Навигация > Главная > Детский массаж > Массаж для недоношенных детей

Массаж для недоношенных детей


Массаж для недоношенных детей

Физическое развитие недоношенных детей зависит от массы тела при рождении, перенесенных заболеваний, необыкновенностей конституции и индивидуального ухода за ними. Главные психомоторные навыки у большинства недоношенных детей появляются в более поздние сроки, чем у доношенных.

Недоношенные дети, имеющие при рождении массу до 15UO г, в течение первых 2 лет жизни отстают в психомоторном развитии от своих ровесников на 2-3 месяца, дети с массой 1500-2000 г — на 1-1,5 месяца, а малыши с массой 2000-2500 г уже ко второму году настигают своих ровесников.

У недоношенных детей веско чаще, чем у доношенных, наблюдаются поражения центральной сердитой системы, тяжелой формой которого является ребяческий церебральный паралич. У детей с массой тела ниже 1200 г вследствие недоразвития сетчатки глаза имеется предрасположенность к развитию РЛФ.

В первые месяцы жизни у недоношенных детей могут отмечаться понижение общего тонуса мышц, вялость, малоподвижность, слабо выраженные безусловные рефлексы или полное их неименье. У некоторых детей в возрасте 2-3 месяцев начинают преобладать процессы возбуждения: нарушение сна (ребенок плохо засыпает, часто просыпается по ночам), повышение общего тонуса мышц, веская двигательная активность. В связи с пониженной сопротивляемостью организма большинство недоношенных детей более подвержены острым респираторным вирусным инфекциям. У них чаще развиваются осложнения.

На первом году жизни организм ребенка владеет великими потенциальными возможностями к возобновлению испорченных или задержанных в своем развитии функций органов и систем. Этому во многом способствуют индивидуальные развивающие и усиливающие занятия, включающие в себя забавы, гимнастику, массаж и т. д.

У недоношенных детей, с которыми занимаются гимнастикой и массажем, в 2-3 раза реже возникают респираторные вирусные инфекции, прытче нормализуется мышечный тонус, улучшается эмоциональное состояние — дети раньше начинают усмехаться, следить за движущимися предметами и т. д.

Методика проведения массажа и гимнастики для недоношенного ребенка

Методика массажа и гимнастики для недоношенных детей разработана с учетом их физиологических необыкновенностей: несовершенства дыхательной функции, низких адаптационных возможностей в меняющихся условиях внешней среды (несовершенство обменных процессов, терморегуляции), недоразвитости сердито-мышечного аппарата. Она включает в себя приемы классического, точечного массажа и гимнастику. Эти методы могут применяться одновременно или последовательно (поочередно).

Ребенку 1 месяц — милующий массаж: поглаживание.

1,5-2 месяца — массаж обязан сочетаться с гимнастикой, способствующей формированию двигательных навыков.

3-4 месяца — принуждать малыша поворачиваться на бок: сначала на один, потом на иной.

4-5 месяцев — приучать малыша сознательно тянуться к игрушкам и брать их в руки.

5-6 месяцев — побуждать малыша к активному ползанию.

7-8 месяцев — побуждать (не принуждать насильно!) малыша сидеть или стоять. Упражнения в положении сидя можно делать только в том случае, если ребенок прямо держит спину.

9-10 месяцев — вставание к барьеру.

11 месяцев — переступание вдоль барьера.

12-13 месяцев — обучение самостоятельной ходьбе.

Занятия гимнастикой, направленной на развитие двигательных навыков, у детей, родившихся с массой менее 1750 г, обязаны начинаться в 2,5 месяца, а у детей с массой более 1750 г — на 1-1,5 месяца раньше.

На втором году жизни недоношенный ребенок может исполнять такие же физические упражнения, как и его доношенные сверстники.

Каждому упражнению обязан предшествовать массаж подходящего участка тела. Так, прежде чем исполнять движения руками или ногами, их следует предварительно помассировать.

Требования к проведению массажа и гимнастики

Начинать занятия надобно за 30 мин до питанья или через 45-60 мин после него. Нельзя проводить массаж и гимнастику перед сном. Гимнастикой нужно заниматься повседневно, в одно и то же удобное для семьи время.

Весь комплекс физических упражнений необходимо повторять 2-3 раза в день, в некоторых случаях — 4-6 раз. Продолжительность каждого занятия не обязана превышать 5 минут.

Комната обязана быть превосходно проветренной, температура воздуха —20-24 градусов С.

Начинать гимнастику надобно с упражнений, основанных на врожденных рефлексах новорожденного.

Недоношенные дети в силу физиологических необыкновенностей прытче устают и охлаждаются, поэтому в самом начале занятий гимнастикой весь комплекс упражнений можно проводить в два этапа.

Упражнения надобно исполнять в определенной последовательности, меняя работающие группы мышц.

Занятия гимнастикой необходимо начинать с дыхательных упражнений и проводить их регулярно в течение всей процедуры.

На первых занятиях не следует полностью раздевать ребенка. Так, исполняя упражнения для мышц рук, нижнюю половину тела малыша можно прикрыть пеленкой или не снимать распашонку, проводя гимнастику для ног.

В комнате для занятий по возможности нужно исключить отвлекающие моменты: разговоры, нахождение в комнате посторонних, звучную музыку. Из игрушек оставить только те, которые будут использоваться при исполнении упражнений.

Все внимание взрослого, проводящего занятие, обязано быть сосредоточено на ребенке. Упражнения следует сопровождать безмятежной и негромкой беседой с ним. Правильное исполненье упражнений следует поощрять усмешкой, нежными словами.

Каждое занятие обязано включать в себя элементы, способствующие развитию зрительных и слуховых реакций ребенка. С 3-4-месячного возраста его надобно при-

учать к речевым указаниям, типа “возьми кольцо”, а с 8-9 месяцев вырабатывать самостоятельное исполненье отдельных упражнений по команде взрослого.

Увеличивать физическую нагрузку следует постепенно на протяжении долгого медли, учитывая при этом индивидуальную реакцию ребенка. Величину нагрузки можно регулировать продолжительностью занятий, количеством повторов каждого упражнения, темпом, размахом движений, ступенью сложности упражнений, чередованием их с паузами отдыха или с дыхательными упражнениями. При малейшем проявлении утомления нагрузка обязана быть незамедлительно уменьшена. Свидетельством к увеличению нагрузки, расширению комплекса, переходу к более трудным упражнениям помимо возраста ребенка, является его положительная реакция на проводимые упражнения: смирное поведение, гуление, розовая окраска кожи, теплые конечности.

КЛАССИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Выполняется с использованием традиционных приемоь ребяческого массажа: поглаживания, растирания, разминания, вибрации, похлопывания. Продолжительность исполненья каждого приема —0,5-2 минуты.

В первые месяцы жизни шкура у недоношенных детей тонкая, сухая. В связи с этим сеанс массажа необходимо начинать с милующих приемов (поглаживание), постепенно переходя к более интенсивным (нежная вибрация, легкое растирание, похлопывание, разминание).

Родителям следует выучиться разным приемам классического массажа, так как эту процедуру лучше всего проводить дома.

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ

Точечный массаж состоит из надавливания одним или двумя пальцами на определенные рефлексогенные зоны. Сильные и непродолжительные надавливания способствуют повышению тонуса определенной группы мышц, а мягкое и более долгое воздействие приводит к ослаблению мышечного напряжения. Однако, если приемам классического массажа может без труда овладеть любой, то точечный массаж обязан проводить специалист или один из родителей, прошедший полный курс обучения данному виду массажа.

