Аштанга – Бауддха – йога
(буддизм)
Благородный восьмеричный путь
Преодоление желания (танха), или жажды чувственного удовольствия (тришна)
может быть достигнуто добропорядочным восьмеричным маршрутом, а именно:
1. Правильным представлением, то есть правильным пониманием правильных взглядов;
2. Правильным стремлением;
3. Правильной речью;
4. Правильным поведением или правильным действием;
5. Правильным образом жизни;
6. Правильным исключением;
7. Правильным вниманием или бдительностью;
8. Правильным сосредоточением или медитацией.
Восьмеричный добропорядочный путь идеален для достижения нирваны в этой жизни.
Будда указывает на шилу, или порядочное поведение, как на отправную точку
подъема к высшим стадиям медитации и мудрости.
Будда особое внимание уделяет образу жизни. Он предостерегает от двух крайностей
– потворства себе и самоуничижения – и предписывает Срединный путь.
Господь Будда сказал: "О затворники, существует Срединный путь меж двух
крайностей, найденный Татхагатой, путь, на котором раскрываются глаза, и прибывает
понимание, который водит к умиротворению ума, к высшей мудрости, к полному
просветлению, к нирване".
Что такое Срединный путь? Это добропорядочный восьмеричный путь, который заключает
в себе весь этический кодекс Будды.
(1) Правильные взоры или правильные представления (сама – дришти)
Правильный взгляд – это правильное понимание. Отвержение всех некритических
убеждений, предрассудков и искаженных представлений является правильным взглядом,
правильным представлением или правильным пониманием. Интеллект обучается видеть
вещи в их надлежащей перспективе. Правильное понимание приводит к правильным
стремлениям, то есть к высоким и чистым стремлениям к отречению, милосердию
и доброте. Правильное знание о существовании мучений, об их источнике, прекращении
и пути к освобождению от мучений сочиняют правильное понимание.
Правильные взоры необходимы для успеха в любых усилиях. От ошибочных взоров
следует очиститься. Если фундамент заложен как следует, все здание будет надежным
и устойчивым. Вы можете обрести правильные взоры, только если освободитесь
от предубеждений. Недостаток правильных представлений был причиной религиозных
гонений, непонимания и свар в мире.
(2) Правильное стремление (сама-самкалъпа)
Правильное стремление водит к достижению нирваны. Правильное стремление состоит
в удержании цели перед мысленным взглядом и попытки достичь нирваны, или состояния
совершенства, в котором будет положен конец всем мучениям, печали и боли.
Правильное стремление обязано быть усилено отречением ото всех чувственных
удовольствий и развитием бесстрастия. Правильное стремление – это правильное
ментальное отношение, участие и бескорыстие.
(3) Правильная речь (сама-вача)
Правильная речь содержится в искренности, в произнесении благих, любящих
слов и в отказе от сплетней, ругани, злословия и порожний болтовни. Будда сказал:
"Пусть никто не провоцирует лжи и не одобряет произносящих ложь".
Слова, сказанные в надлежащий момент, сопровождаемые доводами, выдержанные
и осмысленные – это правильная речь. Ее противоположность порождает в этом
мире свары и несчастья. Учиться правильной речи главно для каждого. Дисциплина
речи – это аскеза.
(4) Правильное деянье (сама – камманта)
Правильное деянье состоит в отказе от покушения на жизнь, воровства, прелюбодеяния
или преступных половых связей и употребления алкоголя. Будда ставил акцент
на половой чистоте. Монахам рекомендовалось удерживаться от идей, разговоров
или деяний, связанных с сексом. Служение бедным и больным, все положительные
благие дела и доброта вообще сочиняют правильное деянье.
(5) Правильный образ жизни (сама – аджива)
Правильный образ жизни состоит в том, чтобы зарабатывать себе на существование
правдивыми и добропорядочными средствами. Нечестного существования следует всячески
избегать. Зарабатывать на жизнь нужно в поте личика. Будда просил своих последователей
избегать четырех видов торговли – торговли оружием, живыми созданьями, мясом
и опьяняющими напитками. Следует отказаться и от охоты.
(6) Правильное исключение (сама – въяяма)
Правильное исключение состоит в том, чтобы не дозволять в ум дурные идеи,
искоренять уже возникшие, или ставшие обыкновенными, взращивать благие идеи
и благие состояния ума, усиливать уже возникшие благие идеи. Отклонять зло
и развивать добродетель – это есть правильное усилие. Правильное исключение
– это постоянное усилие и самопроверка, самоанализ и самоконтроль.
(7) Правильное внимание (сама – сати)
Правильное внимание служит развитию качества осознания. Оно содержится в
сохранении постоянного самообладания, в неподверженности желаниям, отступничеству
или забвению. Сознание сосредоточено на нирване, все чувства и все ощущения
отвергнуты. Правильное внимание – это бдительность. Ваши глаза обязаны быть
широко открыты, чтобы вы сумели получить правильное впечатление и сопутствующее
ему благо, а также отвергнуть то, что пагубно или вредно.
(8) Правильное сосредоточение (сама – самадхи)
Правильное сосредоточение, правильная медитация, или правильное самадхи –
это верная ориентация ума в четырех медитациях. Благодаря правильному самадхи
исполняются четыре просветления и достигается нирвана в абсолютном сознании.
Для достижения нирваны эта ступень безусловно необходима. Это высшая стадия
развития буддийского пути жизни, на котором человек осознает постоянный покой
нирваны. Это некая форма культуры мышления, дающая возможность развить тайные
духовные силы с тем, чтобы реализовать абсолютное знание.
Существует восемь ступеней на жизненном пути, представленных Богом Буддой,
которые истребляют всякого рода мучения и водят к достижению нирваны, или
освобождения. Взращивание и утверждение этих восьми позитивных идеалов в обыкновенном
образе мышления сочиняет архатство, буддийский идеал жизни. Добропорядочный
восьмеричный путь разрушает вожделение, гнев, жадность, злобность, иные
недостатки и очищает сердце. Затем нисходит Бодхи, или просветление, приносящее
абсолютный постоянный поксй, постоянное блаженство и бессмертие.