безмятежности, довольству жизнью и самообладанию. Доказано, что
она располагает к терпимости, доброте, почтению к ближним. Широка ли пропасть
между таким умонастроением и идеалами Блаженства? Нет, окончательно же нет! Тем
более стоит потрудиться, чтобы перекинуть через нее мрет!

У меня имеются «Йога для всех» Десмонда Данна (Лондон, 1951), «Йога для себя»
и «Йога для женщин» Эдуарда Лонга (Париж, 1960), «Вечная юность, постоянное
здоровье» Индры Деви (Лондон, 1955). Прекрасные книги, но с одним изъяном:
прагматической философией, которая провозглашает целью совершенствование человека
через деяние необыкновенно материальных сил. Такие подзаголовки, как «Жить
превосходнее, жить дольше», «Ради здоровья, красы и счастья» и «Избавьтесь от недугов»
светло указывают на приземленные, почти что языческие тенденции предложенных
методов. Иные книги имеют сомнительную эзотерическую направленность.

Результаты? Мираж! Человек двадцатого века, изумлённый лихорадочным темпом
современной жизни, часто, слишком часто разыскивает в йоге убежища от действительности.
Он желает, чтобы разные йоговские позы подарили ему несколько мгновений
покоя, когда можно быть собой, без давления рекламы, идеологии и прочих негативных
воздействий, которым он подвергается на работе. И таким образом каждодневные
получасовые занятия йогой являются для него не более чем передышкой в ходе
обычной житейской суеты. В таких случаях от воспитанника чаще всего требуются тягостные
усилия, вначале чтобы убежать от реальности, а затем, когда удастся изолировать
себя от окружающего мира, чтобы опять приспособиться к ежедневной жизни.

Иные желают большего: они полагаются, под надежным руководством эзотерических
учебников, приобрести сверхъестественные возможности, какие приписываются
индийским йогам.22 Эти также заканчивают разочарованием, поскольку
простое дыхание по правилам и исполненье необычных поз не приводит к той магической
трансформации, на которую они рассчитывали.

Нет сомнения, что все эти адепты — а среди них, к раскаянию, имеются и христиане—находятся
на неверной дороге и им грозит гибель. Для последователей Христа, которые
пожелают заняться йогой, приемлем лишь один путь — в направлении евангельских
добродетелей. «Я занимаюсь йогой не как любитель,— пишет молодой африканец,—
а очень серьезно. Я мыслю обо всем, чем она может пополнить мою жизнь, обо
всех сменах, которые она может принести. Я хочу достичь большей сосредоточенности,
глубокомыслия и владения собой, и, прежде всего, приобрести нижеследующие
качества, на которых желал бы основать свою жизнь:

1.       Безусловная прямота, искренность и
правдивость.

2.       Набожность, основанная на преданности
Господу и свободная от каких-либо посторонних мотивов.

3.       Великая простота, в духе Писания.

4.   Стальная воля.

5.       Безусловная чистота.

Все это дает своим адептам йога. Вот почему она меня заинтересовала».

Все дело в ориентации. Ясно, что если человек предает себя йоте как
аскетическому способу существования, то в нем начинают цвести и развиваться
самые разнородные «мистические» добродетели, соответственно с его стараньем и
склонностями. Йоговские упражнения и жизненные верховодила, если можно так выразиться,
подготавливают его душу к благодати, делают его способным принять священную
милость.

Ограняя раздражительность, смиряя нетерпеливость, избавляя от множества психологических
недостатков, которые нередко являются следствием переутомления или какой-либо
разбалансировки организма, нога поселяет в адепте доброту, знаменитую умиротворенность,
которая делает его более восприимчивым, готовит к пониманию и принятию доброты
я мира, идущих от Христа. «Блаженны нищие. Блаженны милосердые. Блаженны жаждущие
и желающие правды» Йога поможет вам уяснить смысл и, более того, практическую
ценность этих евангельских изречений. «Довольство жизнью», способность осматривать
вещи с хорошей стороны, оптимизм, даруемые йогой, не вполне тождественны покорности
Провидению. И все же йога раскрывает в этом плане неисчерпаемые возможности
перед заранее подготовленным сердцем. Йог, благородный га» природе, будет
более восприимчив к зову свыше. Во многих отношениях освобожденный от цепей,
раскрепощенный йог будет белее податлив, более открыт внушениям Святого Духа.
Выучась терпению и стойкости, он светлее расслышит призыв к покаянию.