Комплексы массажа и гимнастики для недоношенного ребенка первого года жизни

I комплекс упражнений для ребенка в возрасте 2—3 недель

Рисунок 312.

Продолжительность занятий — 6-8 минут. Каждое упражнение необходимо повторить 3-4 раза.

Дыхательные упражнения

1. И. п. — ребенок на руках матери, личиком к ней. Выполнить ритмичные надавливания на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы (рис. 312).

2. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует совершать ритмичные надавливания на грудную клетку, ее передние и боковые поверхности, обходя грудину.

Рефлекторные упражнения

Рисунок 313.

1. Сгибание стопы. Указательным и средним пальцами одной руки нужно пленить ступню ребенка, а великим пальцем иной нажать на подошву у основания пальцев. Это вызовет сгибание пальцев стопы (рис. 313).

2. Разгибание стопы. Штриховым движением великого пальца нужно провести по внутреннему краю стопы ребенка от указательного пальца к пятке, а затем и по внешнему краю — от пятки к мизинцу (происходит разгибание стопы).

3. Выкладывание на живот. Ребенок при этом поднимает голову или поворачивает ее в сторону. Рекомендуется проводить перед каждым дневным питаньем, начиная с 30 секунд до 1 минуты.

Дыхательное упражнение

Рисунок 314.

И. п. — ребенок лежит на спине. Развести согнутые руки ребенка в стороны — вдох (рис. 314), затем мягко прижать их к боковым поверхностям груди — выдох.

II комплекс упражнений для ребенка в возрасте от 1 до 2 месяцев

Дыхательные упражнения

1. И. п. — ребенок на руках матери, личиком к ней. Следует выполнить ритмичные надавливания на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

2. И. п. — ребенок лежит на спине. Необходимо совершать ритмичные надавливания на грудную клетку, ее передние и боковые поверхности, обходя грудину.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на боку, сначала на левом, а затем на правом. Удерживая ребенка левой рукой, правой нужно пленить его согнутую руку за локоть и поднять ее вверх — вдох. Затем руку опустить и прижать ее к груди и животу ребенка — выдох.

2. И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно вложить великий палец в кулачок ребенка; свободной рукой поглаживать внутреннюю поверхность предплечья и внешнюю поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.

Рефлекторное упражнение

И. п. — ребенок лежит на спине. Великими пальцами обеих рук нужно мягко надавить на ладонную поверхность кистей обеих рук ребенка. При этом малыш обязан сильно пленить ваши пальцы в кулачки.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует произвести поглаживания внешней и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку.

2. И. п. — то же. Нужно произвести поглаживания тыльной поверхности стоп ребенка. Брав одну из стоп, поддерживать ее 2-3 пальцами за пятки. Поглаживание обязано выполняться подушечкой великого пальца по направлению от основания пальцев к голени, огибая лодыжки круговым движением спереди назад.

Рефлекторные упражнения для стоп

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Сгибание стопы. Указательным и средним пальцами одной руки следует пленить ступню ребенка, а великим пальцем иной нажать на подошву у основания пальцев.

2. И. п. — то же. Разгибание стопы. Штриховым движением, великим пальцем нужно провести по внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по внешнему краю к мизинцу.

Пассивные упражнения

1. И. п. — Необходимо произвести круговое (по часовой стрелке) поглаживание живота ладонью одной руки, без надавливания на область печени (правое подреберье). При этом иной рукой нужно удерживать ребенка.

Рефлекторные упражнения

1. Рефлекс “опоры”. Следует поднять ребенка под мышки личиком к себе, стопы малыша при этом обязаны опираться о стол (при соприкосновении ступней полусогнутых ног ребенка с поверхностью стола происходит их разгибание).

2. Рефлекторная “ходьба”. Поддерживая ребенка под мышки и слегка нагибая его вперед, нужно вызвать шаговый рефлекс, обращая движения от себя.

3. Выкладывание на живот.

Пассивные упражнения

1. И. п.— ребенок лежит на животе. Необходимо произвести поглаживание по направлению от головы к ягодицам — ладонью, и от ягодиц к голове тыльной стороной кисти руки.

Развитие зрительного и слухового сосредоточения

Следует положить ребенка поочередно на живот и на спину. Показать малышу ясную звучащую игрушку, подвигать ею (при этом игрушку нужно удерживать на расстоянии 25-30 см) вправо, влево, вверх. Ребенок обязан поворачивать голову за игрушкой.

Пассивные упражнения

1. И. п. — малыш на спине. Нужно произвести поглаживание пальцами по межреберным интервалам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не давя на грудину.

2. И. п. — ребенок на руках у массирующего. Нужно произвести покачивание
в позе “эмбриона”.

Дыхательное упражнение

И. п. — ребенок лежит на спине. Слегка развести согнутые руки ребенка в стороны, затем мягко прижать их согнутыми к боковым поверхностям груди.

III комплекс упражнений для ребенка в возрасте 2-3 месяца

Каждое упражнение повторить 3-4 раза.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине.

Следует вложить великий палец в кисть ребенка, слегка удерживая ее остальными пальцами, а свободной рукой погладить внутреннюю поверхность предплечья и внешнюю поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.

Дыхательное упражнение

И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно медлительно отвести руки ребенка в стороны, затем прижать их к груди.

Рефлекторное упражнение

1. Хватательный рефлекс. И. п. — ребенок лежит на спине. Великими пальцами обеих рук следует легко надавить на ладони ребенка (происходит сгибание пальцев в кулак; если прикоснуться игрушкой, удобной для захвата, ребенок обязан пленить игрушку).

2. Для стоп. И. п. — то же. Указательным и средним пальцами одной руки нужно пленить ступню ребенка, а великим пальцем иной нажать на подошву у основания пальцев. Затем штриховым движением великого пальца провести по внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по внешнему краю к мизинцу.

3. Рефлекс опоры и выпрямления ног. И. п. — то же. Нужно поднять ребенка под мышки личиком к себе, стопы малыша при этом обязаны опираться о стол.

4. Рефлекторная “ходьба”. Поддерживая ребенка под мышки и слегка нагибая его вперед, следует устремлять движения ребенка к себе или от себя.

Пассивные упражнения

1. Массаж стоп. И. п. — ребенок лежит на спине. Произвести поглаживания тыльной поверхности .стоп ребенка. Поглаживание обязано выполняться подушечкой великого пальца по направлению от основания пальцев к голени, огибая лодыжки круговым движением спереди назад.

2. Массаж живота. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует произвести поглаживание живота по часовой стрелке ладонью руки без надавливания на область печени (правое подреберье). Иная рука обязана удерживать ребенка. Затем нужно произвести “встречное” поглаживание: левую руку тыльной стороной нужно устремлять снизу вверх, а правую сверху вниз ладонью, затем наоборот. После этого следует произвести поглаживание косых мышц живота: ладони нужно расположить на заднебоковых поверхностях грудной клетки и охватывающими движениями устремлять навстречу друг к другу, сверху вниз и кпереди.

3. И. п. — лежит на спине. Следует произвести повороты ребенка на бок (поочередно на правый и левый).

4. Массаж спины. И. п. — ребенок лежит на животе. Нужно произвести поглаживание от головы к ягодицам — ладонью, от ягодиц к голове — тыльной стороной кистей рук.

Рефлекторное упражнение для мышц спины

Рисунок 315.

1. И. п. — ребенок лежит грудью на
ладони массирующего. Отходя на 1 см от
позвоночника, параллельно ему, с обеих сторон подушечками указательного и среднего
пальцев произведите движения в направле
нии от лопаток к ягодицам и обратно. Туловище обязано изогнуться в форме дуги, от
крытой кверху (рис. 315).

