Навигация > Главная > Внутренние болезни > ГЛАВА 59. ОНКОГЕНЫ И НЕОПЛАСТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

ГЛАВА 59. ОНКОГЕНЫ И НЕОПЛАСТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ


ГЛАВА 59. ОНКОГЕНЫ И НЕОПЛАСТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

 

Поль Нейман (Paul Neiman)

 

При дробленьи раковые клетки передают дочерним клеткам неопластический фенотип. Но этой причине получило всеобщее распространение воззренье о том, что наследование неопластического фенотипа предопределяется специфическими генами. Это предположение поясняет чрезвычайный интерес исследователей-онкологов к онкогенным вирусам. Несмотря на сравнительную генетическую простоту, они вызывают все патологические и клинические изменения, ассоцииро­ванные с неопластическим заболеванием, и в некоторых случаях вирус способен вводить в нормальную клетку единственный ген (онкоген), продукт которого инициирует и поддерживает неопластическое состояние. Онкогены представляют собой измененные формы клеточных протоонкогенов, которые в норме выпол­няют в клетке главные функции. Человеческие гомологи некоторых из этих онкогенов могут играть определенную роль в раковых заболеваниях человека. Эта ситуация поднимает ряд вопросов условно природы онкогенов, управ­ления их экспрессией, биохимической природы их генных продуктов и механизмов взаимодействия с метаболизмом клетки-владельца.

Ретровирусные онкогены. Взаимодействие ретровирусов с клеткой-владельцем. Открытие онкогенов появилось результатом изуче­ния молекулярной биологии РНК опухолевых вирусов (ретровирусов). Ретро-вирусы широко распространены в природе и инфицирование некоторыми из них ассоциируется с новообразованиями у животных; иные же опухолегенными свойствами не владеют. Геном ретровируса представляет собой молекулу РНК длиной от 8000 до 10000 нуклеотидов. Характерной необыкновенностью жизненного цикла ретровирусов является то обстоятельство, что после проникновения вируса в клетку геномная молекула РНК копируется на ДНК (обратная транс­крипция), и ДНК-копия интегрируется с хромосомной ДНК клетки-владельца (отсюда и название ретровирус) (рис. 59-1). Эта интегрированная ДНК назы­вается провирусом. Структура типичных провирусов схематически изображена на рис. 59-2. Длинные терминальные повторы (ДТП) содержат последователь­ности, скопированные с обоих концов геномной РНК вируса, размещены на каждом конце ДНК провируса н сцеплены непосредственно с ДНК владельца. ДТП содержат последовательности, регулирующие экспрессию генов при репли­кации вирусов: gag кодирует внутренние структурные белки, pol— обратную транскрнптазу, env — гликопротеин вирусной оболочки. В регуляторные после­довательности включены сигналы инициации и терминации транскрипции. Обыч­но они содержат также могучий ген-усилитель, способный настолько повысить темп транскрипции вирусных генов, что провирусный РНК-транскрипт будет сочинять от 0,1 до 1% полного клеточного содержания мРНК. Промоторы и усилители транскрипции обычно включаются лишь в клетках определенного типа, чем и определяется тканеспецифичность вирусных генов. В иных случаях активность последовательностей-усилителей реализуется стероидными гормонами. В отличие от многих иных вирусов ретровирусы обычно не приводят клетку-владельца к погибели после завершения репликации; вместо этого они встраиваются в экзогены, вызывают их экспрессию и тем самым меняют фенотип клетки-владельца.

 

 

Рис. 59-1. Репликация ретровирусов.

(1) Оболочечный гликопротеин на поверхности вирусных частиц (вирионов) распознаёт рецепторы, способствующие входу в клетку, и освобождает вирусную геномную РНК.

(2) Каждый вирион содержит две молекулы вирусной РНК, которые в клетке копи­руются обратной транскриптазой в циклические скрученные молекулы вирусной ДНК.

(3) Некоторые из циклических молекул ДНК встраиваются в хромосомную ДНК владельца в требовательно определенных точках молекулы вирусной ДНК и в случайном, или почти слу­чайном, сайте хромосомы владельца. (4) Интегрированная копия вирусной ДНК, или провирус, транскрибируе-тся как в мРНК, которая транслируется на клеточных полисо­мах в вирусные белки (5), так и в полимерную геномную вирусную РНК, которая содержит специфические последовательности, служащие сигналами упаковки при сборке вируса. (6) Вирусные РНК и белки собираются в частицы, которые затем покидают клетку. Весь процесс может не сопровождаться цитопатическими эффектами для клетки владельца.

