Урок четвертый (К чему водит хатха – йога? продолжение)
К СПОКОЙСТВИЮ И БЕЗМЯТЕЖНОСТИ
«Тот не осознаёт единства человеческой натуры, кто полагает, что духовные
реальности, такие как обольщения, грехи или добродетели, бесплотны и гнездятся
необыкновенно
в душе. Без сомнения, они — ив последующем мы еще не раз это подчеркнем —
представляют собой нечто большее, чем телесные проявления, и было бы серьезной
ошибкой низводить умственную жизнь до уровня физических феноменов. В то же
время фатальным заблуждением и самонадеянностью было бы недооценивать воздействие
плоти, то есть физиологии, на наше настроение и наш норов — благородный или
эгоистический, храбрый или пугливый. Поскольку, разговаривая словами святого
Фомы (уже процитированными выше), "величие души проистекает из телесного
здоровья", нам надлежит — если мы желаем обрести или не потерять нравственный
самоконтроль — беспокоиться о своем здоровье; физическая крепость становится
нравственной обязанностью».18
Эта цитата, принадлежащая превосходно знаменитому в научном мире доктору, поможет
вам усвоить мысль, которую я высказал в предыдущем уроке. Теперь вы, возможно,
окончательно убедились, что, как сказано ранее, тело играет немаловажную роль
в духовной жизни, что его нужно окружать заботой, возделывать, дабы таким
маршрутом воздействовать на душу.
Я уже сказал вам, что та комбинация качеств, та «мужественность», которая
делает нас тем, чем мы/являемся, связана с правильным функционированием определенных
желез нашего организма. Стимулировать эти железы, сбалансировать их секрецию,
означает сделать шаг — великий шаг — к приобретенью зрелой храброй энергии.
Такова основная цель той системы йоги, которую я вам предлагаю. Но это не все.
Йога водит нас еще дальше.
Нам очень трудно быть самими собой. Мы очень чувствительны, нас слишком легко
взбудоражить. Нас может взбудоражить — или взбудоражить — сущая безделица. Еще
чаще наши нервы подвергаются испытанию из-за разных событий и превратностей
жизни. Жить—это означает расходовать энергию, непрерывно совершать усилия. Это
«работа». Трудная, утомительная работа. Целый день мы утрачиваем энергию. Силы
наши на исходе. К счастью, "Творец даровал нам отдых, чтобы наш организм
мог восстановить израсходованные за день силы, чтобы освободить сердитую систему
от перевозбуждения, к которому постепенно приводят как физические, так и умственные
труды. Увы, ночной отдых нередко является таковым лишь по названию. Посещает,
сон не прибывает совсем, а если прибывают, то не всегда здоровый. Рассвет застает
нас почти такими же усталыми, какими мы накануне лепта & кровать. И все
заботы и огорчения, которые доконали нас вчера, остаются с нами и сегодня.
Мы начинаем новый день с отвагой, но без запаса сил. Первое же потрясение
может нас сломить. И это не дивно. – Хатха-йога дарует нам отдохновение,
спокойствие и мир как телу, так и душе: всему человеку в целом. Она успокаивает
нервы, снимает усталость, подсобляет восстановить силы, полностью перезаряжает
организм, изгоняет заботы и, наконец, проясняет ум. При содействии йоги опять
обретает себя человек, полностью отдавший cjboh силы ближним. Таковы факты.
Но чем их объяснить?
Чтобы это понять, посмотрим, как живет и что делает йог. В то время суток,
когда приверженец физической культуры посвящает десять-пятнадцать минут своим
повседневным тренировкам (упражнения, прогулка в прытком, темпе, тренировка
дыхания, а затем традиционный душ), йог не спеша я размеренно проделывает
ряд поз, ничуть не более комичных или экстравагантных, чем обыкновенные Западу
физкультурные упражнения. Еще одна главная необыкновенность состоит в том, что йог
остается в каждой яз этих поз от нескольких секунд до нескольких минут (для
разных поз это время различное). Он стоит прямо, до предела вытянув поднятые
над Валовой руки, затем без резких движений наклоняется вперед. Он держит
свое тело под требовательным контролем, каждый его жест тщательно взвешен, мышечные
усилия будто бы анализируются и рассчитываются. Вот йог упер ладони в землю
и приблизил голову к коленям. Сконцентрировав свои •мысли, он устремляется стать
сходственным луку, натянутому так сильно, что концы его встречаются. На Востоке
эта поза именуется «Поклон солнцу». Проходит несколько секунд, йог медлительно
разгибается и, обрисовывая руками великий круг, возвращается в исходное положение.
За наклоном и напряжением следует отдых, еще более эффективный оттого, что
ему предшествовали веские усилия. По мышцам, нервам, всему психическому
организму пробегает благодатный ток. Вслед за телом расслабляется душа, охваченная
блаженным ощущеньем легкости.