Йога может также особым образом подсоблять во время мольбы, способствовать
молитвенной благодати.

Заметьте прежде всего, что йога подготавливает к участию в церковном ритуале.
Христианский йог, больше иных знающий о согласье человеческого состава,
предается Господу всем своим созданием (телом, душой и духом). Он принимает и
ощущает, как позы тела влияют на состояние души. Имея опыт немой уединенной
мольбы, йог превосходнее прочих знает; как вести себя во время общих молитв и славословий,
когда требуется пустит в ход все выразительные способности-плоти. Коленопреклонения,
простертая поза, телодвижения всех собравшихся в церкви—католик, практикующий
йогу, -будет устремляться к тому, чтобы все это осуществлялось подобающим
образом. Йог инстинктивно разумеет, что такое «правильно выполненное коленопреклонение
свободного человека» (по выражению Пеги). Он превосходнее, полнее повторит жесты
священника у алтаря или, если потребуется, монахов на хорах. Находясь в одиночестве
или занимаясь на коврике, йог спонтанно примет ту позу, которая полностью
отражает движения души.

«Тишина? Быть может, вы мыслите, что тишина это неименье звуков, звуковая
пустота? Но разве не является она, с иной стороны, духовной наполненностью?»24
Один йог, объясняя зги слова отца Пуселя, пишет: «Я. сам ощутил
это единожды утром, когда предавался очень глубокой медитации, бес будто,
беззвучно и без малейшего гула. Однако душа нашла для себя способ выражения.
Неконтролируемые, невольные жесты до конца отразили полноту моей души».

Тишина не тождественна мольбе, однако мольба, в необыкновенности мольба созерцательная,
нуждается в тишине? в некотором смысле отделяется тишиной, ниспосланной
свыше или изошедшей из сердца человека, который находится в состоянии покоя.
Если человек сможет отвлечься от потока суетных идей, от круговорота житейских
забот и тревог; если он сумеет очисти» «вое внутреннее существо от негодных
наслоений, оставленных сознательной и бессознательной деятельностью, то он
испытает «мир, лежащий за пределами понимания». Этот мир проникнут думою,
не выраженной слотами, что мы живем, перемещаемся и существуем в Господе Авраама,
Исаака и Иакова, породившем Хозяева нашего Иисуса Христа, что «мы Его дети»
(Действия апостолов, 1729), что На всё, а мы ничто, пока Он не наполнит
нас, пока мы не предадим себя Ему. В сущности, благодать, присутствующая в нас
н делающая самое глубинное из наших «я» Всевышним, велеречива и активна. Если
мы чисты н самостоятельны от чисто человеческих ценностей, в том числе идей
(логического мышления), если мы умеем избежать привлекающего нас потока я идей,
которые принуждают нас жить в каком-либо определенном окружении, если мы можем
изолировать себя от мира, мгновение иди несколько мгновений жить сами по себе—тогда
затаенная реальность, которая делает нас тем, кем мы являемся, то есть христианами,
непременно проявит свое пребыванье и заговорит в нас.

И поэтому, желая вам не дано вызывать в себе и вокруг себя , проявления сверхъестественных,
священных сил и править их деяниями, мы можем воспользоваться некоторыми
доступными простым смертным методами, такими как йоговские позы и контроль
дыхания, как эффективным (правда, наверно, лишь в ограниченной ступени) средством,
чтобы открыть путь к чистой мольбе, созерцательной мольбе. Они расчищают
для нас место. Они- превращают нашу внутреннюю жизнь в пустыню, о которой
разговаривает пророк («Я увлеку ее, приведу ее в пустыню [solitudinem]»,
Осия, 2.14). Они погружают душу в тишину, пока она не начинает слышать
— не может не услышать—тихий глас Хозяева или даже горестные «стенания» природы
(К римлянам, 8.22), взывающие к Господу. Эта природа (то есть плоть, которой:
облекся Христос), схожая на ветвь, переполненную священными соками, расцветает
под воздействием йога и йоговских упражнений; йога так превосходно приводит в порядок
плоть, успокаивает ее и дает ей отдых, что силы, ниспосланные свыше, начинают
циркулировать в ней свободнее и действенное пребыванье Хозяева Любви обретает,
так сказать, великую мощь.

