Мама ходит в первый класс.
Первое сентября. Через пять минут начнется праздничная линейка. Мой Никитка держит за ладошку кроху с бантами а-ля Чебурашка и очень желает заплакать. Но удерживает слезы, наверное, впервые в жизни. Разумеет — начинается совсем иная, взрослая эпоха. Он идет в первый класс.
Год назад я еще не знала, что тоже в него иду…
Правда, понимание, что жизнь круто изменилась, пришло скоро. Уже через неделю на нежные вопросы коллег по работе типа Ты чего такая бледненькая? или Не отоспалась, да? я обыкновенно отвечала: Просто я вульгарна в первый класс! Дремать хотелось все время. С момента душераздирающей побудки в 7.30 до самого вечера. И во сколько ни ложись — результат один и тот же. Времена детсада вспоминались с ностальгией — в конце концов, можно было и проспать. А тут даже на пять минут опоздаешь — трагедия. Причем не с учительской стороны — со стороны собственного же до сих пор несознательного детеныша.
Вот и первое открытие, сделанное мной в первом классе: Дети относятся к учебе суперсерьезно. Все то, что в подростковом возрасте им пытаются втолковать про необходимость образования, в семь лет они откуда-то знают сами. Мой ребенок уже полгода фанатично точит карандаши и оборачивает учебники; высунув язык, выводит букву а ровно 40 минут и пять раз стирает резинкой цифру три — чтобы была прекрасная. А уж не сделать семейное задание — такого и вовсе быть не может. Занимательно, куда эта сознательность потом девается?
Собственно я не хочу, чтобы она куда-нибудь делась, поэтому расхваливаю Никитку непрерывно и фанатично. Перехвалить первоклассника невероятно! Представьте себе, что вы каждый день сдаете экзамен по абсолютно неизвестным вам дотоле предметам. Вот в такой примерно ситуации находятся первоклашки. И меня, например, не приводят в ужас временами расползающиеся во все стороны буквы в Никиткиной прописи и прыгающее с хор. на уд. поведение. Я вижу, что детенышу учиться занимательно. Основная моя задача — этот интерес сохранить. И постараться, чтобы со школой у ребенка было связано как можно меньше негативных эмоций.
Правда, все вышесказанное требует терпения и еще раз терпения. Тяжелее всего беречь родительское спокойствие во время исполненья семейного задания. Аттракцион мы делаем уроки — отдельная песня. Я, пардон, магистр филологии, с великим трудом разумею некоторые задания в букваре. Не разговаривая уже о логических задачках в рабочей тетради по математике. Ну ладно, с математикой я никогда не приятельствовала. Но зачем, например, дети, еще толком не выучившиеся читать, обязаны живописать схемы слов и предложений?
Одна моя очень разумная знакомая, кстати, за эти самые семейные задания, сделала мне укор. И наверное, была абсолютно права. Действительно, года через три я вообще перестану разуметь, что задано дитятке и с чем это едят. И помочь ничем не смогу. Но я и сейчас не подсобляю. Просто сидя рядом, предотвращаю:
а) качание ногой,
б) чесание в ухе,
в) разглядывание с детства знакомых пятен на потолке,
г) сосредоточенное поедание простого карандаша и так далее, и так далее.
Включая общее затягивание процесса далеко заполночь. Байки о том, что это дело можно пустить на самотек, — миф. Так же как и то, что семейное задание дети делают в продленке. Делают ровно треть. Впрочем, кто обещал, что будет легко?
Теперь о дисциплине. Отучившись в полном спокойствии три месяца, Никитка наконец сделал ЭТО — на переменке брал и заехал своему наихорошему другану по уху. Не со злости, нечаянно — просто сильно крыльями махал. Дело это нехорошее, окончательно. Мама парнишки предпочла сделать укор и выразительно посматривала в мою сторону. Я безмолвствовала как убитая. Во-первых, видела, что сын и так все понял. Во-вторых, через полгода нашей общей школьной жизни, я пришла к выводу, что Дети способны решить проблемы собственных взаимоотношений сами.
Они могут поссориться, помириться и снова через пять минут поссориться. Первый класс — это еще и первый эмоциональный опыт коллективной жизни. Отбирать его у ребенка мы не имеем права. Так же как и считать, что наше ненаглядное чадо все оскорбляют и кто-то прививает ему дурные наклонности. Да, мой сын уже обогатил свой словарный запас энным количеством нецензурных слов. Но если не кривить душой, что я сама произносила, когда блинчики подгорали?
И напоследок об учителях. Мы с Никиткой за полгода успели пережить смену классной руководительницы с ангелоподобной вежливой блондинки на очень грозную с виду даму. Раскаиваюсь, сначала она вызвала во мне самой чуть ли не животный ужас. Но поговорка Встречают по одежке, а сопровождают по уму оказалась тысячу раз права. А я вынесла для себя очередной урок — если учитель всегда и во всем устремляется понять твоего ребенка, абсолютно не главно, как он выглядит.