 

Остротрансформирующие ретровирусы и их онкогены. Заражение животных ретровирусами, содержащими только гены gag, pol и env, сопровождается новообразованиями лишь после длинного латентного периода. Против, остротрансформирующие ретровирусы в считанные дни или недели могут вызвать неоплазию in vivo или привести к перерождению клеток в культуре in vitro. Прототипом этого класса вирусов служит вирус саркомы Рауса. Структура провирусов из этих двух классов онкогенных агентов при­ведена на рис. 59-2. Почти все знаменитые остротрансформирующие ретровирусы дефективны, т. е. они утратили часть генов, необходимых для репликации, и, следовательно, их распространение вероятно лишь маршрутом коинфекции со стандартными ретровирусами-хелперами. Такие дефекты являются результатом замещения репликативных генов вируса на онкоген, который играет роль по­средника для. непосредственно трансформирующих свойств вируса. Исключения из этого общего верховодила представлены некоторыми штаммами вируса саркомы Рауса, которые имеют как репликативные гены, так и онкогены. Желая конкрет­ный сегмент вирусного генома, который замещается на онкоген, может варьиро­вать, общая конфигурация остротрансформирующих вирусов такова, как это показано на рис. 59-2. В этом случае онкоген спаян с 5`-областью вирусного гена gag, в результате чего синтезируется трансформирующий белок с пептидами gag в аминотерминале.

В табл. 59-1 приводится список некоторых вирусов онкогенов, их естественных владельцев и типов опухолей, которые они вызывают. В случае вируса саркомы Рауса роль гена src в неопластических трансформациях была установлена средствами генетики и биохимии. Знамениты мутации, вызывающие обратимую инактивацию продуктов гена src при повышении температуры (так нарекаемые температурочувствительные мутации). Эти мутации переводят трансформиро­ванный фенотип в нормальное состояние, если инфицированные клетки под­вергаются воздействию повышенной температуры. При понижении температуры клетки снова возвращаются в трансформированное состояние. Подобные, желая и не столь полные, данные получены и для иных вирусов, перечисленных в табл. 59-1.

 

 

Рис. 59-2. Сравнительные структуры провирусов со стандартной компетентной репликацией и остро трансформирующих ретровирусов. В обоих случаях провирус окаймлен прямыми последовательностями длинных терми­нальных повторов (ДТП), которые содержат главные элементы регуляции: включая промоторы и усилители транскрипции, сигналы терминации транскриптов вирусной РНК (сигналы добавки поли-А) и сигналы интеграции в ДНК владельца. Между ДТП стандартного ретровируса находятся три гена: gag (внутренние структурные белки), pol (обратная транскриптаза) и env (гликопротеин оболочки), которые необходимы для инфекции и репликации. У остротрансформирующих вирусов все или часть репли­кативных генов замещены трансформирующим онкогеном, который и определяет онкогенные свойства вируса. Наиболее общей структурой является спайка 5-участка гена gag с онкогеном. Стандартный провирус транскрибируется в полномерную вирусную РНК и в мРНК для синтеза вирусных белков. Остротрансформирующий провирус часто экспрессирует только один сайт РНК-транскрипта. В этом случае репликация дефек­тивна и для размножения требуется коинфекция со стандартным ретровирусным «хелпером». Символ Agag значит, что часть последовательности gag исчезла в резуль­тате делеции.

 

Почти все трансформирующие вирусы могут быть обнаружены in vitro по их способности вызывать перерождение клеток в культуре. Стандартный тест со­стоит в формировании инфицированными фибробластами (или чертами фибробластоподобных клеток) морфологически измененных клеток. Некоторые из по­рождающих лейкемию вирусов могут трансформировать макрофаги и/или кроветворные клетки in vitro.

