Раджа – йога
Введение
Глубокое устремление и проникновение в таинства жизни, поиск конечной
Реальности, интенсивное желание познать истину и эволюция практических методов
для ее реализации сочиняют основные необыкновенности наследия Бхаратаварши (Бхаратаварша
– древнее название Индии и прилегающих областей). Этот поиск истины и абсолютные
средства для ее удачного достижения – даршаны (философская система) и йога
садхана (практическая духовная методология) – являются вкладом Индии в сокровищницу
всего человечества. Йога предлагает средства освобождения человека из когтей
материи, возносит его над несовершенствами и ограничениями этого болезненного
мирского тщетного существования и дарует ему высшее переживание жизни, преисполненной
блаженства, света, знания и совершенства, являющегося его сущностной природой.
Йога – это наука, дающая человеку власть над его телом, разумом, и, в окончательном
счете, над всей природой.
Искусство йоги дошло до нас с незапамятных времен. Упоминания о йоге можно
найти в самых древних писаниях, таких, как Веды, Упанишады и большие эпосы.
В Рамайяне Тулсидаса и "Йога-Васиштхе" упоминается йог Кака Бхушунда,
мастер йоги и самьямы, который, благодаря своей особой способности, продолжал
жить в течение последовательных циклов и юг. Здесь мы видим указание на то,
что совершенство в йоге может дать способность победить ограниченность и рабство
медли, пространства и причинности. Целый раздел Махабхараты из семисот стихов,
сочиняющий Бхагавад Гиту, досконально озаряет разнообразие практики тоги для
переживания Истины.
Предыстория санкхьи и йоги
Системы санкхья и йога построены на единичной метафизической основе. Йога – это
практическая сторона санкхьи, акцентирующей в главном теоретический аспект
философского анализа и исследования. Косвенные указания на санкхью и йогу
можно найти в Ригведе. В Сукте Х.121 высказана мысль о том, что Бог создавал
из уже существующей материи. Нарадейя Сукта (Х.129) также выражает согласие
с позицией санкхьи, когда обрисовывает первоначальное "темное" состояние
вещей, содержащее зародыш проявления, желая эта Сукта и не останавливается
на различении санкхьи, поскольку Дух и его беспристрастная субстанция рассматриваются
как аспекты Абсолюта, который нельзя назвать ни существующим, ни не-сущес-твующим.
Однако, Ригведа не проводит конечного различия между миром и Господом, когда
утверждает, что Вселенная является телом Пуруши (Х.90). Эта Веда разглядывает
Пракрити и Пурушу как две фазы единичного Высшего, которое "дышит без дыхания".
В Ригведе есть ссылки на посты, аскетические практики и экстатические состояния
транса. В Гайятри-мантре мы обретаем упоминание о медитации на высший Свет.
Шветашватара Упанишад разговаривает, что санкхья и йога – это методы достижения
постоянного Существа. Катха Упанишад утверждает, что Пуруша превосходит Авьякту,
из чего мы можем заключить, что Авьякта постоянна, как и Пракрити санкхьи. Но
изначальное представление санкхьи о творении можно осмотреть в Катха Упанишад
(III. 10-11). Катха Упанишад советует практиковать йогу через контроль
чувств, ума и интеллекта. II глава Шветашватара Упанишад обрисовывает методологию
йоги. Мундака Упанишад упоминает составные доли практик ямы и ниямы (искренность,
аскеза и т.д.). В ней приводится такая иллюстрация: Пранава (ОМ) – это лук,
индивид – это стрела, йогическая медитация – цель.
Описание творения в первой главе Манусмрити подобно описанию санкхьи. В
шестой главе есть ссылки на метод йоги. В Ятидхармапракаране Яджнавалкья-смрити
отреченному человеку предписывается практика йоги.