Пассивные упражнения

1. Произвести выкладывание ребенка на живот с опорой на предплечья.

2. Массаж грудной клетки. И. п. — малыш на спине. Нужно произвести поглаживание пальцами по межреберным интервалам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не давя на грудину.

3. Выкладывание на мяч. Нужно положить ребенка животом на мяч и медлительно покачать.

IV комплекс упражнений для ребенка в возрасте 3—4 месяца

Каждое упражнение повторяют 3-5 раз.

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует произвести поглаживание рук: великий палец нужно вложить в кисть ребенка, слегка удерживая ее остальными пальцами, а свободной рукой погладить внутреннюю поверхность предплечья и внешнюю поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.

2. И. п. — то же. Нужно произвести кольцевое растирание: следует вложить великий палец в ладонь ребенка, остальными — удерживать его кисть. Великим и указательным пальцами иной руки обхватить руку ребенка и, делая растирающие движения, продвигаться от кисти к плечу по внутренней поверхности предплечья и внешней поверхности плеча.

3. Окончить поглаживанием.

Дыхательное упражнение

И. п. — то же. Нужно медлительно отвести руки ребенка в стороны, затем прижать их к груди.

Рефлекторные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Развитие хватательной функции руки. Необходимо вложить в ладонь ребенка игрушку (кольцо и др.) и, обхватывая и слегка зажимая кисть и пальцы ребенка своей рукой, побуждать его пленить игрушку. Затем слегка потянуть ее к себе.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует произвести поглаживание тыльной поверхности стоп ребенка. Во время поглаживания одной рукой нужно поддерживать ногу малыша за пятку.

2. И. п. — то же. Нужно указательным и средним пальцами одной руки пленить ступню ребенка, а великим пальцем иной нажать на подошву у основания пальцев.

3. И. п. — то же. Великим и указательным пальцами обеих рук следует обхватить голень ребенка в нижней ее доли. Потом необходимо сделать энергичные расходящиеся кольцевые растирания внешней поверхности голени и, в три-четыре оборота дойти до колена.

4. И. п. — то же. Затем нужно произвести растирание внешних мышц бедра.

5. И. п. — то же. Произвести поглаживающие движения.

Рефлекторные упражнения для стоп

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Указательным и средним пальцами одной руки нужно пленить ступню ребенка, а великим пальцем иной нажать на подошву у основания пальцев. Затем штриховым движением великого пальца провести по внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по внешнему краю к мизинцу.

2. Подтанцовывание.

3. Рефлекторная “ходьба” по направлению от себя.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Необходимо произвести поглаживание живота (круговое, встречное, по косым мышцам живота).

2. И. п. — то же. Следует произвести легкое растирание подушечками пальцев живота в круговом направлении (вокруг пупка), по прямым мышцам живота.

3. И. п. — то же. Произвести пощипывание вокруг пупка. Завершить поглаживанием.

4. И. п. — то же. Необходимо осуществить поворот со спины на живот: обхватить левой рукой снизу голени ребенка, указательный палец правой вложить в правую ладонь малыша, остальными пальцами правой руки охватить его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, повернуть его таз вправо. Вслед за этим ребенок обязан провернуть голову и плечевой пояс — и вот он уже на животе.

5. И. п. — ребенок лежит на животе. Произвести поглаживание спины и ягодиц малыша, затем растирание подушечками пальцев, которое следует завершить поглаживанием.

Рефлекторные упражнения

1. “Ползание”. И. п. — ребенок в положении на животе. Следует приподнять туловище ребенка на 5—10 см, при этом полусогнутые ноги ребенка обязаны отталкиваться от ладони взрослого.

2. И. п. — ребенок в положении на спине. Полусогнутыми ногами ребенок обязан отталкиваться от ладони взрослого (рис. 316).

3. Следует произвести отклонение головы малыша назад в положении лежа на животе на весу (рис. 317).

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Необходимо произвести поглаживание и ритмичные надавливания на боковые поверхности грудной клетки.

Рисунок 316.

Рисунок 317.

2. И. п. — ребенок на руках у взрослого личиком к нему. Произвести выкладыва-ние на мяч (на живот и на спину) и покачивание в разных направлениях.

V комплекс упражнений для ребенка в возрасте 4-5 месяцев

Каждое упражнение повторить 4-5 раз. Техника массажа некоторых упражнений описана в предыдущих комплексах. Следует произвести массаж рук: поглаживание, кольцевое растирание, поглаживание.

Дыхательное упражнение

Скрещивание рук на груди. И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно вложить великие пальцы в ладони ребенка, остальными удерживать его кисти. Отвести ручки в стороны — вдох, затем скрестить их на груди — выдох.

Пассивные упражнения

1. Массаж ног. Поглаживание, кольцевое растирание, разминание. Нужно положить ногу ребенка между своими ладонями так, чтобы одна рука легла на внешнюю поверхность голени, а иная — на заднюю. Затем одновременно двумя руками следует произвести энергичное щипцеобразное разминание, продвигаясь по направлению к бедру. Движения при этом нужно исполнять кругообразно.

2. Одновременное сгибание и разгибание ног. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней доли голеней сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка обязаны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги.

3. Произвести повороты малыша со спины на живот в обе стороны.

4. Массаж спины и ягодиц. Поглаживание, растирание, разминание длинных мышц спины (с обеих сторон позвоночника). Пленив “щипцами” мышцы и делая одновременно круговые поступательные движения, следует продвигаться от поясницы к шее. Разминание ягодиц лучше делать одной рукой, иную положить на область таза. Затем нужно произвести поколачивание или пощипывание ягодиц и окончить поглаживанием.

5. “Парение” на животе. И. п. — ребенок лежит на животе. Следует подвести одну ладонь под живот ребенка, иной удерживать ноги в области голеней, сложив при этом пальцы по типу “вилочки”. Затем поднять малыша над столом в горизонтальном положении. Тело ребенка обязано образовывать дугу, открытую кверху (рис. 318).

6. Массаж живота. Следует произвести все виды поглаживания, растирание, пощипывание, поглаживание.

Рисунок 318.

7. “Парение” на спине. И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно подвести одну ладонь под спину ребенка, ноги удерживать в области голеней “вилочкой”. Затем поднять ребенка над столом, удерживая горизонтальное положение, при этом его голова обязана отклоняться вперед.

Рефлекторные упражнения

1. Хватание игрушки из положения на животе и на спине одной и двумя руками.

2. Упражнения на противодействие:

а) отталкивание от руки взрослого,

Рисунок 319.

б) отталкивание от мяча (рис. 319).

Пассивно-рефлекторные упражнения

И. п. — ребенок лежит на спине. Взрослый обязан обхватить голени ребенка спереди, согнуть его ноги в коленях и прижать ступни к поверхности стола. Нужно попеременно сгибать и разгибать ноги, не отрывая ступни от поверхности стола.

2. Подтанцовывание (рис. 320).

Рисунок 320.

3. Массаж груди. Поглаживание, ритмичное надавливание на боковые поверхности грудной клетки.

4. “Бокс” — сгибание и разгибание рук. Нужно вложить в ладошки ребенка свои великие пальцы, чтобы он сжал ручки в кулачки. Остальными пальцами удерживать его кисти. Затем нужно попеременно сгибать и разгибать руки ребенка.

Активно-рефлекторное упражнение

Покачивание на мяче. В положении на животе с самостоятельным отталкиванием стопами от поверхности стола; в положении на спине, в разных направлениях, постепенно увеличивая размах движений.

