Навигация > Главная > Золотая книга йоги > Раджа – йога

Раджа – йога


Раджа – йога

Введение
Глубокое устремление и проникновение в таинства жизни, поиск конечной
Реальности, интенсивное желание познать истину и эволюция практических методов
для ее реализации сочиняют основные необыкновенности наследия Бхаратаварши (Бхаратаварша
– древнее название Индии и прилегающих областей). Этот поиск истины и абсолютные
средства для ее удачного достижения – даршаны (философская система) и йога
садхана (практическая духовная методология) – являются вкладом Индии в сокровищницу
всего человечества. Йога предлагает средства освобождения человека из когтей
материи, возносит его над несовершенствами и ограничениями этого болезненного
мирского тщетного существования и дарует ему высшее переживание жизни, преисполненной
блаженства, света, знания и совершенства, являющегося его сущностной природой.
Йога – это наука, дающая человеку власть над его телом, разумом, и, в окончательном
счете, над всей природой.
Искусство йоги дошло до нас с незапамятных времен. Упоминания о йоге можно
найти в самых древних писаниях, таких, как Веды, Упанишады и большие эпосы.
В Рамайяне Тулсидаса и "Йога-Васиштхе" упоминается йог Кака Бхушунда,
мастер йоги и самьямы, который, благодаря своей особой способности, продолжал
жить в течение последовательных циклов и юг. Здесь мы видим указание на то,
что совершенство в йоге может дать способность победить ограниченность и рабство
медли, пространства и причинности. Целый раздел Махабхараты из семисот стихов,
сочиняющий Бхагавад Гиту, досконально озаряет разнообразие практики тоги для
переживания Истины.
Предыстория санкхьи и йоги
Системы санкхья и йога построены на единичной метафизической основе. Йога – это
практическая сторона санкхьи, акцентирующей в главном теоретический аспект
философского анализа и исследования. Косвенные указания на санкхью и йогу
можно найти в Ригведе. В Сукте Х.121 высказана мысль о том, что Бог создавал
из уже существующей материи. Нарадейя Сукта (Х.129) также выражает согласие
с позицией санкхьи, когда обрисовывает первоначальное "темное" состояние
вещей, содержащее зародыш проявления, желая эта Сукта и не останавливается
на различении санкхьи, поскольку Дух и его беспристрастная субстанция рассматриваются
как аспекты Абсолюта, который нельзя назвать ни существующим, ни не-сущес-твующим.
Однако, Ригведа не проводит конечного различия между миром и Господом, когда
утверждает, что Вселенная является телом Пуруши (Х.90). Эта Веда разглядывает
Пракрити и Пурушу как две фазы единичного Высшего, которое "дышит без дыхания".
В Ригведе есть ссылки на посты, аскетические практики и экстатические состояния
транса. В Гайятри-мантре мы обретаем упоминание о медитации на высший Свет.
Шветашватара Упанишад разговаривает, что санкхья и йога – это методы достижения
постоянного Существа. Катха Упанишад утверждает, что Пуруша превосходит Авьякту,
из чего мы можем заключить, что Авьякта постоянна, как и Пракрити санкхьи. Но
изначальное представление санкхьи о творении можно осмотреть в Катха Упанишад
(III. 10-11). Катха Упанишад советует практиковать йогу через контроль
чувств, ума и интеллекта. II глава Шветашватара Упанишад обрисовывает методологию
йоги. Мундака Упанишад упоминает составные доли практик ямы и ниямы (искренность,
аскеза и т.д.). В ней приводится такая иллюстрация: Пранава (ОМ) – это лук,
индивид – это стрела, йогическая медитация – цель.
Описание творения в первой главе Манусмрити подобно описанию санкхьи. В
шестой главе есть ссылки на метод йоги. В Ятидхармапракаране Яджнавалкья-смрити
отреченному человеку предписывается практика йоги.
