Теории памяти 1. Два теоретических вопроса
В психологии памяти, наряду с эмпирическими исследованиями, всегда стояла необходимость проведения обобщающей теоретической работы для осмысления необыкновенностей отдельных явлений памяти и их соединения в единичное понятие.
Фактический материал по памяти неподражаемо ставил два вопроса, которые с точки зрения понятия памяти имели главное теоретическое значение и ответ на которые может носить только лишь гипотетический характер. Один вопрос дотрагивается ряда факторов памяти, указывающих на то, что любое впечатление с момента восприятия до момента его репродукции каким-то образом сохраняется так, что в течение всего этого медли его не видно, то есть оно имеет период тайного, или так нарекаемого латентного, существования. Вопрос дотрагивается именно этого: как и в каком виде существует впечатление в течение этого тайного периода? Тот факт, что оно действительно продолжает существовать, сомнения не вызывает, иначе его появление в момент репродукции было бы абсолютно непонятным.
Второй вопрос не носит столь общего характера, как первый; он дотрагивается формы условно развитой, психической памяти и подразумевает следующее бесспорное обстоятельство: при репродукции мнемического представления, когда мы что-либо узнаем, вспоминаем или припоминаем, мы внутренне убеждены, что не заблуждаемся, что наше воспоминание дотрагивается именно того, что нужно. На высшей ступени своего развития это внутреннее убеждение проявляется в виде развернутого суждения — то, что сейчас является предметом воспоминания, есть то, что мы когда-то восприняли. Одним словом, вспоминая что-либо, мы обычно и переживаем это, то есть беспристрастному деянию памяти сопутствует и переживание того, что работает именно память, то есть память переживается как таковая.
Естественно возникает вопрос: что лежит в основе этого? Каким образом предмет репродуцированного содержания, то есть что вспоминается сейчас, отождествляется с предметом прошлого восприятия? Как происходит эта идентификация? Что лежит в основе внутреннего убеждения, сопутствующего этой идентификации?
Любая более или менее удовлетворительная теория памяти обязана учитывать эти два вопроса, но при этом ответ на них обязан основываться на единичном принципе.