VI комплекс упражнений для ребенка в возрасте 5—6 месяцев

Каждое упражнение повторить 4-6 раз. Техника массажа некоторых упражнений описана в предыдущих комплексах.

Пассивное упражнение

Комплекс следует начать с массажа рук малыша: поглаживание, растирание.

Дыхательное упражнение

Нужно произвести скрещивание рук на груди.

Пассивно-рефлекторные упражнения

1. Следует произвести массаж ног; поглаживание, растирание, разминание, поглаживание.

2. Обхватить руками ноги ребенка за нижние доли голеней. Мизинцы рук обязаны лежать на пятке. Теперь обязано следовать сгибание и разгибание ног.

3. Затем нужно осуществить попеременное сгибание и разгибание ног, обхватив их так, как и в предыдущем упражнении. Ноги сгибаются поочередно, медлительно, мягко, можно в сочетании с вибрацией.

4. Далее следует произвести поворот со спины на живот.

5. И. п. — лежа на животе. Положить близко от ребенка ясную игрушку. При этом он обязан приподняться на ручки и стараться осмотреть игрушку. Затем он обязан брать игрушку. Упражнение нужно сделать 1 раз.

6. Нужно выполнить массаж спины и ягодиц: поглаживание, растирание, разминание, стимулирующие приемы, поглаживание.

Рисунок 321.

7. Потом из положения лежа поднять ребенка под мышки, поставить его на колени. Затем, поддерживая ребенка, его надобно немножко наклонить к плоскости стола и скользящим движением слегка “протащить” его. Продолжая это движение, несколько приподнять его (рис. 321). Ребенок обязан самостоятельно встать вначале на одно, затем на второе колено, выпрямиться, встать на стопы (рис. 322). После этого надобно повернуть его личиком к себе, улыбнуться, похвалить.

8. Массаж живота: поглаживание, растирание, стимулирующие приемы, поглаживание,

Рисунок 322.

9. И. п. — положение лежа на спине. Нужно дать ребенку обхватить руками свои указательные пальцы, выпрямить руки к себе. Затем со словами “сядь” и легким подтягиванием за руки побудить ребенка сесть. При этом нужно обратить внимание: если ребенок запрокидывает голову, означает, он не готов еще к этому упражнению.

10. Массаж груди: поглаживание, надавливание на грудную клетку.

11. “Бокс”.

12. “Парение” на спине (упражнение нужно делать 1 раз).

VII комплекс упражнений для ребенка в возрасте 6—9 месяцев

Каждое упражнение повторить 4-6 раз.

Дыхательное упражнение

Начать комплекс нужно со скрещивания рук.

Пассивно-рефлекторные упражнения

1. “Бокс” с кольцами. В ладони ребенка нужно вложить кольца или удобные для захвата игрушки (с округлой ручкой).

2. Следует произвести поворот со спины на живот поочередно вправо и влево. Для этого правой рукой нужно обхватить нижнюю треть голеней малыша, а левой показывать игрушку. После того, как ребенок сосредоточил свое внимание на ней, положить слева или справа на расстоянии его вытянутых рук. Потом, зафиксировав на ней взгляд ребенка, предложить достать игрушку со словами: “достань игрушку”, “возьми игрушку”.

Активно-рефлекторные упражнения

1. Ребенок обязан выполнить повороты без подмоги или с незначительной поддержкою взрослого. Движения обязаны быть поочередными: вправо на бок, потом на живот и влево. Взрослый при этом обязан побуждать малыша словами: “достань игрушку”, “повернись на живот”.

2. Ползание за игрушкой с поддержкою взрослого. И. п. — ребенок лежит на животе. Полусогнутые ноги ребенка упираются в ладонь взрослого, игрушка лежит

впереди. Словами “достань игрушку” и сгибая ноги, следует стимулировать ползание малыша.

3. Ползание за игрушкой без подмоги взрослого. Исходное положение: ребенок лежит на животе. Ноги согнуты в коленях и упираются ступнями в ладони взрослого. Нужно предложить брать игрушку, лежащую впереди ребенка на расстоянии 50-60 см.

4. Поднимание выпрямленных ног с поддержкою взрослого. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Следует обхватить голени малыша рядом с коленными суставами, выпрямляя при этом его ноги. Затем вертикально поднять ноги ребенка. Возвращать в исходное положение.

5. Присаживание при поддержке за вытянутые вперед руки, держась за кольца; при поддержке за одну руку; самостоятельное присаживание.

6. Вставание на ноги с упором. И. п. — ребенок лежит на спине. Взрослый упирает ноги малыша себе в живот и удерживает его обеими руками за подмышки. Затем необходимо помочь ребенку присесть, после чего поставить малыша на ноги. По завершении положить ребенка на спину.

7. И. п, — ребенок лежит на животе. Дать малышу обхватить указательные пальцы, остальными удерживать его кисти. Нужно отвести руки в стороны до полного разгибания, затем выпрямленные руки ребенка приблизить к голове на уровне ушей, при этом ребенок обязан поднять голову назад и вверх (рис. 323).

8. И. п. — ребенок стоит на столе, личиком к взрослому. Стимулирование пере-ступания в возрасте 7 месяцев при поддержке за подмышки (1-3 раза), в возрасте 8-9 месяцев — при поддержке за кисти обеих рук, за кольца.

Рисунок 323.

9. И. п. — ребенок лежит на животе. Уложить ребенка на край стола так, чтобы грудь и голова его были вне стола. При этом взрослый удерживает ребенка за таз и ноги. В таком положении ребенок обязан разогнуть шею и туловище, поднимая их выше стола, образуя дугу, открытую вверх. Руки ребенка выпрямляются и выдвигаются вперед. Движение нужно стимулировать словом, игрушкой, помочь точечным массажем спины.

Это упражнение можно заменить “парением” на животе.

VIII комплекс упражнений для ребенка в возрасте 9-12 месяцев

Активные упражнения

1. И. п. — ребенок сидит. Комплекс следует начать с круговых движений руками малыша. Ребенок обязан обхватить великие пальцы ваших рук, кольца или игрушки. Нужно плавно отвести руки в стороны, поднять к голове, затем — вперед и вниз.

2. “Бокс” с кольцами из положения лежа, сидя и стоя.

3. И. п. — ребенок сидит. Малыш обязан достать игрушку, которую взрослый держит на вышине вытянутых рук ребенка.

4. И. п. — ребенок стоит. Взрослый обязан держать его обеими руками за талию. Наклонить туловище ребенка за игрушкой (рис. 324) и выпрямить его туловища со словами “достань игрушку”.

5. Повороты со спины на живот самостоятельно и по просьбе взрослого.

6. Ползание на четвереньках.

7. И. п. — ребенок лежит на спине. Самостоятельное поднимание выпрямленных ног. Ребенок обязан по просьбе достать стопами мяч, находящийся в руках у взрослого.

Рисунок 324.

8. И. п. — ребенок лежит на спине. Со словами взрослого “садись” малыш обязан присесть, затем со словами “ложись” — принять исходное положение.

9. И. п. — лежа на животе, затем — лежа на спине. Малыш обязан выполнить просьбу взрослого: “Возьми игрушку со стула”.

— достать лежащую на стуле игрушку;

— брать игрушку со стула, передать ее взрослому;

— брать игрушку со стула, стоящего сзади.

10. И. п. — а) с живота; б) с положения на коленях; в) стоя. Приподнимание туловища ребенка за выпрямленные руки с поддержкою колец.

