У меня братишка есть…
Понять причины появления у ребенка чувства ревности к младшему можно, лишь разобравшись в иной проблеме: каким образом старшему ребенку удается манипулировать собственными родителями?
Как знаменито, новорожденному требуется постоянная забота и уход. Так уж устроено природой, что осуществление этого ухода, как управляло, приятно родителям. В том числе и потому, что подчас их привлекает позиция сильного и даже ощущение определенного господства над ребенком. Но увы, очень часто взрослые члены семьи искренне считают, что малышу, кроме еды и сухих пеленок, больше и не надобно ничего.
Самый великой голод, испытываемый махоньким ребенком – информационный.
Ведь в комнате малыша чаще всего не звонит телефон, не работает телевизор, не появляются гости.
И в итоге ребенок привыкает воспринимать окружающий мир только через собственных родителей: они становятся его основной связью с наружной средой.
Такой ребенок длинно не может стать самостоятельным и в любой трудной ситуации призывает родителей на помощь. А те, ведомые слепой любовью (порой вперемешку с желанием безраздельно главенствовать над потомком), зачастую сознательно отгораживают ребенка от самостоятельности. И, непрерывно контролируя свое чадо, они оказываются в зависимости от него, не имея возможности отойти от собственного дитяти ни на шаг.
Родители полностью лишаются какой-либо собственной жизни: все в их существовании полностью подчинено ребенку! Таким образом, власть в семье переходит к ребенку, который начинает распоряжаться деяниями взрослых.
К тому же при постоянной опеке ребенок растет избалованным. И ощутимым рычагом управления старшими для него становятся капризы и истерики – как средство обратить на себя внимание и принудить взрослых к выгодным для себя деяниям. А те тут же спешат удовлетворить его каприз, лишь бы почитаемое дитятко не расстраивалось…
Таким образом, ребенок скоро учится активно манипулировать взрослыми, нарабатывая свои методы воздействия на них. И вот в один великолепный день взрослые спохватываются и разговаривают: Надобно нам завести еще ребенка, а то вырастим эгоиста… Если такие идеи пришли в голову – можно с уверенностью сказать: эгоист, точнее, эгоцентрист уже вырос. И порой родители сами не осознают того, что, решив родить второго, они таким образом просто пытаются убежать от диктата их старшенького…
Однако, если ребенок и не проявляет пока эгоцентристских наклонностей, при информационном голоде он не умеет занять сам себя. Более того, любая встреча с окружающим миром вызывает у него страх.
В результате такому ребенку непрерывно требуется родительское внимание, и он просто принуждён манипулировать взрослыми, держа их непрерывно около себя. И когда появляется второй и все внимание папы и мамы целиком уделяется новорожденному – вот тут-то старший ребенок ощущает, что потерял возможность распоряжаться родителями. И начинает проявлять агрессию, направленную на малыша.
Как же быть?
Прежде всего – изначально выучитесь давать ребенку некоторую самостоятельность. Даже младенца необязательно все время держать под надзором. Ребенку прежде всего нужно выучиться существовать в этом мире без лишней опеки взрослых. При этом на выгоду пойдет любое мудрое общение с миром взрослых. А вот неименье информации об окружающей жизни может повлечь за собой не самые приятные последствия.
Моему ребенку 9 месяцев. Он очень любит глядеть по телевизору рекламу. Дословно замирает и забывает про то, чем занимался в данный момент. Почему реклама, а не мультфильмы или кинофильмы так действует на него?
Инна, 28 лет
Сразу хочу успокоить вас: ваш ребенок глядит рекламу не потому, что желает попросить у вас что-нибудь из увиденного, как только заговорит. Причина его желания к рекламе вовсе не в этом.
Во-первых, у ребенка в девять месяцев очень слабая фиксация внимания: он не способен увлечься чем-то на долгое время, например на 3-5 минут.
Любую игрушку он бросит через полминуты, чтобы заняться чем-то еще. Никакой мультик или тем более фильм не продолжается столь краткое время. А вот рекламные ролики, наоборот, как раз длятся около двадцати-тридцати секунд.
Затем картинка меняется, и в то же время переключается и внимание ребенка. 0т таких кратких сюжетиков ребенок не устает, и они ему не надоедают.
Во-вторых, в рекламных роликах практически всегда присутствует высокая динамика – деяние развивается активно, персонажи непрерывно движутся, производя разные деянья.