«Глубокий поклон» прекрасно подходит для начала занятий. В уроке третьем,
тем не менее, я предварил его упражнением, абсолютно иным по своему смыслу
и воздействию — это упражнение на равновесие, не связанное с «динамикой».
Однако поза «Дерево», которая вам уже знаменита, приносит занимающемуся именно
то, что она собой изображает. Иными словами, это одно из тех упражнений, которые
выполняются с целью придать телу то положение, в, какое желанно привести
душу и дух. Позвольте объяснить, что я имею в виду.
Представьте себе, что я, до той или иной причине, беспокоен. Это вызывает
сердитое возбуждение. Или вообразите, что я отвлекся идеями от действительности,
фантазия моя блуждает. В результате я не способен ни работать, ни молиться.
Но если я смогу брать себя в руки, побороть нетерпеливость и придать своему
телу стабильность, заставив его на краткое время принять позу, требующую
равновесия, я тем самым сообщу некоторую неподвижность и душе; я даю ей устойчивость
и устраняю то, что ее тревожит. Я привлекаю ее внимание к деянью, ей, казалось
бы» чуждому, но, тем- не менее, покоряющему ее себе.
Мое существо превосходно уравновешено и устойчиво, а также и возвышенно. Я держусь
прямо, Я ограничил до минимума свой контакт с землей (стою на одной ноге).
Руки я объединяю, а затем поднимаю вверх. То же происходит и с душой. Все во
мне перегруппируется» все устремляется в небеса.
Возьмем иное упражнение, пока вам неведомое — -«Столб».
Оно представляет собой стойку на голове, с опорой на лоб и предплечья; ноги
и туловище вытянуты в одну линию.
Из всех йоговских упражнений это наиболее выразительно выглядит; кроме того,
оно более всех иных требует усердия и упорства, если исполнять его правильно.
Нужны характер и энергия, поскольку для успеха приходится победить самого
себя и свою застенчивость. Поэтому оно в высшей ступени эффективно для выработки
характера. Но это еще не все. Давая отдых сердцу (его труд существенно экономится,
поскольку кровь совершает обратный путь под деяньем силы тяжести) и устраняя
усталость (поскольку возбуждается мозг), эта поза освобождает человека от
двух, на первый взгляд противоположных, комплексов. Она постепенно избавляет
от страха и формирует отличное чувство равновесия. Подняв нога в воздух
и вытянув, но без напряжения, туловище (которое, собственно разговаривая, при этом
почивает, поскольку обратная позиция более всех иных подходит для отдыха),
вы по-истинному чувствуете свое тело, вы чувствуете, что обладаете собой, контролируете
себя. Вас омывает волна спокойствия. Люди трусливые, заторможенные расстаются
с тягостным «комплексом неполноценности». Против, горделивые, чересчур самоуверенные
преисполняются смирения. Когда стоишь на голове, нужно смириться с тем, что
твои телодвижения могут показаться забавными. Таким образом, эта поза способствует
смирению. Она возносит человека до небес, но в позе, обратной тем, в которых
он привык горделиво- красоваться. Сходственно «Дереву» поза «Столб» является «знаковой»
и дает именно ть, что собой означает.
«Глубокий поклон», «Дерево» и «Столб» – три позы приносящие йогу — если это
только возможно— награду более драгоценную, чем физическое равновесие, о котором
шла речь в предыдущем уроке, а именно: спокойствие, мир и хладнокровие— определенно
владение собой. «Змея», «Натянутый лук», «Плуг» и «Растяжение спины» также
оказывают успокаивающее деяние благодаря некоторым факторам, которые устраняют
раздражительность, сердитое напряжение и т.п.
Это эффект чисто негативный. Йогам знаменито нечто превосходнейшее: «Шанти» — трудный
комплекс, состоящий из равновесия, веры в себя, смирной твердости, силы
— или, быстрее, энергии — и правильного равнодушия.
Думайте об этих полезных результатах, когда будете заниматься. Все они придут
в свое время, медлительно, но верно. Будьте разумны, никогда не утрачивайте
терпения. Но всегда светло осознавайте, что в вас происходит, дабы извлечь из
этого выгоду. Скажите себе очень четко: во время занятий моя душа отрезана
от наружного мира, отрезана от самой себя (памяти, забот и тревог) и занята
только тем, что получает все вероятные превосходства из целого ряда феноменов,
проявляющихся в теле: из того, что улучшилось кровообращение, устранены застойные
явления в некоторых органах, получили толчок или, наоборот, отдых нервы и
мускулы, тонизирован мозг, прочищены дыхательные пути и легкие, успокоен "ум,
стимулированы железы внутренней секреции и т.д. Эти феномены проявились в
теле, однако они влияют, воздействуют на душу. Это факторы физиологической
жизни, но в одинаковой мере и жизни души (ума и духа). Мир, большое спокойствие,
«Шанти» (Песнь) внутренней жизни йога — это лишь эхо тех процессов, в которых
участвуют одновременно душа и тело — одно вместе с иным, одно ради иного
и одно в приятелем. Этот союз (как я уже упоминал, «йога» означает «соединение»)
самых разных элементов нашей со* ставной натуры водит (неосознанно, но
тем более уверенно) к полному развитию тех качеств, которые сочиняют нашу
человеческую сущность. А теперь за дело!