11. И. п. — ребенок сидит. Самостоятельное вставание. Со словами взрослого “встань” ребенок обязан встать,

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

МАССАЖ ДЛЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ


МАССАЖ ДЛЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

Физическое развитие недоношенных детей зависит от массы тела при рождении, перенесенных заболеваний, необыкновенностей конституции и индивидуального ухода за ними. Главные психомоторные навыки у большинства недоношенных детей появляются в более поздние сроки, чем у доношенных.

Недоношенные дети, имеющие при рождении массу до 15UO г, в течение первых 2 лет жизни отстают в психомоторном развитии от своих ровесников на 2-3 месяца, дети с массой 1500-2000 г — на 1-1,5 месяца, а малыши с массой 2000-2500 г уже ко второму году настигают своих ровесников.

У недоношенных детей веско чаще, чем у доношенных, наблюдаются поражения центральной сердитой системы, тяжелой формой которого является ребяческий церебральный паралич. У детей с массой тела ниже 1200 г вследствие недоразвития сетчатки глаза имеется предрасположенность к развитию РЛФ.

В первые месяцы жизни у недоношенных детей могут отмечаться понижение общего тонуса мышц, вялость, малоподвижность, слабо выраженные безусловные рефлексы или полное их неименье. У некоторых детей в возрасте 2-3 месяцев начинают преобладать процессы возбуждения: нарушение сна (ребенок плохо засыпает, часто просыпается по ночам), повышение общего тонуса мышц, веская двигательная активность. В связи с пониженной сопротивляемостью организма большинство недоношенных детей более подвержены острым респираторным вирусным инфекциям. У них чаще развиваются осложнения.

На первом году жизни организм ребенка владеет великими потенциальными возможностями к возобновлению испорченных или задержанных в своем развитии функций органов и систем. Этому во многом способствуют индивидуальные развивающие и усиливающие занятия, включающие в себя забавы, гимнастику, массаж и т. д.

У недоношенных детей, с которыми занимаются гимнастикой и массажем, в 2-3 раза реже возникают респираторные вирусные инфекции, прытче нормализуется мышечный тонус, улучшается эмоциональное состояние — дети раньше начинают усмехаться, следить за движущимися предметами и т. д.

Методика проведения массажа и гимнастики для недоношенного ребенка

Методика массажа и гимнастики для недоношенных детей разработана с учетом их физиологических необыкновенностей: несовершенства дыхательной функции, низких адаптационных возможностей в меняющихся условиях наружной среды (несовершенство обменных процессов, терморегуляции), недоразвитости сердито-мышечного аппарата. Она включает в себя приемы классического, точечного массажа и гимнастику. Эти методы могут применяться одновременно или последовательно (поочередно).

Ребенку 1 месяц — милующий массаж: поглаживание.

1,5-2 месяца — массаж обязан сочетаться с гимнастикой, способствующей формированию двигательных навыков.

3-4 месяца — принуждать малыша поворачиваться на бок: сначала на один, потом на иной.

4-5 месяцев — приучать малыша сознательно тянуться к игрушкам и брать их в руки.

5-6 месяцев — побуждать малыша к активному ползанию.

7-8 месяцев — побуждать (не принуждать насильно!) малыша сидеть или стоять. Упражнения в положении сидя можно делать только в том случае, если ребенок прямо держит спину.

9-10 месяцев — вставание к барьеру.

11 месяцев — переступание вдоль барьера.

12-13 месяцев — обучение самостоятельной ходьбе.

Занятия гимнастикой, направленной на развитие двигательных навыков, у детей, родившихся с массой менее 1750 г, обязаны начинаться в 2,5 месяца, а у детей с массой более 1750 г — на 1-1,5 месяца раньше.

На втором году жизни недоношенный ребенок может исполнять такие же физические упражнения , как и его доношенные сверстники.

Каждому упражнению обязан предшествовать массаж подходящего участка тела. Так, прежде чем исполнять движения руками или ногами, их следует предварительно помассировать.

Требования к проведению массажа и гимнастики

Начинать занятия надобно за 30 мин до питания или через 45-60 мин после него. Нельзя проводить массаж и гимнастику перед сном. Гимнастикой нужно заниматься повседневно, в одно и то же удобное для семьи время.

Весь комплекс физических упражнений необходимо повторять 2-3 раза в день, в некоторых случаях — 4-6 раз. Продолжительность каждого занятия не обязана превышать 5 минут.

Комната обязана быть превосходно проветренной, температура воздуха —20-24 градусов С.

Начинать гимнастику надобно с упражнений, основанных на врожденных рефлексах новорожденного.

Недоношенные дети в силу физиологических необыкновенностей прытче устают и охлаждаются, поэтому в самом начале занятий гимнастикой весь комплекс упражнений можно проводить в два этапа.

Упражнения надобно исполнять в определенной последовательности, меняя работающие группы мышц.

Занятия гимнастикой необходимо начинать с дыхательных упражнений и проводить их регулярно в течение всей процедуры.

На первых занятиях не следует полностью раздевать ребенка. Так, исполняя упражнения для мышц рук, нижнюю половину тела малыша можно прикрыть пеленкой или не снимать распашонку, проводя гимнастику для ног.

В комнате для занятий по возможности нужно исключить отвлекающие моменты: разговоры, нахождение в комнате посторонних, звучную музыку. Из игрушек оставить только те, которые будут использоваться при исполненьи упражнений.

Все внимание взрослого, проводящего занятие, обязано быть сосредоточено на ребенке. Упражнения следует сопровождать безмятежной и негромкой беседой с ним. Правильное исполнение упражнений следует поощрять усмешкой, нежными словами.

Каждое занятие обязано включать в себя элементы, способствующие развитию зрительных и слуховых реакций ребенка. С 3-4-месячного возраста его надобно при-

учать к речевым указаниям, типа “возьми кольцо”, а с 8-9 месяцев вырабатывать самостоятельное исполнение отдельных упражнений по команде взрослого.

Увеличивать физическую нагрузку следует постепенно на протяжении долгого медли, учитывая при этом индивидуальную реакцию ребенка. Величину нагрузки можно регулировать продолжительностью занятий, количеством повторов каждого упражнения , темпом, размахом движений, ступенью сложности упражнений, чередованием их с паузами отдыха или с дыхательными упражнения ми. При малейшем проявлении утомления нагрузка обязана быть незамедлительно уменьшена. Свидетельством к увеличению нагрузки, расширению комплекса, переходу к более трудным упражнения м помимо возраста ребенка, является его положительная реакция на проводимые упражнения : смирное поведение, гуление, розовая окраска кожи, теплые конечности.

КЛАССИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Выполняется с использованием традиционных приемоь ребяческого массажа: поглаживания, растирания, разминания, вибрации, похлопывания. Продолжительность исполненья каждого приема —0,5-2 минуты.

В первые месяцы жизни шкура у недоношенных детей тонкая, сухая. В связи с этим сеанс массажа необходимо начинать с милующих приемов (поглаживание), постепенно переходя к более интенсивным (нежная вибрация, легкое растирание, похлопывание, разминание).

Родителям следует выучиться разным приемам классического массажа, так как эту процедуру превосходнее всего проводить дома.

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ

Точечный массаж состоит из надавливания одним или двумя пальцами на определенные рефлексогенные зоны. Сильные и непродолжительные надавливания способствуют повышению тонуса определенной группы мышц, а мягкое и более долгое воздействие приводит к ослаблению мышечного напряжения. Однако, если приемам классического массажа может без труда овладеть любой, то точечный массаж обязан проводить специалист или один из родителей, прошедший полный курс обучения данному виду массажа.