Протоонкогены.Онкогены ретровирусов находятся в недалёком родстве с нор­мальными генами клеток. Это родство было установлено в результате открытия гомологичности в нуклеотидных последовательностях трансформирующего онкогена вируса саркомы Рауса v-src (вирусного src) и нормального гена цыпленка с-сгс (клеточного src). Явно, вирус саркомы Рауса появился результатом рекомбинаций между c-src и древним стандартным ретровирусом птиц. Такой механизм — рекомбинация между вирусным геном и геном владельца — служит явным изъяснением образования трансформирующих вирусов (см. табл. 59-1). По этой причине функции нормальных генов и их роль в невирусных ново­образованиях вызывают повышенный интерес исследователей.

В природе нормальные формы онкогенов весьма консервативны. Для каж­дого из них существуют человеческие гомологи, а гомологи некоторых из них присутствуют во всех эукариотических организмах, до беспозвоночных и дрож­жей включительно. Такой консерватизм наводит на мысль, что эти гены вы­полняют в нормальных клетках жизненно главные функции, и предполагает, что онкогенный потенциал приобретается генами только после функционально означаемых изменений (таких, например, какие происходят при рекомбинации с ретровирусом). О таких генах разговаривают как о протоонкогенах (с-оnс).

 

Таблица 59-1. Вирусные онкогены, вызывающие острые трансформации

Название

Вирус

Опухоли in vivo

Цыплята

 

 

 

 

Src

Вирус саркомы Рауса

Саркомы

Yes

Вирус саркомы Y73

Саркомы

fps/fes

Вирус саркомы Fujinami

Саркомы

Ros

Вирус птичьей саркомы UR11

Саркомы

erb/B

Вирус птичьего эритробластоза (AEV)

Эритроидный лейкоз

Myb

Вирус птичьего миелобластоза. (AMV)

Миелоидный лейкоз

my с

Вирус птичьего миелоцитоза (МС-29)

Лейкоз, эндотелиом а

Sci

Птичий вирус SKV/770

Неизвестно

Индюки

 

 

 

 

rei

Вирус ретикулоэндотелиоза (REV)

Лимфомы

Мыши

 

 

 

 

abl

Вирус лейкоза Abelson

В-л и мфо мы

nios

Вирус мышиной саркомы

Саркомы

 

 

Молони (MoMSV)

 

 

fos

Вирус остеосаркомы FBj

Остеосаркома

raf

Вирус мышиной саркомы 3611

Саркомы

Крысы

 

 

 

 

Ha-ras-1

Вирус мышиной саркомы

Саркомы, эритроид-

 

 

Гарвея (HaMSV)

ный лейкоз

Ki-ras-2

Вирус мышиной саркомы

Саркомы, эритроид-

 

 

Кирстена (KiMSV)

ный лейкоз

Кошки

 

 

 

 

fes/fps

Вирус кошачьей саркомы

Саркомы

 

 

Snyder Thieien ST-FeSV

 

 

fins

Вирус кошачьей саркомы

Саркомы

 

 

McDonough (SM-FeSV)

 

 

Igr

Вирус кошачьей саркомы

Саркомы

 

 

Gardner Rasheeds (GR-teSV)

 

 

Обезьяны

 

 

 

 

sis

Вирус обезьяньей саркомы

Саркомы

 

 

(SSV)

 

 

 

 

Нуклеотидные последовательности белков кодирующих областей вирусных онкогенов отличаются от таковых для протоонкогенов. Существуют также прин­ципиальные различия в регуляции экспрессии вирусных и клеточных генов. Например, нормальные клеточные формы онкогена могут экспрессироваться без трансформации клетки, желая обычно экспрессия протекает на более низком уровне, и/или с более жесткой регуляцией, чем .для вирусных онкогенов, экспрессируемых провирусами. Условные вклады сверхэкспрессии, измененной регуляции и структурных мутаций в трансформирующую активность вирусных онкогенов не вполне светлы. Все эти элементы могут владеть той или иной ступенью важности в зависимости от конкретного онкогена и типа клетки-мишени.