ПРАКТИКА
ДЫХАНИЕ
Упражнение 20. Чередующееся дыхание
Оно состоит « том, что вдыхать я выдыхать нужно попеременно т» одной,
то иной ноздрей. Образцовая поза дня это-то упражнения — «Совершенная»; она
вам еще не знакома. Поэтому занимайтесь стоя, на коленях или лежа на спине.
Поместите указательный и средний пальцы правой руки на переносицу. Великим
пальцем зажмите правую ноздрю, затем вдохните через левую, считая
до 4, 5 или б (в зависимости or ритма, который вы выбрали). Сразу же после
этого отпустите правую ноздрю я выдохнете через обе ноздри, придерживаясь
тяг» же ритма. Безымянным пальцем и мизинцем зажмите левую ноздрю я вдохните
через правую; ритм храните тог асе: 4,5 или 6.
Повторите левая ноздря (вдох), обе {выдох), правая (вдох), обе (выдох).
Проделайте это упражнение пять или шесть раз подряд. Если желайте, можете
выдох (через обе ноздри) сделать более долгим.
Индийцы утверждают, — и наука с ними согласна—что жизненная энергия (которую
они именуют праной), проникающая в наш организм с вдыхаемым воздухом, имеет
заряд. Существует негативная прана, погорая поступает только через левую ноздрю,
и позитивная—поступающая только через правую. Чередующееся дыхание — составная
часть пранайямы, к которой мы обратимся несколько позже — представляет собой
прибавление этой теории.
ПОЗЫ
Начните с того, что выполните в комбинации (как я вас учил) позы предыдущего
урока: «Щерево», «Глубокий поклон», <<3мею». и «Дельфина». Но между
заключительными двумя вставьте позу, знаменитую под названием «Натянутый лук».
Упражнение 21. Натянутый лук
Три раза вы приподнялись на выпрямленных руках («Змея»); три раза глубоко
вдохнули, поднимаясь, и выдохнули, возвращаясь в исходное положение; три раза
вы поворачивали петли позвоночника; и наконец, три раза растягивали свой живот
(мышцы и внутренние органы). А теперь вы •ржите на полу ничком, полностью
расслабившись, и глубоко дышите, делая паузы между выдохом и вдохом.
Согните ноги, так чтобы голени коснулись бедер. Изогнитесь назад и сильно
поймайте рукой сначала одну лодыжку, потом и вторую. Колени держите слегка
разведенными, приподнимите голени, сильно оттягивая руки (рис. 18).
Рис. 18. «Натянутый лук» (фаза первая)
Живот остается на земле, но грудь приподнимается тем выше, чем сильнее оттянуты
руки. Голову отведите как можно больше назад. Ваше тело схоже теперь на натянутый
лук,, руки и голени можно сравнить с тетивой. Постарайтесь удержаться в этой
позе несколько секунд, не дыша; затем отпустите сначала одну ногу потом вторую
и возвратитесь в исходное положение. Это упражнение нужно сделать только один
раз.
Если вы желайте выполнить эту позу безукоризненно правильно, вам придется держать
голени вертикально или почти
Рис. 19. «Натянутый лук» (фаза вторая)
вертикально (рис. 19); при этом усилия приходятся на позвоночник (как в позе
«Змея», вторая фаза), которому подсобляют только руки, оттянутые ногами. Это,
окончательно, трюк. Неплохо, однако, при первой же попытке иметь в виду правильный
вариант этой позы.
«Натянутый лук» оказывает то же воздействие, что и «Змея», только более выраженное.
Следовательно, и в этом случае люди, страдающие заболеваниями позвоночника
или почек, обязаны соблюдать знаменитую осмотрительность. Поза может вызвать эрекцию
— легкое неудобство, которое обычно пропадает — или даже выделение мочи. Оставайтесь
в этой позе длиннее, чем необходимо. Если возникнут какие – либо затруднения,
исключите ее.
Упражнение 22. Дельфин
После «Змеи» и «Натянутого лука», требующих усилий, «Дельфин» (упражнение
4, стр. 21) дает возможность отдохнуть. Он дополняет обычные периодах расслабления,
которые вы уже ранее вставляли в паузы между позами (лежа ничком с вытянутыми
вперед руками).
Если вы не слишком устали, сделайте «Полунаклон назад» (упражнение 11, стр.