Комплексы массажа и гимнастики для недоношенного ребенка первого года жизни

I комплекс упражнений для ребенка в возрасте 2—3 недель

Рисунок 312.

Продолжительность занятий — 6-8 минут. Каждое упражнение необходимо повторить 3-4 раза.

Дыхательные упражнения

1. И. п. — ребенок на руках матери, личиком к ней. Выполнить ритмичные надавливания на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы (рис. 312).

2. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует совершать ритмичные надавливания на грудную клетку, ее передние и боковые поверхности, обходя грудину.

Рефлекторные упражнения

Рисунок 313.

1. Сгибание стопы. Указательным и средним пальцами одной руки нужно пленить ступню ребенка, а великим пальцем иной нажать на подошву у основания пальцев. Это вызовет сгибание пальцев стопы (рис. 313).

2. Разгибание стопы. Штриховым движением великого пальца нужно провести по внутреннему краю стопы ребенка от указательного пальца к пятке, а затем и по внешнему краю — от пятки к мизинцу (происходит разгибание стопы).

3. Выкладывание на живот. Ребенок при этом поднимает голову или поворачивает ее в сторону. Рекомендуется проводить перед каждым дневным питанием, начиная с 30 секунд до 1 минуты.

Дыхательное упражнение

Рисунок 314.

И. п. — ребенок лежит на спине. Развести согнутые руки ребенка в стороны — вдох (рис. 314), затем мягко прижать их к боковым поверхностям груди — выдох.

II комплекс упражнений для ребенка в возрасте от 1 до 2 месяцев

Дыхательные упражнения

1. И. п. — ребенок на руках матери, личиком к ней. Следует выполнить ритмичные надавливания на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

2. И. п. — ребенок лежит на спине. Необходимо совершать ритмичные надавливания на грудную клетку, ее передние и боковые поверхности, обходя грудину.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на боку, сначала на левом, а затем на правом. Удерживая ребенка левой рукой, правой нужно пленить его согнутую руку за локоть и поднять ее вверх — вдох. Затем руку опустить и прижать ее к груди и животу ребенка — выдох.

2. И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно вложить великой палец в кулачок ребенка; свободной рукой поглаживать внутреннюю поверхность предплечья и внешнюю поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.

Рефлекторное упражнение

И. п. — ребенок лежит на спине. Великими пальцами обеих рук нужно мягко надавить на ладонную поверхность кистей обеих рук ребенка. При этом малыш обязан сильно пленить ваши пальцы в кулачки.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует произвести поглаживания наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку.

2. И. п. — то же. Нужно произвести поглаживания тыльной поверхности стоп ребенка. Брав одну из стоп, поддерживать ее 2-3 пальцами за пятки. Поглаживание обязано выполняться подушечкой великого пальца по направлению от основания пальцев к голени, огибая лодыжки круговым движением спереди назад.

Рефлекторные упражнения для стоп

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Сгибание стопы. Указательным и средним пальцами одной руки следует пленить ступню ребенка, а великим пальцем иной нажать на подошву у основания пальцев.

2. И. п. — то же. Разгибание стопы. Штриховым движением, великим пальцем нужно провести по внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по внешнему краю к мизинцу.

Пассивные упражнения

1. И. п. — Необходимо произвести круговое (по часовой стрелке) поглаживание живота ладонью одной руки, без надавливания на область печени (правое подреберье). При этом иной рукой нужно удерживать ребенка.

Рефлекторные упражнения

1. Рефлекс “опоры”. Следует поднять ребенка под мышки личиком к себе, стопы малыша при этом обязаны опираться о стол (при соприкосновении ступней полусогнутых ног ребенка с поверхностью стола происходит их разгибание).

2. Рефлекторная “ходьба”. Поддерживая ребенка под мышки и слегка нагибая его вперед, нужно вызвать шаговый рефлекс, обращая движения от себя.

3. Выкладывание на живот.

Пассивные упражнения

1. И. п.— ребенок лежит на животе. Необходимо произвести поглаживание по направлению от головы к ягодицам — ладонью, и от ягодиц к голове тыльной стороной кисти руки.

Развитие зрительного и слухового сосредоточения

Следует положить ребенка поочередно на живот и на спину. Показать малышу ясную звучащую игрушку, подвигать ею (при этом игрушку нужно удерживать на расстоянии 25-30 см) вправо, влево, вверх. Ребенок обязан поворачивать голову за игрушкой.

Пассивные упражнения

1. И. п. — малыш на спине. Нужно произвести поглаживание пальцами по межреберным интервалам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не давя на грудину.

2. И. п. — ребенок на руках у массирующего. Нужно произвести покачивание
в позе “эмбриона”.

Дыхательное упражнение

И. п. — ребенок лежит на спине. Слегка развести согнутые руки ребенка в стороны, затем мягко прижать их согнутыми к боковым поверхностям груди.

III комплекс упражнений для ребенка в возрасте 2-3 месяца

Каждое упражнение повторить 3-4 раза.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине.

Следует вложить великой палец в кисть ребенка, слегка удерживая ее остальными пальцами, а свободной рукой погладить внутреннюю поверхность предплечья и внешнюю поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.

Дыхательное упражнение

И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно медлительно отвести руки ребенка в стороны, затем прижать их к груди.

Рефлекторное упражнение

1. Хватательный рефлекс. И. п. — ребенок лежит на спине. Великими пальцами обеих рук следует легко надавить на ладони ребенка (происходит сгибание пальцев в кулак; если прикоснуться игрушкой, удобной для захвата, ребенок обязан пленить игрушку).

2. Для стоп. И. п. — то же. Указательным и средним пальцами одной руки нужно пленить ступню ребенка, а великим пальцем иной нажать на подошву у основания пальцев. Затем штриховым движением великого пальца провести по внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по внешнему краю к мизинцу.

3. Рефлекс опоры и выпрямления ног. И. п. — то же. Нужно поднять ребенка под мышки личиком к себе, стопы малыша при этом обязаны опираться о стол.

4. Рефлекторная “ходьба”. Поддерживая ребенка под мышки и слегка нагибая его вперед, следует обращать движения ребенка к себе или от себя.

Пассивные упражнения

1. Массаж стоп. И. п. — ребенок лежит на спине. Произвести поглаживания тыльной поверхности .стоп ребенка. Поглаживание обязано выполняться подушечкой великого пальца по направлению от основания пальцев к голени, огибая лодыжки круговым движением спереди назад.

2. Массаж живота. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует произвести поглаживание живота по часовой стрелке ладонью руки без надавливания на область печени (правое подреберье). Иная рука обязана удерживать ребенка. Затем нужно произвести “встречное” поглаживание: левую руку тыльной стороной нужно обращать снизу вверх, а правую сверху вниз ладонью, затем наоборот. После этого следует произвести поглаживание косых мышц живота: ладони нужно расположить на заднебоковых поверхностях грудной клетки и охватывающими движениями обращать навстречу друг к другу, сверху вниз и кпереди.

3. И. п. — лежит на спине. Следует произвести повороты ребенка на бок (поочередно на правый и левый).

4. Массаж спины. И. п. — ребенок лежит на животе. Нужно произвести поглаживание от головы к ягодицам — ладонью, от ягодиц к голове — тыльной стороной кистей рук.

Рефлекторное упражнение для мышц спины

Рисунок 315.

1. И. п. — ребенок лежит грудью на
ладони массирующего. Отходя на 1 см от
позвоночника, параллельно ему, с обеих сторон подушечками указательного и среднего
пальцев произведите движения в направле
нии от лопаток к ягодицам и обратно. Туловище обязано изогнуться в форме дуги, от
крытой кверху (рис. 315).