Мокшадхарма Махабхараты (главы 306, 307, 320, 321) обрисовывает методы санкхьи
и йоги. В 321-ой главе сказано, что нет более большого знания, чем санкхья,
и нет более большой силы, чем йога. Эта два постоянных пути. В 321-ой главе Мокшадхармы
есть описание йоги, благодаря которой каждое следствие растворяется в его
непосредственной причине, и в окончательном итоге созерцается чистый Пуруша. Этот
Пуруша тождественен с Брахманом. Бхишма обговаривает дхарму, аскезы и иные
сочиняющие йоги. В 193-ей главе Бхишма дотрагивается процесса дхьяна-йоги. Анугита
также обращается к различению санкхьи между Пурушей и Пракрити и упоминает
о йогической медитации. Махабхарата в целом содержит очень детальные описания
как санкхьи, так и йоги, которых слишком много для того, чтобы здесь их перечислить.
Описания санкхьи и йоги из Бхагавад Гиты не нуждаются в представлении, они
очень хорогло знамениты. Йогавасиштха досконально разбирает практику йоги. Истории
Уддалаки и Какабхушунды разъясняют процесс йогической медитации через контроль
праны. История Бали объясняет метод достижения глубокого осознания без сомнений
(нирвикальпа самад-хи).
Санкхья, описанная в эпосе и Пуранах, не атеистична, все свои сокровенны она представляет
как грани высшей Сущности (Бхагавад Гита XV. 16,17). Веданта принимает практическую
сторону йоги, и можно сказать, что Веданта есть обновленное и усовершенствованное
прибавление санкхьи. Буддизм также принимает йогический метод практики. Сам
Будда практиковал йогу в обеих ее аспектах, то есть аскетизм и медитацию.
Буддийские тексты предписывают методы очищения и сосредоточения. Буддийская
система йогача-рана названа так, поскольку йога является ее составной долею.
Говорится, что первоначальным творцом классической йоги был сам Хираньягарбха.
Патанджали Махариши представил эту науку в определенной системе, названной
аштанга-йога или раджа-йога. Она формирует одну из шести классических систем
философии. Вьяса объяснил первоначальные афоризмы Йога Сутр Патанджали, и
в последующем они были разработаны в комментариях разумного Вачаспати Мишры и
в прославленных писаниях Виджананы Бхикшу.
Философия йоги
Йога, согласуясь с санкхьей, разговаривает о существовании вездесущей инертной Пракрити
и множественности вездесущего сознательного Пуруши. Йога признает и третий
принцип, Ишвару. Контакт Пуруши с Пракрити побуждает заключительную развиваться
в разных следствиях. Пуруша из-за отождествления с Пракрити и ством своей
изначальной природы и всегда остается самостоятельным и блаженным. В глубоком
осознании без сомнений все идеи растворяются раз и навсегда. Зёрна желаний
и впечатлений уничтожаются полностью – это нирбидж самадхи. Йог в этом высшем
состоянии утрачивает все наружное сознание, все осознава-ние двойственности
и множественности, он утрачивает даже представление о я" (асмита),
сохраняющееся в осознании без различения (асампраджната самадхи). Таково высшее
состояние, когда наблюдатель (Пуруша) утверждается в своей изначальной природе.
Концепция рабства и освобождения у Патанджали
Теория Патанджали Махариши о рабстве так же научна, как и его метод освобождения
из него. Пуруша, молчаливый и необеспокоенный созерцатель забавы Пракрити, который,
присутствуя в своей изначальной форме, независим и однороден, представляет себя
находящимся в отношениях с Пракрити и получающим удовольствие от забавы Пракрити.
Это неведение. Трансцендентальное осознание единства нарушается, и возникают
представления "я" и "ок". Это представление о "я".
Сознание Пуруши течет теперь вовне, к Пракрити, через ум и ум. Появляется
эго, отделяющее одно от иного, и ум начинает классифицировать переживания
как приятные и досадные. Так возникают симпатии и антипатии. Это рага-двеша,
привязанность и омерзение. Они усиливают отделенное существование человека,
и он цепляется за жизнь отдельного индивида. Это абхинивеша. Безнравственный круг
завершен. Это происходит и дальше, до тех пор, пока индивид не освободит себя
от переживания забавы пракрити. Это переживание природно проявляется в форме
вритти, возникающих в озере ума индивида. Когда эти колебания подавляются,
тогда цепь, связывающая Пурушу с Пракрити, разрывается, и Пуруша осознает
свою независимость.
