IV. УЧЕНИЕ О СОСТОЯНИИ СНА
Учение о сновидениях, которое мы здесь изложим, служит подтверждением учения
о майе. Оно показывает, что так как все чувственные восприятия в состоянии
бодрствования иллюзорны, так же иллюзорны все чувственные восприятия в состоянии
сна. Эти два состояния образуют два полюса человеческого сознания. Иными словами,
вся Природа является сновидением Единичного Ума, и до тех пор, пока человек не
победит Природу и таким маршрутом не перешагнет через майю, он будет оставаться
дремлющим и видящим Сон, порожденный Невежеством. В этом мире и в любом посмертном
состоянии все сансарические, то есть кармически обусловленные, состояния являются
лишь сновидениями.
Только когда человек просыпается, он осознает иллюзорный характер сновидения.
Только после пробуждения ото сна, рожденного Невежеством, для него наступает
Подлинное Состояние, которое ничем не обусловлено, и в котором не дремлют и не
видят снов. Тогда познается иллюзорность сансары.
Мы разговариваем о состоянии сна со сновидениями как о нереальном и о состоянии
бодрствования как о реальном. Однако, взыскательно разговаривая, оба состояния нереальны,
так как они основаны на такой же последовательности беспристрастных чувственных
восприятий. Разница в том, что восприятия в мире сновидений являются внутренними,
а восприятия в состоянии бодрствования – наружными. Чувственные впечатления
воспринимает только ум, который не проводит различий между впечатлениями внутренними
и наружными. В уме, как в зеркале, отражаются объекты, воспринимаемые внутренним
и наружным ощущением, которые раздельно от ума не существуют, будучи, как учит
учение о майе, лишь явлениями.
Маршрутом тщательного анализа сновидений и психологического экспериментирования
над самим собой как над субъектом, йог в результате уверяется (а не просто
верует) в том, что все содержание состояния бодрствования так же, как состояния
сна со сновидениями, на самом деле представляет собой иллюзорные явления.
Как паук плетет из своего тела паутинную сеть, а затем втягивает эту паутину
обратно в себя, так и Вселенский Ум, который у индусов олицетворяет Брахма,
творит космос из Самого Себя. Сеть Брахмы – это майя, в которую попадают
ощущающие существа и удерживаются в ней, будучи привязанными к сансаре.
Это Колесо Существования – прометеева скала, к которой приковано человечество
его кармой, и его терзают желания, как орлы – прикованного Прометея.
Брахма дремлет и бодрствует. Когда Он дремлет, Его сон – это сотворение космоса.
Когда Он просыпается, Его сон заканчивается. Его состояние сна – это сансара.
Его пробуждение – нирвана. В этом Всеохватывающем Уме берет начало Созданное
и Несозданное, сансара и нирвана. И в высшем познании Всеохватывающего Ума
эти противоположности воспринимаются в единстве.
Цель учения о сновидениях – пробудить йога от сна заблуждения, заставить его
стряхнуть с себя кошмар существования, разломать оковы, в которых майя держит
его пленником в течение эонов, и таким образом достичь духовного мира и радости
свободы, достигнутых Полностью Просветленным, Гаутамой Буддой.