Навигация > Главная > Йога в десяти уроках > Приложение 1 (Замечания и разъяснения)

Приложение 1 (Замечания и разъяснения)


Прибавленье 1 (Замечания и объяснения)

Можно ли обойтись без гуру?

Многие испытывают робость, когда им предстоит познакомиться с тайнами
йоги самостоятельно, без поддержки инструктора, так именуемого гуру.28
Нельзя сказать, что они виноваты. Желая великая часть йоговских поз не представляет
опасности, но все же глупая система занятий и неумеренность могут испортить
даже здоровому человеку. Что же тогда сказать о больных? Те, кто страдает
заболеваниями легких, почек, сердца, печени и прочими сходственными хворями,
обязаны относиться к йоге с мудрой — но не чрезмерной — осмотрительностью. От
некоторых поз, а также от некоторых дыхательных упражнений им придется отказаться
и ограничиться теми асанами, которые, как показывает практика, не представляют
опасности для общего состояния. «Опыт показывает,—говорит Йесудиан («Спорт
и йога», стр. 130),— что тот, кто желая бы в малой ступени обращает внимание
на реакции собственного организма, вскоре начинает инстинктивно ощущать,
какие упражнения идут ему на выгоду, а какие вредят». Это замечание весьма
компетентного мастера йоги обязано ободрить трусливых. Оно не означает, что пребывание
опытного инструктора посещает в тех или иных случаях лишним. Но не следует
относиться к инструктору, как к доктору, с которым вы то и дело консультируетесь
и который, так сказать, замеряет ваш пульс на каждом занятии.

Есть такие, кто нуждается в надзоре, и надзоре очень пристальном (о молодых
людях и больных я поговорю позже), но большинство мудрых мужчин и уравновешенных
женщин могут взяться за занятия с хорошим учебником в руках. При этом, правда,
придется очень требовательно следовать всем инструкциям. Свами, индийские мастера,
провозглашали обычно, что йогу — их йогу — европейцы могут освоить только
под присмотром знающего гуру. В наши дни это не так. Йога в Европе была испытана,
и оказалось, что она доступна многим; разумный подход и практика позволили
выбрать те упражнения, которые — при условии, что воспитанник точно следует инструкциям
и соблюдает должный ритм — действительно не представляют опасности. Взявшись
за учебник, вы обязаны усвоить твердое управляло: ни в чем не отходить от содержащихся
в нем предписаний. Если речь идет об уроках или «курсе», рассчитанном на определенное
число недель, не проявляйте торопливости. Необыкновенно это дотрагивается ритмического
дыхания и контроля за дыханием, потому что попытка бегать, не выучась ходить,
может привести к опасным последствиям: опасным нарушениям биологического ритма
и даже катастрофическому распаду психической структуры.

Однако учебники, предусматривая очень многое, не могут предусмотреть все.
Даже самые разумные из адептов сталкиваются со случайностями, когда происходит
высвобождение некоторых видов энергии; наступает внутренний кризис, а в учебнике
не находится ни объяснения, ни средств, чтобы с ним справиться. В таких случаях
хочется полагаться, что там и сям будут формироваться кружки и братства, чтобы
занимающиеся йогой имели возможность встретиться, поделиться опытом и найти
если не мастера, то более продвинутого адепта, чтобы обращаться к нему за
советом и ободрением.

Теперь разрешите мне возвратиться к вопросу о молодежи и больных. Часто я слышу
вопрос: «С какого возраста, по вашему воззрению, можно начинать занятия йогой?»
Я отвечаю: «Как только ребенок или юноша начнет разуметь, что йога
это не набор эффектных трюков, а упорные занятия». В двенадцать? Может быть.
Пятнадцать или шестнадцать? Без сомнения! Если отец и мать сами являются последователями
йоги, они станут учителями сына или дочери. В школах, гимназиях и иных учебных
заведениях, даже в центрах переобучения можно добавить ряд йоговских упражнений
к обычному курсу физкультуры — вначале одно-два упражнения, затем больше.
Йога столь благотворно влияет на формирование личности, что было бы жаль лишать
юношество связанных с нею неоценимых превосходств. Однако необходима осмотрительность.
Существует риск, что в опьянении от первых успехов молодой человек увлечется
и потеряет чувство меры (необыкновенно в отношении дыхательных упражнений). Средством
от этого может послужить творенье йоговских клубов, где будут проводиться
общие занятия под руководством «бывалого» адепта. Воспитанники обязаны также
иметь возможность доверительно побеседовать с кем-нибудь (не непременно священником)
о том, как отражается йога на их нравственном, и даже физическом состоянии.

