6. Беспристрастный фактор установки
Когда живое существо испытывает какую-то потребность, то для ее удовлетворения оно обращается к наружней среде. Примечательно, что в данном случае силы организма приводятся в деяние лишь ситуацией, содержащей условия удовлетворения данной потребности. При неименьи сходственной ситуации тенденция активности живого существа продолжает оставаться в инактивном состоянии. Но как только такая ситуация возникает, она тотчас же становится актуальной и активирует субъекта к деянью в определенном направлении.
Что происходит в этом случае? Чем обусловлено то, что субъект сразу же начинает активность? Бесспорно, что здесь, с одной стороны, есть среда, содержащая условия удовлетворения определенной потребности, а с иной стороны — субъект, испытывающий подходящую именно этой среде потребность. Одним словом, происходит встреча потребности и подходящей ей беспристрастной ситуации. В результате этого у субъекта возникает установка абсолютно определенного поведения, совершенно определенной активности, целью которой является удовлетворение именно этой потребности.
Стало быть, для происхождения установки необходимо наличие беспристрастной ситуации, подходящей потребности. Именно данную беспристрастную ситуацию и следует считать беспристрастным фактором установки.
Таким образом, установка не возникает в случае наличия либо только состояния потребности, либо только беспристрастной ситуации. Для того, чтобы появилась установка, потребность обязана встретиться с беспристрастной ситуацией, содержащей условия ее удовлетворения.
Курт Левин отметил один бесспорный факт, который в данном случае для нас очень главен: когда у человека появляется какая-либо потребность, то предметы и явления, подходящие этой потребности, обретают определенную силу, заставляя его к деянью в определенном направлении, побуждая к определенному поведению: голодного человека хлеб побуждает к еде, уставшего кровать влечет к отдыху. Однако эта принудительная, побуждающая сила предметов (Aufforderungscharakter) тотчас же пропадает, как только довольствуется подходящая потребность. Это правильное наблюдение Левина, которое очень легко можно проверить и подтвердить, становится понятным лишь в том случае, если отказаться от подразумеваемой Левиным теории непосредственности и иметь в виду понятие установки. Как мы уже убедились, у субъекта — носителя потребности при встрече с подходящим предметом и явлением, подходящей ситуацией возникает установка абсолютно определенного деяния. Это и есть та установка, что обретает свое психологическое выражение в описанном Левиным факте: у голодного человека при виде хлеба возникает установка овладеть им и съесть, поэтому он и переживается носителем некой притягательной силы.