Навигация > Главная > Cтатьи для будущих мам > Взгляд в прошлое

Взгляд в прошлое


Взгляд в прошлое.

Как ты, наверное, знаешь, акушерство (от французского “accoucher” – рождать) – одно из древнейших направлений медицины. Беременные женщины Древней Руси веровали в помощь языческих заклинаний, в жертвоприношения всевышним, в силу трав.

Изображения древнеславянских божеств Рожаниц.

Особой силой, по воззрению древних, владела белая кувшинка Одолень –трава. Перед родами живот беременной смазывали мазью из заячьей желчи, сока пырея и козьего сала, давали опьянеть воду, в которой варились два яйца, и съесть два кусочка корневища белой кувшинки. Была даже сложена песня :

Если б знала бабушка,
Что такое Одолень –трава,
Вшивала бы в пояс
И носила б на себе…

Традиционно детей в семьях было много, и роды, повторявшиеся почти каждый год, воспринимались всеми как самое что ни на есть природное событие. Наши предки благодарили богов за милость в случае благоприятного появления на свет ребенка и со смирением встречали его смерть. Помощь роженице в те времена оказывали старшие в семье женщины. Летописи сохранили имя доктора Евпраксии, небывало талантливой и самоотверженной женщины, жившей в XII веке. От периода раннего христианства до нас дошла мольба роженицы:

Стану, благословясь, пойду перекрестясь,
из избы дверьми, из двора воротами,
во чистое поле, во синее море.
Есть там у Христа на престоле
сидит Пресвятая Матерь Богородица,
держит золотые ключи,
открывает мясные ларцы,
отпускает младенца из плоти, из утробы;
отпускает младенца из плоти, из горячей крови,
чтобы не чуять ни щипоты, ни ломоты, аминь.

Но монголо –татарское иго, главенствовавшее на Руси более двух столетий (1237 –1480), практически остановило развитие медицины. Лишь в конце XVI века при Иване Строгом был создан первый государственный орган, правящий системой здравоохранения, – так именуемый Аптекарский указ. Религиозные догмы и домострой, существовавшие на Руси, утвердили представление о том, что докторам –мужчинам заниматься акушерством не пристало, и роды обычно принимали “повитухи ” (“повивать ” – принимать младенца).

“… Деревенские повитухи – это всегда пожилые женщины, по большей доли вдовы. “Бабят ” иногда и замужние женщины, но только те, которые сами перестали рождать и у которых нет месячных очищений. Девушка, желая и престарелая, повитухой быть не может, да и бездетная – плохая повитуха. Какая она бабка, коли сама трудов не пытала? При ней и рождать трудно, и дети не всегда в живых будут… Повитуха приглашается на все трудные роды, непременно посещает по их окончании, чтобы перевязать пуповину, вымыть и попарить роженицу и новорожденного, и первые дни поухаживать за ним ”. (Г. Священников. Русская народно—бытовая медицина. 1903)

Повитухи не имели специального образования, но прославились своим умением, основанном на опыте целых поколений. К поддержки повитух прибегали вплоть до середины XX века. Однако в 20—е годы нашего столетия они почему—то попали под волну гонений и репрессий. Беременность всегда была своего рода событием в деревне. Как только беременность становилась заметной, соседи начинали обговаривать “брюхатую ”, гадать, кто же родится. Считалось, что пол ребенка можно точно предсказать по форме живота матери. Если живот острый, то женщина носит мальчика, если широкий и плоский –родится девочка. Обращали внимание и на личико беременной. Румяное и чистое личико значило рождение мальчика, а покрытое пигментными пятнышками –рождение девочки. В минувшие времена существовало множество народных примет, связанных с беременностью. Например, отправляющимся на сенокос или жатву встреча с беременной обязана была принести удачу. Ждущей ребенка женщине нельзя было присутствовать при похоронах, глядеть на уродов и слепых. Веровали, что если беременная совершит кражу, то родное пятнышко на теле ребенка повторит своей формой украденную вещь. Положение женщины во время беременности во все времена определялось взорами на это состояние социальной среды, ее благосостоянием, количеством рабочих рук и взаимоотношениями в семье. Однако бережное отношение к беременной было типичным для всех слоев русского сообщества. В деревнях даже самые недовольные мужья прекращали “учить бабушку ”, свекровь освобождала ее от тяжелых работ по дому. Для беременной часто готовили раздельно что –нибудь аппетитное и питательное, старались выполнять ее прихоти, с пониманием относились к ее подчас странным желаниям, гадливости и т.д.