Что дотрагивается монастырей, то трудно себе представить в наши дни настоятеля
или настоятельницу, которые бы ничего не знали о йоге. После поступления в
монастырь кандидат, занимавшийся в миру йогой, обязан иметь возможность без
помех продолжать свои занятия, но не на виду у иных монахов. Подчеркну снова,
что необходима осмотрительность: пример заразителен, и у того, кто пользуется
связанными с йогой благами, быстрее всего, возникнет обольщение поделиться этими
превосходствами с теми, кто в них нуждается. Настоятель или руководитель послушников
может проявить понимание и разрешить занятия йогой, но в то же время следует
позаботиться о том, чтобы адепты йоги не сделали себя в монастыре «особой
кастой»… Мне знамениты аббатства, где молодым монахам, желающим практиковать
йогу, предоставлены смирные комнаты, защищенные от любопытных глаз. Этими
помещениями можно пользоваться только в определенные часы. Время от медли,
в ходе — или по случаю — общего занятия какой-нибудь опытный адепт, для
блага остальных, кратко повторяет ряд верховодил, подсобляющих проводить занятия
мудро и с выгодой.

С больными дело обстоит труднее. Люди с больным сердцем не могут заниматься
йогой. Однако мне знаменито несколько случаев, когда в результате умеренной,
но постоянной практики больные веско поправляли свое здоровье. Легочные
больные, находящиеся на пути к выздоровлению, найдут, что занятия с постепенно
нарастающей нагрузкой оказывают немалое стимулирующее воздействие как на физичеекий
организм, так и, в необыкновенности, на дажику. Больные с нарушениями в области
костной структуры, прежде всего позвоночника, обязаны соблюдать крайнюю осмотрительность
при исполнении «обратных» поз («Столб», «Свеча» и «Плуг»). В целом, любое
органическое и функциональное нарушение требует знаменитой сдержанности, но
не полного отказа от йоги. Советам докторов нужно следовать, однако желанно,
чтобы доктора знали йогу и умели давать пациентам подходящие рекомендации.

Собственно разговаривая, как больные, так и здоровые обязаны руководствоваться следующими
правилами: «Умеренность, осторожность; постепенное посвящение; делать немногое,
но правильно; скрупулезно следовать учебникам; в случае необходимости обращаться
к опытному, знающему гуру». Можно полагаться, что таких людей будет становиться
все больше.

Мы можем сказать…

В отдельных, очень редких случаях лекарство оказывается хуже, чем хворь.
Те упражнения, которые по самой своей природе призваны удерживать более или
менее преждевременные проявления сексуальности, могут, на ранней стадии занятий,
стать невольной причиной абсолютно обратного феномена (сильной эрекции или
даже извержения семени).29 Воспитанник может отнестись к этим неожиданным
эффектам мудро, то есть как к случайностям, которые ничего не означают (и,
окончательно же, не содержат в себе греха — сходственно тем, что происходят во время
плавания, верховой езды или даже, например, принятия ванны) и вскоре перестанут
повторяться; у иного же этот не лишенный приятности сюрприз может вызвать
угрызения совести, а за ними — или даже вместо них — скрытое удовольствие.
Не стоит, однако, преувеличивать опасность сходственных происшествий. Таким образом,
если молодой человек, который мастурбирует, обращается к нам за советом, спросим
его, к чему он устремляется: с поддержкою примитивных средств восполнить недостающее
организму равновесие или серьезно заниматься йогой. Если он выберет второе,
ободрите его, но помните, что он, возможно, нуждается в более или менее требовательном
присмотре.

В этой области не существует установленных или универсальных верховодил. Тем
не менее, тому, кто питает нездоровую нелюбовь к телу или к сексуальности
вообще, не стоит заниматься йогой. Йога злобна к сходственного рода патологическим
тенденциям. Она не подсобляет — по крайней мере, на ранней стадии занятий—излечиться
или избавиться от них.

Оккультные силы (см. стр. 81)

Кто из мастеров мольбы не предуведомлял своих воспитанников, что существует опасность
спутать некоторые явления, некоторые побочные продукты мольбы (экстаз, внушенные
воспоминания, духовную эйфорию) с самой молитвой? И скольких псевдомистиков
довели до беды поиски экстатических и паранормальных феноменов, которые являются
природными, желая и нечастыми, спутниками некоторых видов молитв и медитаций.