С этим уроком мое короткое исследование целей христианской йоги подходит к
концу. В заключение превосходнее всего будет опять процитировать высказывания одного
из адептов, убедившегося в том, что йоговская наука способна принести великую
выгоду чистому, абсолютному и целостному христианину. Отец Ламбер, кармелит
из Бркяте, в ответ на утверждения, что «йогу невероятно разделять от ее нехристианских
(буддистских, индуистских и пр.) корней», разговаривает, в частности, следующее:

«Йога принадлежит человечеству и существует для человека. Ей присуща внутренняя
ценность, самостоятельная от терминов, концепций и процедур, которые могут оказаться
ложными или незначительными.

«Вечная>» йога (т.е. очищенная от всех суеверий я эзотерического,
обрамления) содержит в себе как мы уже знаем» весьма ценные элементы. Но нам
знаменито также, что йога полезна и раскрывается по-истинному и полностью,
только если она воспринята и преобразована в рамках христианства, руководима
и одушевлена постоянной Любовью и Истиной. Необыкновенные достоинства йоги расцветают
лишь в атмосфере Света и Любви, исходящих от Хозяева.

Не следует ли нам, христианам, взяться за преображение всех тех культурных
ценностей, которые схожи сейчас с заблудшими овцами? рни нуждаются в Слове
Божьем, они его ждут, и наша миссия — принести им Слово Божье. Но этого не
сделать в комфортной тиши кабинетов, где мы и радуем себя ролью критиков или доброжелательных
наблюдателей. Практикующие йоги — вот кто нужен Христу!»25

ПРАКТИКА

ДЫХАНИЕ

Повторите упражнения предыдущего урока. Вдохните (через левую ноздрю), счет
6. Задержите дыхание (обе ноздри зажаты), счет 6 Выдохните (через правую ноздрю),
счет 6. Вдохните (через правую ноздрю), счет 6. Задержите дыхание (обе ноздри
зажаты), счет 6 Выдохните (через левую ноздрю), счет 6.

25 Л. Ламбер (кармслитский орден), «Древняя йога и современный
человек» в «Ритмах мира» (1960), том VIII, стр. 162. Вероятно, уместно будет
процитировать заключение той же статьи: «Надеюсь, из вышесказанного светло,
что йога может оказать воистину одухотворяющее влияние; она подсобляет человеку
реализовать свое духовное достоинство, она учит, как достичь того результата,
на который указывает сема этимология слова «йога», то есть как надеть на тело
ярмо (иго) духа, а на сам дух" — то же ярмо, что и на его Первопринцип.
Все это стало бы еще светлее, если бы можно было продемонстрировать многочисленные
образцы конкретного применения йоги: в гигиене, медицине, обучении, во всех
видах интеллектуальной деятельности, для приобретения и сохранения нравственных
добродетелей (в необыкновенности для женщин), в жизни священника и монаха. Тогда
каждый бы признал, что вклад йоги я подлинное развитие и расцвет способностей
современного человека поистине замечателен» (там же, стр. 179).

Проделайте это упражнение десять раз. Это будет великим шагом вперед, к восьмому
уроку.

ПОЗЫ

Проделайте «Глубокий поклон» и «Дерево» и присоедините к ним следующую позу.

Упражнение 28. Треугольник

Встаньте прямо, нога врозь. Чем шире вы их расставите, тем правильнее будет
выполнена поза. Руки поднимите горизонтально, ладонями вверх. Два-три раза
шубою вздохните.

Поверните туловище до предела вправо; руки в это время обязаны оставаться
на линии плеч, под прямым углом к линии ног. Вдохните. Потом выдохните
и одновременно наклоните туловище и левой рукой коснитесь пальцев
правой ноги. Правая рука по-былому находится на одной линии
с левой. Голова слегка повернута вверх (рис. 30).