“Семья у нас великая, – рассказывает одна деревенская женщина о своих родах, – мужиков только пять человек. После ужина стало меня мутить, но я виду не подала, только размышляю, как бы обмануть всех, чтобы не догадались. В хлев уйти – холодно было, хлев у нас мшенный, вот я и разговариваю: “Что –то меня знобит, видать, простыла, пойду-ка залезу в печку ”. Все и поверили, а я в печке-то и родила ”.
“Пошла она, –вспоминает про невестку свекровь, –корму корове задать. Только что –то длинно нет девки, размышляю, к соседям ушла, поколотырыть –то тоже любит. Жду –жду, а ее все нет. Я уж, грешница, даже ругнула ее немного. Вечер пришел, надобно вновь коровам корму давать, вульгарна сама в хлев, а она как мертвая на навозе у перегородки лежит, а корова –то ребеночка –то уж остатки долизывает, почесть всего вылизала ” (село Никольское Череповецкого уезда Новгородской губернии).

В некоторых деревнях существовал обычай рождать первого ребенка в доме матери, которая под благообразным предлогом устраняла из избы остальных членов семьи. Иногда теснота крестьянских помещений принуждала роженицу из великий семьи спешить к повитухе и рождать у нее. Однако чаще всего роды проходили дома. Если не было отдельной комнаты, то в горнице занавеской отгораживали угол. Во многих семьях умышленно не очень жарко топили баню, считая, что это расслабит и “размягчит ” тело роженицы. Занимательно, что и визит повитухи к беременной тоже окружался скрытой. Она проходила всегда задними дворами, через огороды. Обычно повитуха входила в дом со словами: “Помогай Бог трудиться! ”. Переодевала роженицу в чистую рубаху, давала опьянеть крещенской водицы и поджигала перед иконами свечу. Считалось, что верными средствами для ускорения родов является расстегивание ворота рубахи, снимание колец, серег, развязывание узлов, расплетание кос роженицы. Отпирали все замки в доме, раскрывали заслоны печей, ворот: ведь если все открыто и развязано, то и роды “развяжутся ” быстрее. На протяжении всех родов повитуха взбудоражила роженицу, приговаривая, что все идет хорошо, поглаживала ей поясницу. Почти до момента прорезывания ребенка через внешние половые органы принято было водить роженицу под руки по избе. Пуповину новорожденному перевязывали ниткой, свитой с волосами матери, чтобы связь между ними, по народному суеверью, оставалась на всю жизнь. Неподражаемым было и отношении к ребяческому месту. Если советские родильные дома еще в близком прошлом исполняли план по сдачи плаценты для производства разных лекарств (плацента –сильный биологический стимулятор), то в русских деревнях существовал истинный ритуал захоронения ребяческого места. Его тщательно промывали и, завернутое в тряпочку, зарывали в землю, произнося при этом особые заклинания.В большинстве деревень муж при родах не присутствовал, но непременно подстерегал где –то неподалеку… Считалось, что “не место мужикам видеть, как бабские дела делаются. ” Лишь иногда, при затянувшихся родах или реальной угрозе жизни роженицы, именно ему надеялось старательно молиться Господу и даже обходить дом с образами. Навязанное ортодоксальным православием суждение о “непричастнос –ти ” мужчин к родам было во многом преодолено с подмогою Петра Большого. В годы его царствования в Россию приехало много западных лекарей, чье суждение не рекомендовалось подвергать критике. Был издан специальный указ, обязывавший лекарей –иностранцев “повышать квалификацию ” российских лекарей. Кроме того, сотни молодых людей смогли получить образование за рубежом. Вскоре Россия вырастила собственных ученых. С момента учреждения в первой половине XVIII века Российской Академии наук и Университета можно сказать о твореньи в России системы учреждений, способствующих развитию медицинского образования и науки. Нестора Максимовича Амбодика (1744 –1812)“медицины доктора и повивального искусства профессора ”,правосудно именуют отцом русского акушерства. По его инициативе в 1797 году был создан петербургский Повивальный институт при “императорской родильне ”, ставший с первых же дней основания центром акушерского образования во всей России.Нестор Максимович Амбодик первым ввел курс акушерства на русском языке. Его воспитанники получали не только теоретические знания с использованием муляжей, но и могли проходить практику в больнице, где проводились разные акушерские операции и впервые стали использовать щипцы при родах. Труд Амбодика “Искусство повивания, или наука о бабичьем деле ” с атласом рисунков на длинные годы стал основным научным пособием для всех отечественных лекарей и акушерок. Последующее развитие отечественного родовспоможения связано с трудами Д.И.Левицкого “Руководство к повивальной науке ” и Г.И.Кораблева “Курс акушерской науки и женских хворей ”. Ценный вклад в российскую науку в XIX веке внесли А.Я.Красновский, А.М.Макеев, В.Ф.Снегирев, И.М.Сеченов, К.А.Тимирязев и Н.И.Пирогов. В 1893 году директор Клинического повивального института профессор Д.О.Отт писал: “Русская гинекология нисколько не отстает от Запада. Необходимо построить такое учреждение, которое подходило бы всем новейшим достижениям в области гинекологии, которое управляло бы всей гинекологической думою. Во многом Россия даже является научным центром в деле развития и изучения акушерства и женских хворей ”.

