1. УСЛОВИЯ развития мышления в филогенезе и онтогенезе
При исследовании развития мышления ребенка всегда необходимо учитывать главное различие между условиями филогенетического и онтогенетического развития. По линии филогенетического развития стимулом мышления, в главном, всегда выступали потребности, удовлетворение которых имело более или менее выраженное жизненное значение; здесь мышление возникло и развилось на основе серьезной деятельности — обслуживания и, необыкновенно, труда. Что дотрагивается онтогенеза — необыкновенно в пределах ребяческого возраста, то тут положение дел иное. Ребяческим возрастом величается тот период жизни человека, когда ему самому не приходится беспокоиться об удовлетворении своих главных потребностей — это делают иные, его воспитатели, взрослые. Человек прекращает считаться ребенком только после того, когда он становится принуждён сам беспокоиться об удовлетворении своих жизненных потребностей, то есть собственными мощами решать встающие перед ним задачи.
Поэтому в период детства импульсом развития мышления служит необходимость удовлетворения не жизненных потребностей, как это имеет место в филогенезе, а потребностей иной категории, в частности, потребностей развития. Развитие ребяческого мышления происходит, в главном, на почве игры и учебы. Учет данного обстоятельства имеет не только великое теоретическое, но, вероятно, еще большее практическое значение, поскольку при воспитании мышления знание того, откуда исходят импульсы мышления ребенка, безусловно имеет основательное значение.