Рис. 30. «Треугольник»

 

Через очень короткое время выпрямитесь, вдыхая; рук не сгибайте. Два
– три раза глубоко вздохните, а потом поверните корпус влево, наклонитесь
(с выдохом) и коснитесь правой рукой пальцев левой ноги.
Проделайте это один раз. Вдыхая, распрямитесь и мягко уроните руки вниз.

Вместо того чтобы дотрагиваться ног, вы можете дотянуться до земли между
ступнями. Это немножко труднее.

Тем, кто страдает заболеваниями позвоночника и почек, можно делать это упражнение,
но с осмотрительностью я не стараясь непременно коснуться земли или пальцев ног.

Терапевтический эффект этой позы явен: она развивает мускулы боков и
спины и делает эластичнее позвоночник и таз. Бели вы проделываете ее утром, сразу
когда встанете с кровати и умоетесь, она дает отличный эффект, поскольку
подсобляет преодолеть застой в костях и мышцах.

Затем исполните «Змею» (три раза), «Натянутый лук» (один раз) и «Дельфина»,
но между двумя заключительными позами вставьте паузу для расслабления: опуститесь
на землю ничком и вытяните руки; расслабьтесь, налягте на коврик всей тяжестью
и почивайте. Этот вариант позы релаксации иногда посещает более эффективен,
чем приведенный выше, в необыкновенности в интервале между «Натянутым луком» и
«Дельфином».

Упражнение 29. Полный наклон назад

Начните с позиции «Дельфин». Согните колени и выпятите ягодицы, как в упражнении
5. Сядьте на пятки или, еще превосходнее, между пяток (носки обязаны
соприкасаться). Выгните грудь, плеч» отведите назад; затем начинайте отклонять
назад туловище. В первый раз можно держаться одной рукой за мебель или падать
на локти. Спину следует максимально выгнуть, а голову опустить, макушкой вниз,
на землю (вы будете видеть вверх ногами заднюю стену комнаты). Руки откинуты
назад (рис. 31).

 

Рис, 31, «Полный наклон назад»

До того как отклониться назад, нужно сделать вдох. Приняв позу, осмотрительно
выдохните и дальше дышите как обычно. Затем сконцентрируйтесь на подложечной
ямке (солнечном сплетении, которое аккумулирует энергию).

Вы можете также (рис. 32) скрестить руки под лопатками или даже уронить их
вдоль туловища, отчего ваша грудь расправиться. Некоторые кладут руки под
шею как подушку.

Вам придется преодолеть три трудности: 1) выгнуть спину (для этого требуется
великая гибкость позвоночника, но предыдущие упражнения дали вам необходимую
подготовку); 2) с напряжением выпятить мускулы живота и бедер26 (явно,
что у тех, у кого слаб reetus abdominis [прямая мышца
живота},
требуется великая осмотрительность); 3) нормально дышать (вначале
у человека захватывает дух и кажется, что упражнение невыполнимо. Со временем
эта трудность, как и иные, преодолевается).

Оставайтесь в этой позиции не длиннее нескольких секунд. Затем поднимитесь
с подмогою рук. Позднее вы выучитесь подниматься за счет позвоночника, одинаково
как и спускаться.

Эта поза очень главна. Она весьма эффективно воздействует на внутренние органы
(в том числе печень), растягивая их, на спинной мозг и сердитые центры, в необыкновенности
на солнечное сплетение (на уровне подложечной ямки), на грудь, которая при
этом максимально расправляется. Поэтому необходимо выучиться исполнять «Полный
наклон назад» правильно.

После этого трудного упражнения «Сложенный лист» (упражнение 12) дает очень
приятную возможность .расслабить Не торопитесь, дышите глубоко и медлительно.

Завершить занятия можно «Свечой», «Плугом» и, наконец, «Позой релаксации».


Рис. 32. «Полный наклон назад» (вариант)

* Начинающим рекомендую развести колени в стороны, но не отрывать их от земли.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.