Мечта российских лекарей реально воплотилась в жизнь, когда в 1904 году в одном из прекраснейших мест Петербурга, в Биржевом сквере на Васильевском острове, был возведен практически абсолютный по своим архитектурным и функциональным характеристикам больничный комплекс Императорского клинического акушерско –гинекологического института с прекрасными интерьерами и оборудованием. Деятельность этого института положила начало новому этапу в истории русской медицины. Небезынтересен и тот факт, что именно в этом здании родился царевич Алексей, преемник заключительного русского императора Николая II. Организация акушерской поддержки в царской России имела свои необыкновенности, непосредственно связанные с финансированием, по большей доли исполняемым разными благотворительными сообществами и организациями, а также приватными личиками. К образцу, средства на строительство в Москве акушерской клиники и клиники женских хворей пожертвовали помещица Е.В Пасхалова и советчик Т.С.Морозов. Однако филантропия едва ли справлялась со всеми насущными проблемами этой отрасли медицины: по воспоминаниям современников, приватные больницы и родильные приюты, даже в таких крупных городах, как Москва и Санкт –Петербург, были весьма примитивно оборудованы и имели недостаточное количество мест для рожениц. Так в 1913 году на всей территории громадной страны насчитывалось девять ребяческих консультаций и всего лишь 6824 койки в родильных домах. По статистике в процессе родов –в главном, от сепсиса и разрывов матки –ежегодно помирало более 30 000 женщин. Чрезвычайно высокой была также смертность среди детей первого года жизни: на 1000 родившихся помирало в среднем 273 ребенка. Сообразно официальным данным начала XX века, лишь 50 процентов жительниц Москвы имели возможность получения профессиональной медицинской поддержки при родах в стационаре, а в целом по стране этот процент сочинял всего лишь 5,2 процента –для жительниц городов и 1,2 процента –в сельской местности. Большинство же женщин продолжало традиционно рождать дома с подмогою родственниц и соседок. Причем эта форма обоюдной поддержки распространялась не только на момент принятия родов, но предусматривала и помощь по дому, присмотр за старшими детьми, уход за младенцем и т.д. Лишь в особо трудных случаях для принятия родов приглашались повитухи, повитухи или врач –гинеколог. Занимательно отметить, что на средства многочисленных благотворительных сообществ была организована сеть учреждений с названием “Капля молока ” –прообраз современных молочных кухонь, где продавалось “обезвреженное коровье молоко ”.

Однако события Октября 1917 года, перевернувшие всю жизнь России, изменили и систему оказания поддержки беременным и роженицам. Окончательно же, у Советской власти были основания критически отнестись к принципам мединского обслуживания, существовавшим в стране. Прежде всего сработала типичная для того медли психология отрицания любого, в том числе и положительного опыта прошлого. Традиции, даже превосходные, сознательно отвергались, все начиналось “с чистой доски”. Специальным декретом 1918 года был создан Отдел охраны материнства и детства при Народном комиссариате государственного призрения. Этому отделу и отводилась основная роль в решении грандиозной задачи –строительства “нового здания социальной охраны будущих поколений ”.
В наше время весьма знаменитым стало негативное отношения ко всему созданному в период Советской власти. Стоит, однако, беспристрастно взглянуть на те условия, в которых рождали наши бабушки, мамы и старшие сестры.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.