Мокшадхарма Махабхараты (главы 306, 307, 320, 321) обрисовывает методы санкхьи
и йоги. В 321-ой главе сказано, что нет более большого знания, чем санкхья,
и нет более большой силы, чем йога. Эта два постоянных пути. В 321-ой главе Мокшадхармы
есть описание йоги, благодаря которой каждое следствие растворяется в его
непосредственной причине, и в окончательном итоге созерцается чистый Пуруша. Этот
Пуруша тождественен с Брахманом. Бхишма обговаривает дхарму, аскезы и иные
сочиняющие йоги. В 193-ей главе Бхишма дотрагивается процесса дхьяна-йоги. Анугита
также обращается к различению санкхьи между Пурушей и Пракрити и упоминает
о йогической медитации. Махабхарата в целом содержит очень детальные описания
как санкхьи, так и йоги, которых слишком много для того, чтобы здесь их перечислить.
Описания санкхьи и йоги из Бхагавад Гиты не нуждаются в представлении, они
очень хорогло знамениты. Йогавасиштха досконально разбирает практику йоги. Истории
Уддалаки и Какабхушунды разъясняют процесс йогической медитации через контроль
праны. История Бали объясняет метод достижения глубокого осознания без сомнений
(нирвикальпа самад-хи).
Санкхья, описанная в эпосе и Пуранах, не атеистична, все свои сокровенны она представляет
как грани высшей Сущности (Бхагавад Гита XV. 16,17). Веданта принимает практическую
сторону йоги, и можно сказать, что Веданта есть обновленное и усовершенствованное
прибавление санкхьи. Буддизм также принимает йогический метод практики. Сам
Будда практиковал йогу в обеих ее аспектах, то есть аскетизм и медитацию.
Буддийские тексты предписывают методы очищения и сосредоточения. Буддийская
система йогача-рана названа так, поскольку йога является ее составной долею.
Говорится, что первоначальным творцом классической йоги был сам Хираньягарбха.
Патанджали Махариши представил эту науку в определенной системе, названной
аштанга-йога или раджа-йога. Она формирует одну из шести классических систем
философии. Вьяса объяснил первоначальные афоризмы Йога Сутр Патанджали, и
в последующем они были разработаны в комментариях разумного Вачаспати Мишры и
в прославленных писаниях Виджананы Бхикшу.
Философия йоги
Йога, согласуясь с санкхьей, разговаривает о существовании вездесущей инертной Пракрити
и множественности вездесущего сознательного Пуруши. Йога признает и третий
принцип, Ишвару. Контакт Пуруши с Пракрити побуждает заключительную развиваться
в разных следствиях. Пуруша из-за отождествления с Пракрити и ством своей
изначальной природы и всегда остается самостоятельным и блаженным. В глубоком
осознании без сомнений все идеи растворяются раз и навсегда. Зёрна желаний
и впечатлений уничтожаются полностью – это нирбидж самадхи. Йог в этом высшем
состоянии утрачивает все наружное сознание, все осознава-ние двойственности
и множественности, он утрачивает даже представление о я" (асмита),
сохраняющееся в осознании без различения (асампраджната самадхи). Таково высшее
состояние, когда наблюдатель (Пуруша) утверждается в своей изначальной природе.
Концепция рабства и освобождения у Патанджали
Теория Патанджали Махариши о рабстве так же научна, как и его метод освобождения
из него. Пуруша, молчаливый и необеспокоенный созерцатель забавы Пракрити, который,
присутствуя в своей изначальной форме, независим и однороден, представляет себя
находящимся в отношениях с Пракрити и получающим удовольствие от забавы Пракрити.
Это неведение. Трансцендентальное осознание единства нарушается, и возникают
представления "я" и "ок". Это представление о "я".
Сознание Пуруши течет теперь вовне, к Пракрити, через ум и ум. Появляется
эго, отделяющее одно от иного, и ум начинает классифицировать переживания
как приятные и досадные. Так возникают симпатии и антипатии. Это рага-двеша,
привязанность и омерзение. Они усиливают отделенное существование человека,
и он цепляется за жизнь отдельного индивида. Это абхинивеша. Безнравственный круг
завершен. Это происходит и дальше, до тех пор, пока индивид не освободит себя
от переживания забавы пракрити. Это переживание природно проявляется в форме
вритти, возникающих в озере ума индивида. Когда эти колебания подавляются,
тогда цепь, связывающая Пурушу с Пракрити, разрывается, и Пуруша осознает
свою независимость.
