ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Ребенок появляется на свет
абсолютно беспомощным, он не в состоянии даже держать головку, а к году
осваивает разнородные
движения, начинает сознательно общаться с окружающими. Сроки приобретения
этих умений также описывают развитие. Если же они задерживаются, означает,
родители чего-то недоглядели, не создали ребенку условий, способствующих
формированию новых навыков. Вот почему так главно знать, что и в каком возрасте
малыш обязан уметь делать.
ВАЖНЕЙШИЕ ЭТАПЫ
Знакомство с показателями
нормального психомоторного развития детей первого года жизни позволит вам не
только своевременно сформировать многие навыки и умения вашего малыша, но
также избавит вас от лишней поспешности в обучении ребенка тому, что ему в
данном возрасте не положено или даже противопоказано.
Приводимые ниже таблицы
указывают на главнейшие этапы психомоторного развития младенцев.
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИИ ДВИЖЕНИЯ
Возраст, месяцы | Двигательные умения |
1 | Производит беспорядочные движения конечностями, приведенными к телу; захватывает одной рукой иную. В вертикальном положении не удерживает голову, в горизонтальном- голову не поднимает |
2-2,5 | В вертикальном положении удерживает голову. Лежа на животе, поднимает голову. |
3-3,5 | В положении лежа на животе приподнимает туловище, опираясь на предплечья. Стоит при поддержке. |
4 | Сидит при поддержке за руки. |
5-5,5 | Поворачивается со спины на живот. В положении лежа на животе приподнимает туловище, опираясь на выпрямленные руки. Сидит при поддержке за руку. Стоит при поддержке за обе руки, переступает при поддержке |
6 | Поворачивается самостоятельно с живота на спину |
7 | Встает на четвереньки |
8-8,5 | Сидит без помощи. Ползает. Переступает при поддержке за руки. Садится из положения лежа, ложится из положения сидя. Встает на ноги, держась руками за неподвижную опору. Влезает и спускается на четвереньках по ступенькам лесенки-горки |
9 | Переступает, держась двумя руками за неподвижную опору. Влезает и спускается на четвереньках по ступенькам лесенки-горки |
10 | Переступает, держась обеими руками за неподвижную опору (каталку) |
11-12 | Стоит без помощи. Переступает с поддержкой за руку. |
12-13 | Приседает, встает и переступает без опоры (начальная хотьба) |
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО
ВОСПРИЯТИЯ
Возраст, месяцы | Зрительное восприятие |
Конец 1-го- начало 2-го |
Зрительное сосредоточение, т.е. фиксирование взгляда на личиках окружающих людей и предметов. Нестойкое умение следить за передвигающимися предметами |
2-3 | Фиксация взгляда с одновременными подходящими реакциями глазных яблок, мышц шеи и головы. Умение следить за передвигающимися предметами. |
Середина 3-го | Различение окружающих предметов. Долгое сосредоточение взгляда. Слежение за предметами. |
5 | Появление способности разглядывать предмет обоими глазами на недалёком расстоянии, распознавать главные цвета и формы |
6 | Умение распознавать цвета, окружающие предметы, выражая к ним определенное отношение |
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО
ВОСПРИЯТИЯ
Возраст | Слуховое восприятие |
Конец 2-й недели | Слуховое сосредоточение |
Конец 1-го месяца | Начальная ориентировочная реакция на резкие звуки |
Конец 2-го месяца | Четкая ориентировочная реакция на звук |
2-3-й месяц | Непродолжительное прислушивание к звукам |
3-4-й месяц | Быстрое точное прислушивание источника звука |
6 месяцев | Высокодифференцированная постоянная активность в ответ на звуковые раздражители разнородного характера |
С 10-11-го месяца | Реакция на звук в связи с его содержанием и значением |