ВВЕДЕНИЕ
Чтобы учить и воспитывать, чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на детей, надобно владеть беспристрастными научными знаниями об их индивидуальных необыкновенностях. Такие знания о детях можно получить, если использовать методы научной психологической диагностики.
Почему типовые педагогические методы, в общем и в среднем правильные, не срабатывают в некоторых индивидуальных случаях? На этот вопрос нельзя дать ответа, если не учитывать своеобразие индивидуальных психологических необыкновенностей конкретного ребенка в данный момент его развития, в конкретных жизненных обстоятельствах. Объективность сведений об этих индивидуальных необыкновенностях зависит от того, насколько беспристрастными, научнообоснованными методами получены эти сведения. Да, опытный учитель в ходе ежедневной работы с детьми умеет приближенно определить эти необыкновенности на глазок — в результате педагогического наблюдения. Но и ему, и тем более начинающему учителю, для точной фиксации и измерения этих необыкновенностей сегодня не обойтись без помощника, каким призван стать в современной школе педагог-психолог или практический психолог
образования.
В истиннее время, в соответствии с Положением о службе практической психологии в Российской Федерации, принятым Министерством образования РФ в 1995 году, создаются новые организационно-методические предпосылки для активного внедрения психодиагностики в практику образовательных учреждений. Тем более актуальной задачей оказывается более углубленное психологическое просвещение педагогов в данной области.
Какие виды психодиагностического обследования и когда заказывать у школьного психолога? Как правильно читать психологический диагноз? Как использовать психодиагностическую информацию при выборе конкретного учебно-воспитательного воздействия на конкретного ребенка? Как самому учителю провести простейшее приближенное психодиагностическое обследование, в целях оперативного контроля над классом, или в тех случаях, когда школьный психолог отсутствует в штате школы? Вот центральные вопросы, которым посвящено данное учебное пособие.
Это пособие призвано продолжить развитие базовых психологических знаний, которые обязаны быть получены студентами педвузов в рамках курса Основы психологии (или Общая психология). В данном случае этим знаниям обязан быть придан более практический, более операционально-методический смысл. Из пособия студенты узнают не только о том, ЧТО такое главные психические функции, способности, индивидуальные психические свойства (черты личности), но и о том, КАК эти свойства могут быть беспристрастно и достоверно зафиксированы у каждого конкретного воспитанника в классе или у ребенка в дошкольном учреждении.
В книге психодиагностические методики даются не сами по себе, но в контексте решения конкретных типовых практических задач, возникающих в практике современной школы перед ее психологической службой. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предостережения противоправных тенденций в развитии лич ности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных необыкновенностей воспитанников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.
Научные, психологические методы тестирования поднимают на новый, более высокий и технологичный уровень не только учет необыкновенностей характера детей, но и контроль знаний — как оперативный, текущий, так и аттестационный. На сегодня все учителя-предметники обязаны уметь самостоятельно использовать методы тестирования, в частности, для беспристрастного контроля знаний и умений учащихся. Поэтому веское внимание в данном пособии уделяется общей культуре составления и проведения тестов. В своей собственной предметной области все учителя обязаны уметь самостоятельно составить и провести предметный тест. Необыкновенно облегчает задачу рутинного контроля за уровнем достижений и динамикой обучения внедрение современных компьютерных методов. Понимание основ измерительно-статистической логики построения современных тестов поможет будущему учителю понять глубину и специфику собственно научных методов психодиагностики, источники и научные основы ее объективности, невозможность ее сведения к субъективным оценкам на глазок.
Тестирование уровня интеллектуального и личностного развития ребенка, кроме информационного обеспечения функций обучения и воспитания, исполняет также и такую самостоятельную функцию школы, как социально-профессиональная селекция (см. В. Б. Ольшанский, 1994, с. 38). О ней не принято было сказать вслух в годы советской власти — в годы засилья примитивной и фарисейской социальной идеологии, ставящей знак равенства между подлинно разумным тезисом о равенстве социальных возможностей и заведомо фальшивым тезисом о
тождестве индивидуальных способностей. На деле эта идеология фактически исполняла роль демагогической ширмы, за которой, в частности, скрывались негласные привилегии для детей ответственных тружеников обучаться в элитарных языковых спецшколах ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ от уровня проявленных ими реальных способностей.
Поставлено это или нет в качестве сознательной цели школьного образования и воспитания, школа так или иначе определяет будущее место человека в системе социальных и профессиональных групп и слоев сообщества. Одни дети, обнаруживая серьезные трудности обучения в нормальной школе, нуждаются в особых медико-педагогических условиях, иные, рано проявляя особую одаренность или склонность к каким-то занятиям, так или иначе оказываются в школах и классах (гимназиях, лицеях, колледжах) для особо одаренных. Вопрос о том, насколько беспристрастными и научно обоснованными оказываются сходственные решения, неминуемо отражающиеся на доле ребенка, не может быть всерьез решен без применения средств научной психодиагностики и научно обоснованного педагогического тестирования. В неприятном случае дети (необыкновенно дети с индивидуально-необыкновенным психическим складом) не защищены от свободного или невольного произвола, которые дозволяют в своих оценках не только родители, но и учителя, а с некоторыми из них могут складываться в процессе трудной и напряженной школьной жизни неровные отношения.
Равенство всех детей перед абсолютно одинаковыми условиями тестирования — это практическая реализация разумного принципа о предоставлении одинаковых возможностей. Но гуманизм заключен не в тестах самих по себе, а в культуре их применения! Использование тестов не противоречит принципам социального гуманизма и демократии только
в случае, когда тестовая практика находится в взыскательном соответствии с определенными профессионально-этическими нормами, сложившимися на теперешний день в развернутый свод управлял и предписаний, которому следуют тестологи всех развитых стран и с которыми студенты могут познакомиться в истинном пособии.
Объем знаний по психодиагностике, который творцы данного пособия ставят своей целью донести до будущего учителя, во многом можно сравнить с объемом знаний об устройстве автомобиля, который преподают в автошколе любому водителю. Знаменито, что сходственное знание поможет водителю устранить простейшие неполадки прямо на дороге. Но основным образом оно необходимо для того, чтобы грамотно взаимодействовать с профессиональным автомехаником в техцентре. Так и в психодиагностике. Простейшие приближенные оценочные шкалы и тесты учитель обязан уметь применить сам. Но основное — он обязан уметь грамотно определить, когда от самодеятельности следует воздержаться и обратиться к профессионалу, вооруженному профессиональными навыками и профессиональной батареей психодиагнос тических методик, профессионалу, систематически по полняющему базу компьютерной психодиагностичес кой информации по каждому ребенку и, следовательно, способному учесть не только данные на сегодняш-ний день, но и тенденции развития с учетом психодиагностических сведений за былые месяцы и годы.
Книга снабжена списком ключевых терминов, выделенных по каждому параграфу, перечнями рекомендуемой и цитируемой литературы, содержит свыше 200 контрольных вопросов (прибавленье 1) по всем разделам пособия, а также свыше 200 толковых статей в глоссарии главных терминов (прибавленье 2). Та часть специальной психологической терминологии, которая не вошла в глоссарий, мо-
жет быть легко найдена чтецом в психологических словарях и иных учебных пособиях данной серии- Указанный справочно-информационный аппарат делает истинную книгу удобной для использования как в учебных целях, так и в качестве справочного издания.
Книга подготовлена коллективом водящих специа-лрютов по психологической диагностике, работающих в научных психологических центрах г. Москвы.