Соответствие между этой классификацией и восемью сочиняющими явно. Яма
и нияма прокладывают путь. Асана и пранаяма дают индивиду возможность осознать
истину о жизни. Он может подняться над парами противоположностей. Он не цепляется
за индивидуалистичное существование. Ограниченное сознание искореняется. Пратьяхара
и дхарана выводят искателя за пределы привязанности и омерзенья. Дхьяна разрушает
эго, или чувство "мое". Наконец, в глубоком осознании без сомнений
покров неведения разрывается, и индивид освобождается.
Универсальность метода раджа – йоги
Сообразно иной классификации, освобождение индивида достигается благодаря
разрушению нечистоты ума (малы), устранению волнений ума (викшепа) и разрыву
покрова неведения (аварана). Раджа-йога подсобляет практикующему достичь и этого.
Яма и нияма устраняют нечистоту ума. Асана, пранаяма и пратьяхара усиливают
ум и делают его однонаправленным. Дхарана, дхъяна и самадхи устраняют покров
неведения и приводят к освобождению.
Все системы духовной практики, все йоги и школы йогического самовоспитания
сходятся в том, что для устремляющегося к самопознанию существенно необходимым
качеством является бесстрастие. Он обязан отказаться от удовольствия объектами.
Желание обязано быть разрушено, ибо именно желание вскармливает и питает ум.
Именно желание ежеминутно вызывает появление на поверхности озера-ума бесчисленных
волнений. Именно желание поддерживает индивидуальное существование. Именно
желание толкает Пурушу к удовольствию забавой Пракрити, и через это – к порабощению.
Когда желание разрушено, тогда Пуруша, присутствующий в состоянии глубокого осознания
(самадхи), в своей изначальной форме, осознает, что настоящее блаженство,
которого он разыскивал в объектах (пракрити), всегда присутствовало в нем самом, и что
счастье, доставляемое объектами, было его собственным ментальным порождением.
Таким образом, когда ум прекращает представлять ему объекты, он прекращает существовать.
Ибо что есть ум без колебаний (вритти)"! Ум без идеи – это вообще не
ум. Оковы разрушаются благодаря бесстрастию (вайрагъе).
Следующим существенным условием для освобождения является абхьяса – интенсивная
и продолжительная духовная практика. Благодаря своевременной практике успокоения
ума достигается абсолютное умственное равновесие. Сознание слой за слоем
очищается от волн. И по мере того, как слои становятся смирными, они раскрывают
человеку свое настоящее содержание. Тот, кто искренне практикует, получает
разные способности, священные видения и т.д. Патанджали Махариши предостерегает
садхаков (то есть тех, кто следует духовной практике) от блужданий в лабиринтах
сверхспособностей. Они могут потерять цель. Садхака обязан следовать к цели
без отклонений. Цель – кайвалья, или безусловная независимость. Практика обязана
длиться до тех пор, пока не останется никого, кто мог бы практиковать;
иными словами, пока не исчезнет эго, не рассеется неведение, и не закончится
восприятие двойственности и множественности.
Кроме того, даже основательные принципы раджа-йоги, а именно правильный
образ жизни и созерцание, являются основательными принципами почти всех
больших религий мира, а не только разных индусских систем астика и настика.
Буддисты и джайны великое значение придают практике ненасилия, искренности
и т.д., правильному образу жизни, правильному мышлению и правильному пониманию.
Сходственные каноны, существующие в иных религиях, например, в христианстве
и исламе, слишком хорошо знамениты, и нет необходимости цитировать их здесь.
Фактически, ни одна религия и секта в мире не станет одобрять неправедность
и умственное или нравственное беспутство. Патанджали Махариши строил свою йогу
не на каких-то вымышленных положениях или истинах. Он просто утвердил основательные
принципы, которые применимы ко всем, самостоятельно от религии или вероисповедания
устремляющегося. Даже восприятие двойственности и множественности как реального
возможно для устремляющегося, которому рекомендуется начать практику йоги самостоятельно
от его представлений о Господе, душе и мире. Шаг за шагом он идет к цели, подтверждая
свой путь опытом. Таким образом, практический аспект йоги универсален.
