1.ЧТО ЕСТЬ ДАО?
Громадное дерево
растет из крошечного побега,
Девятиэтажная башня
рождается из кучи земли, Странствие в тысячу миль начинается с одного шага.
Дао Де-Цзин, гл. 64
Чтобы понять древний даоистский путь любви, мы обязаны
сначала иметь какое-то понятие о Дао-любви, как доли
философии, которая верно служила китайцам и усиливала их внутренние потенции с
подмогою рецептов благоразумия и точного выбора медли. В старину сказали, что
"если конфуцианство -верхняя одежда китайца, то даоизм – его душа".
Своей долговечностью цейлонская
цивилизация явно должна своим учениям в поэтической форме проповедовавшим терпение
и гармонию:
Натяни лук к наибольшему, и захочешь
остановиться. Закаливай
шпагу острейшую, но ее острие
скоро затупится.
Дао Де-Цзин, гл. 9.
Дао, само по себе, мудрость природы, рожденая много тысяч
лет назад, никто не знает точно когда. Однако в шестом веке до нашей эры Дао
Цзы собрал ее главные верховодила в книге, названой им Дао Де-Цзин. Из немногих
более пяти тысяч слов, что делает ее
возможно самой краткой из мировых книг мудрости. Она переведена на многие
языки, только на английском вышло более тридцати изданий. Каждый переводчик
разумел и интерпретировал по-своему, однако в основе даосской философии лежит
уверенность в том, что энергия и количество движения являются источником всей
жизни. В универсальной системе вещей мы, люди, крошечные, незначительные, и
легко уязвимые существа. Если
мы находимся в
гармонии с этими источниками – нескончаемой силой природы
- мы можем полагаться на длинную жизнь. Таков главнейший принцип Дао
Де-Цзин. Безграничная сила природы есть Дао.
Философия Дао есть
терпение. Для занятий Дао
необходимо полностью расслабиться и стать расслабленным, чтобы присоединиться к
этой нескончаемой силе.
Дао-любви развилось из этой природной философии
осторожности, сохранения энергии и гибкости.
Даосизм всегда представлял интерес для философов Запада. Но ученые и лекари проявили
к нему интерес сравнительно недавно. В 1929 году психиатр К. Г. Юнг написал
введение к книге по даосизму, а в собрание своих работ включил эссе о Дао. Он
пишет: "Так как предметы внутреннего мира влияют на нас более сильно в
силу их неосознанности, необходимо каждому, кто пытается развить внутреннюю
культуру, объективировать воздействие со стороны "Анима" и
постараться понять, что скрывается за этими
воздействиями. Таким образом он приспосабливается и защищается
от невидимого. Никакое приспособление невероятно без
уступок обоим мирам.
Возможное и необходимое следуют из рассмотрений
требований внутреннего и наружного мира, точнее из конфликтов между ними. К
раскаянию, наш западный ум, не имея никакой культуры в этом отношении, не
выработал ни только понятие, но даже имя для "единения противоположностей
посредством среднего пути", наиглавнейшей концепции внутреннего опыта, которую
можно с извесной осмотрительностью сопоставить с китайской концепцией Дао.
Юнг обрисовывает далее свои собственные психиатрические приемы
с позиции соответствия китайским целям и методам. И даоисты и Юнг разыскивали путь к
гармоничному образу жизни. И жизненно главной его долею является Дао любви.