Ваш ребенок еще не разумеет смысла рекламного текста, но с великим удовольствием следит за этими движениями, как котенок за фантиком на ниточке. А мультики и тем более кинофильмы малюсенько чем могут его занять: ему пока не занимательны ни развитие сюжета, ни взаимоотношения героев. Ведь большинство мультфильмов все же рассчитаны на детей, уже умеющих говорить.
В-третьих, у вашего ребенка еще нет конкретных сведений об окружающем мире. Он не знает, кто такие собачка, зайчик, медвежонок – главные герои мультфильмов, не разговаривая уж о черепашках-ниндзя или роботах.
За свои девять месяцев он наверняка еще ни разу не видел ни зайчиков, ни медвежат, и для него это – лишь абстрактные цветные пятнышка. Именно реклама для него более жизненна, в ней участвуют знаменитые ему люди (мужчина, женщина, старушка, ребенок) и вещи (пылесос, телевизор или… памперсы). И даже если в ролике попадается собака или кошка – это ведь живая собака и кошка, а не нарисованные аналоги.
В-четвертых, рекламные ролики, как управляло, снимаются на высококачественных носителях, к тому же они достаточно красочные и контрастные. И это не в заключительную очередь привлекает внимание ребенка. Немногие мультики, а тем более кинофильмы, могут похвастаться этими качествами…
Что же получается: неужели ребенок просто обречен глядеть рекламу? Вовсе нет.
Когда он станет ветше, узнает разные образы и понятия, даст им вербальные (речевые) обозначения, тогда его начнет интересовать мир мультфильмов. А пока не стоит тревожиться. Реклама для младенца быстрее полезна, чем вредна. Но выгода ее лишь в том, что рекламный ролик в какой-то ступени утоляет тот информационный голод, который создается у девятимесячного ребенка.
Ведь у нас не принято такого махонького привлекать к интенсивному общению с людьми и тем более с животными.
Ребенок великую часть дня существует в манеже с игрушками и видит в главном маму, папу или прочих домочадцев. В наихорошем случае в доме есть собака или кошка. Однако ребенку уже требуется большее количество общения с миром. Именно в это время начинается активное познание. И рекламные ролики на этом этапе как раз и дают хоть какую- то возможность этого познания.
Однако хочу заметить, что истинная, профессионально сделанная реклама обязана восприниматься созерцателями на уровне бессознательного и действовать по принципу нейролингвистического программирования (НЛП). И безызвестно, какое воздействие окажет профессионально сделанный ролик на хрупкое бессознательное махонького ребенка и как это скажется в будущем.
Но, к счастью малюсеньких российских граждан, практически вся наша реклама не построена по принципам НЛП и такого воздействия не оказывает. От этого она менее эффективна, но сейчас не об этом речь.
Западные же профессиональные ролики не могут действовать на русского созерцателя со всей задуманной силою: ведь великую роль при воздействии на основе НЛП играет связь картинки с текстом, а текст иностранной рекламы сделан в расчете на иную языковую культуру…
В переводе, разумеется, воздействие намного слабнет за счет потери связи, построенной по законам НЛП. Таким образом, около 98% идущей у нас рекламы практически никак на бессознательное не влияет.
Однако неискушенный созерцатель не в состоянии определить, в какой ступени в том или ином ролике действуют приемы НЛП. Поэтому трудно отгораживать ребенка от оставшихся 2% действующей рекламы. И единственный способ все же уберечь дитя от нежелательных воздействий – постараться просмотр ребенком рекламы ограничить.
Но воспретить – это еще не выход. Заполните информационный вакуум ребенка активным общением с окружающим миром, познанием новых образов, встречами с новыми людьми, развивающими играми…
Ребенок, не страдающий информационным голодом, рекламой не увлекается. Такие дети практически не обращают внимания на рекламу – даже если на экране видят игрушки или памперсы.
Но каким же образом дитяти общаться с окружающим миром? Да в принципе так же, как и взрослому, только в чуть меньших количествах. Ребенка, даже махонького, вполне допускается брать в гости (если не перечат хозяева), в магазин, а то и по делам, если возникнет нужда.
Не отрицайтесь ради ребенка от собственной жизни, не отгораживайте от реальной действительности и его. Более того, если вы сумеете относиться к старшему ребенку как к помощнику, – он будет чувствовать себя более взрослым и сильным. И вы можете смирно заняться малышом.