37), а затем «Растяжение спины» (упражнение18,стр. 49) и «Растяжение лона».
Упражнение 23. Растяжение лона
Сядьте, ноги вытяните вперед. Широко разведя бедра, согните колени и сведите
вместе ступни. Затем, пропустив руки •йод бедрами, обхватите ими лодыжки с
наружной стороны (рис.20).
Рис. 20. «Растяжение лона» (фаза первая)
Наклоните туловище вперед и уроните голову, будто бы стараясь лбом коснуться
пяток (рис. 21). Успех придет далеко не сразу, но будьте упорны, и в один
великолепный день упражнение вам удастся.
Существенно главно ноги выдвинуть вперед, увеличить
расстояние между бедрами и приблизить колени к земле.
Локти обязаны дотрагиваться земли, предплечья—лежать на земле вдоль голеней. Если
необходимо, выдвиньте ноги немножко
Рис. 21. «Растяжение лона» (фаза вторая) |
вперед (при этом они слегка раздвинутся, а ступни разведутся вверх). И все
в порядке! Или почти в порядке!
На насколько напрягаются при этом внешние половые органы! Несколько недель
занятий —и положение улучшится, и вы, уверен, полюбите это упражнение, которое
соединяет в себе «Растяжение спины» (а точнее — растяжение позвоночника)
и «Растяжение лона».
В начале занятий поза «Растяжение лона» иногда возбуждает половые железы.
Я хочу вас от этого предостеречь.
Тем, кто соблюдает безбрачие, не следует злоупотреблять этим эффектом.
Упражнение 24. Поза релаксации
После немалого количества сгибов и растяжений более уместна поза, нарекаемая
«Релаксация» (рис. 22).
Умение расслабляться — это искусство. Мы все «напряжены», непрерывно растянуты.
Даже когда мы, почивая, «растянемся» в постели или в кресле, мы не расслабляемся,
не достигаем полной и сознательной релаксации. Тем более мы не умеем расслабиться
в часы работы. В зависимости от того, какой работой мы заняты, мы принимаем
веселый или грустный вид, выглядим занятыми, обеспокоенными или даже бесстрастными
ко всему окружающему. Если мы пишем, сосредоточенность ума принуждает нас
напрягать внешние мускулы. Мы редко посещаем «естественны». Пробуйте вытянуть
вперед руку, но, так сказать, предоставьте ее самой себе. Пусть кисть свисает,
свободно шатается, пальцы пусть расположатся как им удобно. Приемлемый результат
у вас получится, возможно, только после нескольких попыток: пальцы у вас затекут,
вы обнаружите, что вам трудно удержать их в неподвижности; они начнут двигаться
без вашего участия;
Рис. 22. «Релаксация»
однако кисть будет оставаться расслабленной. Всякий, кто добьется такого
эффекта, без сомнения, это осознает.
Время от медли вы сможете расслаблять не только кисть руки или личико, но
и все тело. Это один из путей, одно Упражнение из многих — одно из труднейших,
как я вам уже сказал.
Лягте плашмя на коврик или на землю (кровать не подходит); ноги держите вместе
или слегка разведите; руки положите вдоль боков, ладонями вниз (или вверх,
если вам так больше нравится; поупражнявшись, вы узнаете, какая позиция вам
более удобна). Ничто не обязано нажимать на талию. Потом вам нужно будет «отдавать
приказы» мышцам. Начиная с головы, переберите последовательно все основные
мускулы вашего тела. Концентрируйтесь на каждом из них и произнесите шепотом
или даже в полный глас: «Отдыхай, освобождайся, еще, еще…» Обращайтесь
к мышцам во время выдоха или приостановив дыхание, когда легкие пусты.
Когда дойдете до «стоп», возвратитесь к голове и начните сначала. Повторите это
дважды; если понадобится — три раза. Со временем вы сможете расслабляться,
не отдавая указов. Стоит вам занять нужную позицию, и вы почувствуете, что
скидываете напряжение. Индийские йоги разговаривают, что тело обязано быть «как
вязка влажного белья».
Явно, что это означает полную неподвижность. Пусть рот будет приоткрыт,
нижняя челюсть слабо повиснет. У вас будет неразумный вид—не обращайте внимания.
Попытайтесь поднять руки: они обязаны слабо упасть обратно. Это будет знаком,
что вы действительно расслабились. Возможно, вы почувствуете, когда будете
ложиться, что сердце у вас забилось сильнее обычного. Пусть себе бьется. Прислушайтесь
к нему. Вскоре оно угомонится. Или вы ощутите пульсацию в височных артериях,
«словно при мигрени…»
Упражнение займет добросердечных десять минут. Для полного расслабления потребуется
достаточно много медли, необыкновенно вначале. Таким образом можно расслабляться
каждую ночь перед сном.