Пассивные упражнения

1. Произвести выкладывание ребенка на живот с опорой на предплечья.

2. Массаж грудной клетки. И. п. — малыш на спине. Нужно произвести поглаживание пальцами по межреберным интервалам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не давя на грудину.

3. Выкладывание на мяч. Нужно положить ребенка животом на мяч и медлительно покачать.

IV комплекс упражнений для ребенка в возрасте 3—4 месяца

Каждое упражнение повторяют 3-5 раз.

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует произвести поглаживание рук: великой палец нужно вложить в кисть ребенка, слегка удерживая ее остальными пальцами, а свободной рукой погладить внутреннюю поверхность предплечья и внешнюю поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.

2. И. п. — то же. Нужно произвести кольцевое растирание: следует вложить великой палец в ладонь ребенка, остальными — удерживать его кисть. Великим и указательным пальцами иной руки обхватить руку ребенка и, делая растирающие движения, продвигаться от кисти к плечу по внутренней поверхности предплечья и наружной поверхности плеча.

3. Окончить поглаживанием.

Дыхательное упражнение

И. п. — то же. Нужно медлительно отвести руки ребенка в стороны, затем прижать их к груди.

Рефлекторные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Развитие хватательной функции руки. Необходимо вложить в ладонь ребенка игрушку (кольцо и др.) и, обхватывая и слегка зажимая кисть и пальцы ребенка своей рукой, побуждать его пленить игрушку. Затем слегка потянуть ее к себе.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует произвести поглаживание тыльной поверхности стоп ребенка. Во время поглаживания одной рукой нужно поддерживать ногу малыша за пятку.

2. И. п. — то же. Нужно указательным и средним пальцами одной руки пленить ступню ребенка, а великим пальцем иной нажать на подошву у основания пальцев.

3. И. п. — то же. Великим и указательным пальцами обеих рук следует обхватить голень ребенка в нижней ее доли. Потом необходимо сделать энергичные расходящиеся кольцевые растирания наружной поверхности голени и, в три-четыре оборота дойти до колена.

4. И. п. — то же. Затем нужно произвести растирание внешних мышц бедра.

5. И. п. — то же. Произвести поглаживающие движения.

Рефлекторные упражнения для стоп

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Указательным и средним пальцами одной руки нужно пленить ступню ребенка, а великим пальцем иной нажать на подошву у основания пальцев. Затем штриховым движением великого пальца провести по внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по внешнему краю к мизинцу.

2. Подтанцовывание.

3. Рефлекторная “ходьба” по направлению от себя.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Необходимо произвести поглаживание живота (круговое, встречное, по косым мышцам живота).

2. И. п. — то же. Следует произвести легкое растирание подушечками пальцев живота в круговом направлении (вокруг пупка), по прямым мышцам живота.

3. И. п. — то же. Произвести пощипывание вокруг пупка. Завершить поглаживанием.

4. И. п. — то же. Необходимо осуществить поворот со спины на живот: обхватить левой рукой снизу голени ребенка, указательный палец правой вложить в правую ладонь малыша, остальными пальцами правой руки охватить его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, повернуть его таз вправо. Вслед за этим ребенок обязан провернуть голову и плечевой пояс — и вот он уже на животе.

5. И. п. — ребенок лежит на животе. Произвести поглаживание спины и ягодиц малыша, затем растирание подушечками пальцев, которое следует завершить поглаживанием.

Рефлекторные упражнения

1. “Ползание”. И. п. — ребенок в положении на животе. Следует приподнять туловище ребенка на 5—10 см, при этом полусогнутые ноги ребенка обязаны отталкиваться от ладони взрослого.

2. И. п. — ребенок в положении на спине. Полусогнутыми ногами ребенок обязан отталкиваться от ладони взрослого (рис. 316).

3. Следует произвести отклонение головы малыша назад в положении лежа на животе на весу (рис. 317).

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Необходимо произвести поглаживание и ритмичные надавливания на боковые поверхности грудной клетки.

Рисунок 316.

Рисунок 317.

2. И. п. — ребенок на руках у взрослого личиком к нему. Произвести выкладыва-ние на мяч (на живот и на спину) и покачивание в разных направлениях.

V комплекс упражнений для ребенка в возрасте 4-5 месяцев

Каждое упражнение повторить 4-5 раз. Техника массажа некоторых упражнений описана в предыдущих комплексах. Следует произвести массаж рук: поглаживание, кольцевое растирание, поглаживание.

Дыхательное упражнение

Скрещивание рук на груди. И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно вложить великие пальцы в ладони ребенка, остальными удерживать его кисти. Отвести ручки в стороны — вдох, затем скрестить их на груди — выдох.

Пассивные упражнения

1. Массаж ног. Поглаживание, кольцевое растирание, разминание. Нужно положить ногу ребенка между своими ладонями так, чтобы одна рука легла на внешнюю поверхность голени, а иная — на заднюю. Затем одновременно двумя руками следует произвести энергичное щипцеобразное разминание, продвигаясь по направлению к бедру. Движения при этом нужно исполнять кругообразно.

2. Одновременное сгибание и разгибание ног. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней доли голеней сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка обязаны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги.

3. Произвести повороты малыша со спины на живот в обе стороны.

4. Массаж спины и ягодиц. Поглаживание, растирание, разминание длинных мышц спины (с обеих сторон позвоночника). Пленив “щипцами” мышцы и делая одновременно круговые поступательные движения, следует продвигаться от поясницы к шее. Разминание ягодиц превосходнее делать одной рукой, иную положить на область таза. Затем нужно произвести поколачивание или пощипывание ягодиц и окончить поглаживанием.

5. “Парение” на животе. И. п. — ребенок лежит на животе. Следует подвести одну ладонь под живот ребенка, иной удерживать ноги в области голеней, сложив при этом пальцы по типу “вилочки”. Затем поднять малыша над столом в горизонтальном положении. Тело ребенка обязано образовывать дугу, открытую кверху (рис. 318).

6. Массаж живота. Следует произвести все виды поглаживания, растирание, пощипывание, поглаживание.

Рисунок 318.

7. “Парение” на спине. И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно подвести одну ладонь под спину ребенка, ноги удерживать в области голеней “вилочкой”. Затем поднять ребенка над столом, удерживая горизонтальное положение, при этом его голова обязана отклоняться вперед.

Рефлекторные упражнения

1. Хватание игрушки из положения на животе и на спине одной и двумя руками.

2. Упражнения на противодействие:

а) отталкивание от руки взрослого,

Рисунок 319.

б) отталкивание от мяча (рис. 319).

Пассивно-рефлекторные упражнения

И. п. — ребенок лежит на спине. Взрослый обязан обхватить голени ребенка спереди, согнуть его ноги в коленях и прижать ступни к поверхности стола. Нужно попеременно сгибать и разгибать ноги, не отрывая ступни от поверхности стола.

2. Подтанцовывание (рис. 320).

Рисунок 320.

3. Массаж груди. Поглаживание, ритмичное надавливание на боковые поверхности грудной клетки.

4. “Бокс” — сгибание и разгибание рук. Нужно вложить в ладошки ребенка свои великие пальцы, чтобы он сжал ручки в кулачки. Остальными пальцами удерживать его кисти. Затем нужно попеременно сгибать и разгибать руки ребенка.

Активно-рефлекторное упражнение

Покачивание на мяче. В положении на животе с самостоятельным отталкиванием стопами от поверхности стола; в положении на спине, в разных направлениях, постепенно увеличивая размах движений.