Учителя йоги, как управляло, не уступают христианским наставникам в благоразумии
и осторожности, когда речь идет о некоторых вызываемых йогой феноменах,
в первую очередь об оккультных способностях, которые, бесспорно, появляются
у адептов, лишне приверженных отдельным упражнениям, в необыкновенности мудрам
(символическим позам, в которых йоги присутствуют часами). Сказать, что разумны
безобидны, означает не сказать всей правды; эти* упражнения, благотворные, если
подходить к ним с мудрой умеренностью, в традиционной, индийской йоге имеют
целью ни много ни малюсенько полностью перевернуть функционирование жизненных сия,
поломать (маршрутом изменения психосоматической структуры) природное состояние
человека. Неподвижность тела водит, при определенных условиях, к стабильности
души. Контролируемое и ритмическое дыхание способствует ясности мышления.
Концентрация трепирует и усиливает интеллект. Но если исполнять эти упражнения
в требовательном соответствии с правилами йоги, то есть часами, покоряя им всю свою
жизнь, то за ними последует настоящее онтологическое преображенье, свобода
от обычных жизненных законов, которая, как нам сказали, означает «переход
в иное состояние»; человек помирает для мира природного, «руководимого законом
необъятной причинности» и «возрождается в случайном мире, то есть для
существования свободного и ни от чего не зависимого» (сравни Э.Эяиаде «Опыт
чувственный и опыт фантастический у примитивных народов», в «Кармелитском обозрении»,
1954, стр. 89). Если такие упражнения не приводят к безумью, то только
благодаря гуру. Мудрое планирование, а также постепенная подготовка к каждому
занятию (которая включает в себя воздействие на ум и биологию с поддержкою приемов,
учитывающих конституциональные необыкновенности индийцев) подсобляют воспитаннику войти
в трансцендентное состояние не сразу, а шаг за шагом. Обычные жизненные проявления
не подавляются и не сублимируются — они преобразуются. К образцу, йог не только
контролирует свою сексуальную энергию, но и способен остановить выделение
спермы. Йоги утверждают, что способны «вернуть семя к его источнику», разумея
при этом возвращение продукта семенных желез в кровь. Реабсорбция доли семенной
жидкости — феномен, происходящий самопроизвольно и невольно в организме
каждого непорочного мужчины; йоги сознательно используют этот феномен и
утверждают, что способны вызывать его усилием воли. Это факт. Известен также
еще один феномен, совсем иного характера: умение контролировать свой пульс,
произвольно ускорять его и замедлять, и даже делать его совеем неощутимым.

Эти паранормальные способности (вкупе с иными, еще более дивными
— к образцу, с ясновидением, чтением идей, магическим жаром, вездесущностью)
не являются самоцелью — задача йоги абсолютно иная. Самое большее, они являются
знаком — знаком смерти и нового рождения. Под смертью понимается конец непросвещенного
и ограниченного существования, обусловленного миром иллюзий («майи») и связанного
комплектом желаний и потребностей, которые в совокупности сочиняют человеческое
«я» («я» ем, «я» пью, «я» почиваю, «я» иду, «я» люблю и т.д.); новое рождение
— это начало особой, сверхъестественной жизни, характерные черты которой
— свобода, независимость от наружных обстоятельств и обостренное понимание
собственной сущности — а она есть «Бог, который мне ближе, чем я сам», как
мог бы сказать истинный последователь йоги.

Однако и в Индии, и за ее пределами действительно наблюдается опасное тяготение
йоги к сидхи, оккультным мощам. Самые разумные гуру, отклоняя иллюзии факиризма
и магию тантры, все же, не устояв перед обольщением, объявляют развитие оккультных
способностей положительным плодом занятий йогой. Вот что разговаривает Йесудиан
(в «Спорте и йоге», стр. 175):

«Западная медицинская наука установила, что в человеческом мозгу имеются
некие сердитые центры, которые большинство людей не использует. Эти центры
погружены в спячку, и медицина до сих пор не смогла объяснить, для чего они
предназначены. Однако они хорошо знамениты индийским йогам, которые, благодаря
тысячелетним исследованиям своих предшественников, умеют их разбудить и заставить
действовать. Все йоговские упражнения (в необыкновенности «Столб» и «Свеча»), желаем
мы того или нет, направлены на стимуляцию этих центров и одаривают нас возможностями,
о которых мы обычно даже не подозреваем…

К числу этих возможностей относятся телепатия, ясновидение, знание прошлого
и будущего и прочие свойства, которые мы именуем «оккультными». Их приобретает
всякий, кто серьезно занимается хатха-йогой. В этом может убедиться даже и
скептик, если не пожалеет медли и труда для развития в себе этих сердитых
центров».

Нет причин волноваться, если христианский йог обретет повышенную интуицию,
проницательность, если он будет изумлять окружающих силой своей памяти или
беспредельностью выдержки, если даже у него временами будут проявляться некоторые
паранормальные способности (о себе скажу, что у меня иногда приключались необычные,
очень любопытные предчувствия, как бы предостереженья). Но если эти побочные
результаты занятий доставляют адепту удовольствие, если цель его устремлений
именно в них — тогда дело иное. Тогда его намерения нечисты и не приведут
ни к чему, кроме горького разочарования.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.