Соответствие между этой классификацией и восемью сочиняющими явно. Яма
и нияма прокладывают путь. Асана и пранаяма дают индивиду возможность осознать
истину о жизни. Он может подняться над парами противоположностей. Он не цепляется
за индивидуалистичное существование. Ограниченное сознание искореняется. Пратьяхара
и дхарана выводят искателя за пределы привязанности и омерзенья. Дхьяна разрушает
эго, или чувство "мое". Наконец, в глубоком осознании без сомнений
покров неведения разрывается, и индивид освобождается.
Универсальность метода раджа – йоги
Сообразно иной классификации, освобождение индивида достигается благодаря
разрушению нечистоты ума (малы), устранению волнений ума (викшепа) и разрыву
покрова неведения (аварана). Раджа-йога подсобляет практикующему достичь и этого.
Яма и нияма устраняют нечистоту ума. Асана, пранаяма и пратьяхара усиливают
ум и делают его однонаправленным. Дхарана, дхъяна и самадхи устраняют покров
неведения и приводят к освобождению.
Все системы духовной практики, все йоги и школы йогического самовоспитания
сходятся в том, что для устремляющегося к самопознанию существенно необходимым
качеством является бесстрастие. Он обязан отказаться от удовольствия объектами.
Желание обязано быть разрушено, ибо именно желание вскармливает и питает ум.
Именно желание ежеминутно вызывает появление на поверхности озера-ума бесчисленных
волнений. Именно желание поддерживает индивидуальное существование. Именно
желание толкает Пурушу к удовольствию забавой Пракрити, и через это – к порабощению.
Когда желание разрушено, тогда Пуруша, присутствующий в состоянии глубокого осознания
(самадхи), в своей изначальной форме, осознает, что настоящее блаженство,
которого он разыскивал в объектах (пракрити), всегда присутствовало в нем самом, и что
счастье, доставляемое объектами, было его собственным ментальным порождением.
Таким образом, когда ум прекращает представлять ему объекты, он прекращает существовать.
Ибо что есть ум без колебаний (вритти)"! Ум без идеи – это вообще не
ум. Оковы разрушаются благодаря бесстрастию (вайрагъе).
Следующим существенным условием для освобождения является абхьяса – интенсивная
и продолжительная духовная практика. Благодаря своевременной практике успокоения
ума достигается абсолютное умственное равновесие. Сознание слой за слоем
очищается от волн. И по мере того, как слои становятся смирными, они раскрывают
человеку свое настоящее содержание. Тот, кто искренне практикует, получает
разные способности, священные видения и т.д. Патанджали Махариши предостерегает
садхаков (то есть тех, кто следует духовной практике) от блужданий в лабиринтах
сверхспособностей. Они могут потерять цель. Садхака обязан следовать к цели
без отклонений. Цель – кайвалья, или безусловная независимость. Практика обязана
длиться до тех пор, пока не останется никого, кто мог бы практиковать;
иными словами, пока не исчезнет эго, не рассеется неведение, и не закончится
восприятие двойственности и множественности.
Кроме того, даже основательные принципы раджа-йоги, а именно правильный
образ жизни и созерцание, являются основательными принципами почти всех
больших религий мира, а не только разных индусских систем астика и настика.
Буддисты и джайны великое значение придают практике ненасилия, искренности
и т.д., правильному образу жизни, правильному мышлению и правильному пониманию.
Сходственные каноны, существующие в иных религиях, например, в христианстве
и исламе, слишком хорошо знамениты, и нет необходимости цитировать их здесь.
Фактически, ни одна религия и секта в мире не станет одобрять неправедность
и умственное или нравственное беспутство. Патанджали Махариши строил свою йогу
не на каких-то вымышленных положениях или истинах. Он просто утвердил основательные
принципы, которые применимы ко всем, самостоятельно от религии или вероисповедания
устремляющегося. Даже восприятие двойственности и множественности как реального
возможно для устремляющегося, которому рекомендуется начать практику йоги самостоятельно
от его представлений о Господе, душе и мире. Шаг за шагом он идет к цели, подтверждая
свой путь опытом. Таким образом, практический аспект йоги универсален.