VI комплекс упражнений для ребенка в возрасте 5—6 месяцев

Каждое упражнение повторить 4-6 раз. Техника массажа некоторых упражнений описана в предыдущих комплексах.

Пассивное упражнение

Комплекс следует начать с массажа рук малыша: поглаживание, растирание.

Дыхательное упражнение

Нужно произвести скрещивание рук на груди.

Пассивно-рефлекторные упражнения

1. Следует произвести массаж ног; поглаживание, растирание, разминание, поглаживание.

2. Обхватить руками ноги ребенка за нижние доли голеней. Мизинцы рук обязаны лежать на пятке. Теперь обязано следовать сгибание и разгибание ног.

3. Затем нужно осуществить попеременное сгибание и разгибание ног, обхватив их так, как и в предыдущем упражнении. Ноги сгибаются поочередно, медлительно, мягко, можно в сочетании с вибрацией.

4. Далее следует произвести поворот со спины на живот.

5. И. п. — лежа на животе. Положить близко от ребенка ясную игрушку. При этом он обязан приподняться на ручки и стараться осмотреть игрушку. Затем он обязан брать игрушку. Упражнение нужно сделать 1 раз.

6. Нужно выполнить массаж спины и ягодиц: поглаживание, растирание, разминание, стимулирующие приемы, поглаживание.

Рисунок 321.

7. Потом из положения лежа поднять ребенка под мышки, поставить его на колени. Затем, поддерживая ребенка, его надобно немножко наклонить к плоскости стола и скользящим движением слегка “протащить” его. Продолжая это движение, несколько приподнять его (рис. 321). Ребенок обязан самостоятельно встать вначале на одно, затем на второе колено, выпрямиться, встать на стопы (рис. 322). После этого надобно повернуть его личиком к себе, улыбнуться, похвалить.

8. Массаж живота: поглаживание, растирание, стимулирующие приемы, поглаживание,

Рисунок 322.

9. И. п. — положение лежа на спине. Нужно дать ребенку обхватить руками свои указательные пальцы, выпрямить руки к себе. Затем со словами “сядь” и легким подтягиванием за руки побудить ребенка сесть. При этом нужно обратить внимание: если ребенок запрокидывает голову, означает, он не готов еще к этому упражнению.

10. Массаж груди: поглаживание, надавливание на грудную клетку.

11. “Бокс”.

12. “Парение” на спине (упражнение нужно делать 1 раз).

VII комплекс упражнений для ребенка в возрасте 6—9 месяцев

Каждое упражнение повторить 4-6 раз.

Дыхательное упражнение

Начать комплекс нужно со скрещивания рук.

Пассивно-рефлекторные упражнения

1. “Бокс” с кольцами. В ладони ребенка нужно вложить кольца или удобные для захвата игрушки (с округлой ручкой).

2. Следует произвести поворот со спины на живот поочередно вправо и влево. Для этого правой рукой нужно обхватить нижнюю треть голеней малыша, а левой показывать игрушку. После того, как ребенок сосредоточил свое внимание на ней, положить слева или справа на расстоянии его вытянутых рук. Потом, зафиксировав на ней взгляд ребенка, предложить достать игрушку со словами: “достань игрушку”, “возьми игрушку”.

Активно-рефлекторные упражнения

1. Ребенок обязан выполнить повороты без поддержки или с незначительной поддержкою взрослого. Движения обязаны быть поочередными: вправо на бок, потом на живот и влево. Взрослый при этом обязан побуждать малыша словами: “достань игрушку”, “повернись на живот”.

2. Ползание за игрушкой с поддержкою взрослого. И. п. — ребенок лежит на животе. Полусогнутые ноги ребенка упираются в ладонь взрослого, игрушка лежит

впереди. Словами “достань игрушку” и сгибая ноги, следует стимулировать ползание малыша.

3. Ползание за игрушкой без поддержки взрослого. Исходное положение: ребенок лежит на животе. Ноги согнуты в коленях и упираются ступнями в ладони взрослого. Нужно предложить брать игрушку, лежащую впереди ребенка на расстоянии 50-60 см.

4. Поднимание выпрямленных ног с поддержкою взрослого. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Следует обхватить голени малыша рядом с коленными суставами, выпрямляя при этом его ноги. Затем вертикально поднять ноги ребенка. Возвращать в исходное положение.

5. Присаживание при поддержке за вытянутые вперед руки, держась за кольца; при поддержке за одну руку; самостоятельное присаживание.

6. Вставание на ноги с упором. И. п. — ребенок лежит на спине. Взрослый упирает ноги малыша себе в живот и удерживает его обеими руками за подмышки. Затем необходимо помочь ребенку присесть, после чего поставить малыша на ноги. По завершении положить ребенка на спину.

7. И. п, — ребенок лежит на животе. Дать малышу обхватить указательные пальцы, остальными удерживать его кисти. Нужно отвести руки в стороны до полного разгибания, затем выпрямленные руки ребенка приблизить к голове на уровне ушей, при этом ребенок обязан поднять голову назад и вверх (рис. 323).

8. И. п. — ребенок стоит на столе, личиком к взрослому. Стимулирование пере-ступания в возрасте 7 месяцев при поддержке за подмышки (1-3 раза), в возрасте 8-9 месяцев — при поддержке за кисти обеих рук, за кольца.

Рисунок 323.

9. И. п. — ребенок лежит на животе. Уложить ребенка на край стола так, чтобы грудь и голова его были вне стола. При этом взрослый удерживает ребенка за таз и ноги. В таком положении ребенок обязан разогнуть шею и туловище, поднимая их выше стола, образуя дугу, открытую вверх. Руки ребенка выпрямляются и выдвигаются вперед. Движение нужно стимулировать словом, игрушкой, помочь точечным массажем спины.

Это упражнение можно заменить “парением” на животе.

VIII комплекс упражнений для ребенка в возрасте 9-12 месяцев

Активные упражнения

1. И. п. — ребенок сидит. Комплекс следует начать с круговых движений руками малыша. Ребенок обязан обхватить великие пальцы ваших рук, кольца или игрушки. Нужно плавно отвести руки в стороны, поднять к голове, затем — вперед и вниз.

2. “Бокс” с кольцами из положения лежа, сидя и стоя.

3. И. п. — ребенок сидит. Малыш обязан достать игрушку, которую взрослый держит на вышине вытянутых рук ребенка.

4. И. п. — ребенок стоит. Взрослый обязан держать его обеими руками за талию. Наклонить туловище ребенка за игрушкой (рис. 324) и выпрямить его туловища со словами “достань игрушку”.

5. Повороты со спины на живот самостоятельно и по просьбе взрослого.

6. Ползание на четвереньках.

7. И. п. — ребенок лежит на спине. Самостоятельное поднимание выпрямленных ног. Ребенок обязан по просьбе достать стопами мяч, находящийся в руках у взрослого.

Рисунок 324.

8. И. п. — ребенок лежит на спине. Со словами взрослого “садись” малыш обязан присесть, затем со словами “ложись” — принять исходное положение.

9. И. п. — лежа на животе, затем — лежа на спине. Малыш обязан выполнить просьбу взрослого: “Возьми игрушку со стула”.

— достать лежащую на стуле игрушку;

— брать игрушку со стула, передать ее взрослому;

— брать игрушку со стула, стоящего сзади.

10. И. п. — а) с живота; б) с положения на коленях; в) стоя. Приподнимание туловища ребенка за выпрямленные руки с поддержкою колец.

11. И. п. — ребенок сид

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.