Согласование разных концепций освобождения
Разные системы философии выдвигают разные концепции освобождения. Эти
различия нереальны. Видимые различия содержатся лишь в представлении проблемы,
это различия в забаве слов. Сообразно Патанджали Махариши, индивидуальная душа
в состоянии освобождения осознает себя и присутствует в своей изначальной форме.
Все представления о двойственности и множественности пропадают, но это не состояние
глубокого сна. Присутствует абсолютное осознание своего "Я". Это
переживание по природе недвойственно, безгранично, однородно, постоянно и осознанно.
Это блаженное состояние, желая санкхья и отрицается приписывать Пуруше какое-либо
качество и разговаривает, что освобождение – это просто состояние отрицания боли.
Это в точности подходит переживанию конечной Реальности у ведантиста.
Это подходит заканчивающему переживанию последователей иных систем. В
этом аспекте нет различия между раджа-йогой и буддизмом. Ибо сознательное
переживание "ничто" (о котором разговаривают шуньявади) – это то же самое,
что и сознательное переживание "всего" или сознательное переживание
"единства". Желая нигилист и не разговаривает о существовании сознания,
он подразумевает его в своем отрицании всех феноменов, основанном на самосуществовании.
Во всех случаях это переживание недвойственно, безгранично, однородно, постоянно,
сознательно и блаженно.
Оппонент может возразить: "Если освобожденный йог не воспринимает мир,
означает ли это, что мир рассеивается в воздухе?" Патанджали отвечает:
"Нет. Мир существует для иных душ, которым еще предстоит познать духовную
независимость". Патанджали – образцовый реалист. Он утверждает, что воспринимаемый
мир не является безусловно реальным, ибо мировосприятие пропадает, когда Пуруша
осознает себя. Однако, в то же время он не отрицает условной реальности
мира. Он дозволяет условную реальность мира, существующую для душ, которым
еще предстоит достичь духовных освобождения и независимости. Прямо или косвенно
это принято всеми системами философии, признающими условную реальность
рабства, желая некоторые идеалисты и пытаются вообще отрицать реальность мира.
Что такое рабство, как не временное восприятие мира? Это необъяснимое восприятие
мира индивидом может фигурировать в разных религиях под различными именами,
но оно формирует основу всех систем философии и йоги. Сама концепция освобождения
и метода его достижения основана на признании этого необъяснимого рабства.
Это рабство безначально, но оно завершается в освобождении.
В освобожденном состоянии пропадает даже представление об Ишваре, отделенном
от "Я", а вместе с ним и представление о Пракрити и ее таттвах.
Ишвара был необходим практикующему для того, чтобы ощутить свою изначальную
природу. Ишвару йоги можно уподобить растению нирмали, который принуждает
грязь оседать в воде, а затем и сам выпадает в осадок на дно сосуда. Ишвара
подсобляет практикующему искоренить все идеи двойственности и множественности,
и сам остается свободным от всякого контакта с Пурушей, покуда практикующий
наконец не воспримет свое изначальное "Я". Практически это означает,
что Ишвара пропадает из восприятия Пуруши. Ишвара системы йоги не является
органически связанным ни с Пурушей, ни с Пракрити.
Конечное Переживание по самой своей природе трансцен-дентно и присутствует
за пределами идеи и выражения. Мы можем только сказать, что это субъективное
нескончаемое осознание своей изначальной сущностной природы. Это единичное неделимое
сознанке, не противопоставленное сознанию двух, но сознание как оно есть в
самом себе. Поэтому мы можем сказать также, что трансцендентное переживание
– это переживание "ничто", ибо в этом состоянии ничего не воспринимается,
никакого объекта. Санкхья и йсга именует это знанием о различии Пуруши и
Пракрити, Веданта -знанием абсолютности "Я", теизм – достижением
Господа, буддизм – переживанием нирваны. Все концепции освобождения сходятся
в том, что это – состояние души, свободное от ограничений, боли и переселений.
Это высшая Свобода, и потому это обязано быть высшим Блаженством.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.