Согласование разных концепций освобождения
Разные системы философии выдвигают разные концепции освобождения. Эти
различия нереальны. Видимые различия содержатся лишь в представлении проблемы,
это различия в забаве слов. Сообразно Патанджали Махариши, индивидуальная душа
в состоянии освобождения осознает себя и присутствует в своей изначальной форме.
Все представления о двойственности и множественности пропадают, но это не состояние
глубокого сна. Присутствует абсолютное осознание своего "Я". Это
переживание по природе недвойственно, безгранично, однородно, постоянно и осознанно.
Это блаженное состояние, желая санкхья и отрицается приписывать Пуруше какое-либо
качество и разговаривает, что освобождение – это просто состояние отрицания боли.
Это в точности подходит переживанию конечной Реальности у ведантиста.
Это подходит заканчивающему переживанию последователей иных систем. В
этом аспекте нет различия между раджа-йогой и буддизмом. Ибо сознательное
переживание "ничто" (о котором разговаривают шуньявади) – это то же самое,
что и сознательное переживание "всего" или сознательное переживание
"единства". Желая нигилист и не разговаривает о существовании сознания,
он подразумевает его в своем отрицании всех феноменов, основанном на самосуществовании.
Во всех случаях это переживание недвойственно, безгранично, однородно, постоянно,
сознательно и блаженно.
Оппонент может возразить: "Если освобожденный йог не воспринимает мир,
означает ли это, что мир рассеивается в воздухе?" Патанджали отвечает:
"Нет. Мир существует для иных душ, которым еще предстоит познать духовную
независимость". Патанджали – образцовый реалист. Он утверждает, что воспринимаемый
мир не является безусловно реальным, ибо мировосприятие пропадает, когда Пуруша
осознает себя. Однако, в то же время он не отрицает условной реальности
мира. Он дозволяет условную реальность мира, существующую для душ, которым
еще предстоит достичь духовных освобождения и независимости. Прямо или косвенно
это принято всеми системами философии, признающими условную реальность
рабства, желая некоторые идеалисты и пытаются вообще отрицать реальность мира.
Что такое рабство, как не временное восприятие мира? Это необъяснимое восприятие
мира индивидом может фигурировать в разных религиях под различными именами,
но оно формирует основу всех систем философии и йоги. Сама концепция освобождения
и метода его достижения основана на признании этого необъяснимого рабства.
Это рабство безначально, но оно завершается в освобождении.
В освобожденном состоянии пропадает даже представление об Ишваре, отделенном
от "Я", а вместе с ним и представление о Пракрити и ее таттвах.
Ишвара был необходим практикующему для того, чтобы ощутить свою изначальную
природу. Ишвару йоги можно уподобить растению нирмали, который принуждает
грязь оседать в воде, а затем и сам выпадает в осадок на дно сосуда. Ишвара
подсобляет практикующему искоренить все идеи двойственности и множественности,
и сам остается свободным от всякого контакта с Пурушей, покуда практикующий
наконец не воспримет свое изначальное "Я". Практически это означает,
что Ишвара пропадает из восприятия Пуруши. Ишвара системы йоги не является
органически связанным ни с Пурушей, ни с Пракрити.
Конечное Переживание по самой своей природе трансцен-дентно и присутствует
за пределами идеи и выражения. Мы можем только сказать, что это субъективное
нескончаемое осознание своей изначальной сущностной природы. Это единичное неделимое
сознанке, не противопоставленное сознанию двух, но сознание как оно есть в
самом себе. Поэтому мы можем сказать также, что трансцендентное переживание
– это переживание "ничто", ибо в этом состоянии ничего не воспринимается,
никакого объекта. Санкхья и йсга именует это знанием о различии Пуруши и
Пракрити, Веданта -знанием абсолютности "Я", теизм – достижением
Господа, буддизм – переживанием нирваны. Все концепции освобождения сходятся
в том, что это – состояние души, свободное от ограничений, боли и переселений.
Это высшая Свобода, и потому это обязано быть высшим Блаженством.