Инфицирование ретровирусами, не содержащими онкогенов, может вызвать новообразования у некоторых животных, но после длинного латентного периода. Общим механизмом такой онкогенной активности является активация клеточных протоонкогенов, на что указывает образование лимфом в фабрициевой сумке цыплят, зараженных вирусом лейкоза птиц (ВЛП). При этих новообра­зованиях протоонкоген, нарекаемый с-тус, экспрессируется с высоким уровнем в результате интеграции промотора-усилителя ВЛП-генома вблизи с-mус. Тот факт, что эти опухоли клонируются и активация с-тус наблюдается только в опухолевых клетках, вкупе с знаменитым онкогенным потенциалом v-myc под­тверждает идею- о том, что с-тус играет главную роль в образовании этих опухолей. В табл. 59-2 приведен список протоонкогенов, о которых знаменито, что они активируются в порождаемых ретровирусом опухолях с великим ла­тентным периодом. Некоторые из-них (myc, erb В) гомологичны знаменитым вирусным онкогенам. Иные (Int-1, Int-2, Pim-1, Mlvi-1, Mlvi-2) не иденти­фицированы как доли геномов остротрансформирующих вирусов. Их онкоген­ный потенциал выводится по аллелям.

 

Таблица 59-2. Протоонкогены и предполагаемые протоонкогены, активирующиеся в опухолях маршрутом интеграции с ретровирусными провирусами

 

In кvr- или

tl! MIlniHb

Вирус

Опухоль

е-in ус

Вирус птичьего лейкоза

Лимфомы В-клеток (цыплята)

.-туе

Вирус кошачьего лейкоза

Лимфомы (кошки)

с-ту с

Вирус мышиного AKR-лейкоза

Лимфомы Т-клеток (мыши)

.•-erb В

Вирус птичьего лейкоза

Эритроидный лейкоз (цыплята)

^пп-1

Вирус мышиного AKR-лейкоза

Лимфома Т-клеток (мыши)

Vlbvi-1

Вирус мышиного лейкоза Мо­лони

Лимфома Т-клеток (крысы)

Vlbvi-2

Вирус мышиного лейкоза Мо­лони

Лимфома Т-клеток (крысы)

iit-1

Вирус опухоли молочной железы мыши

Аденокарцинома молочной желе­зы (мыши)

nt-2

Вирус опухоли молочной железы мыши

Аденокарцинома молочной желе­зы мыши

 

 

Ретровирусы человека.Вирусы лейкоза Т-клеток человека (HTLV) являются ретровирусами, реплицирующимися предпочтительно в лимфоцитах человека. Инфицирование HTLV типа I ассоциировано с развитием специфического типа лейкемии Т-клеток у взрослых, которая с нарастающей частотой встречается в южной Японии и странах Карибского бассейна. Инфицирование in vitro штаммом HTLV-I культуры Т-клеток человека подтверждает способность вы­зывать рост самостоятельно от экзогенных факторов роста Т-клеток (иммортализация). Инфицирование иным вирусом, нарекаемым HTLV-III, ассоциируется с синдромом приобретенного иммунодефицита. То же самое правосудно для вируса LAV, ранее ассоциированного с лимфаденопатией. По-видимому, HTLV не содержат клеточно-зависимых онкогенов. Вместо этого они меняют поведение клетки-владельца уникально взаимодействующими вирусными регуляторными бел­ками.

Нормальная человеческая ДНК содержит структуры, которые могут оказать­ся провирусами и генетически передаются половыми клетками. Значимость таких структур неизвестна.

 

Активированные клеточные онкогены, детектируемые трансфекцией.Трансфекционный тест на онкогены. Некоторые из знаменитых клеточных линий владеют способностью инкорпорировать экзогенную ДНК в свой хромо­сомный аппарат с такой эффективностью, что появляется возможность экспе­риментального введения гена (трансфекции) непосредственно в культуру тканей. Технология трансфекции обычно содержится в осаждении ДНК на поверх­ность клеток-мишеней фосфатом кальция с последующим поглощением ДНК внутрь клетки посредством пиноцитоза. Некоторые из поглощенных молекул ДНК транспортируются в клеточное ядро и интегрируются в хромосомную ДНК. Если трансфектированная ДНК содержит ген, который может экспрессироваться в клетке-реципиенте как доминантный селектируемый маркер, то клетки, экснрессирующие этот признак, могут быть обнаружены в культуре с эффектив­ностью до одной клетки на каждые 105 событий трансфекции. Многие из вирусных онкогенов. (см. табл. 59-1) могут вызвать трансформации в тестах описан­ного типа. Трансформация такого рода имеет место как при использовании чистой онкогенной ДНК, так и при использовании хромосомной ДНК клеток, трансформированных ретровирусами.

 

Таблица 59-3. Онкогены, обнаруженные в опухолях человека трансфекцией клеток NiH/3ТЗ

 

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.