Персеверация 1. Понятие персеверации
Одной из простых и генетически ранних, но уже условно продвинутых форм проявления памяти является так нарекаемая персеверация.
Что такое персеверация? Ответ на этот вопрос дает следующий пример: иногда человеку как бы набивается какое-то слово или мелодия, все время расступаясь у него в голове. Он может быть занят очень серьезной работой, даже с увлечением исполнять ее, но, тем не менее, избавиться от этого слова или мелодии ему не удается. Персеверацией величаются именно такие назойливые переживания.
Посмотрим, что представляет собой данное переживание. Абсолютно явно, что для его происхождения необходимо, чтобы когда-то в прошлом, желая бы единожды, мы его испытали, то есть услышали или прочли это слово, слышали эту мелодию. Следовательно, персеверация подразумевает возрожденье, возрожденье какого-то переживания; ранее пережитое восстанавливается и в течение какого-то медли не выходит из ума.
Это переживание может быть испытано только что, но почему-то не исчезает; например, употребив какое-то слово, продолжаешь его повторять, причем иногда весьма некстати. А посещает и так, что даже не помнишь, когда испытывал это переживание, но оно вдруг проявилось и навязалось.
Примечательно во всех этих случаях то, что причина и смысл персеверативных переживаний абсолютно непонятны. Субъект явственно переживает их бессмысленность, а иногда и грубое несоответствие с ситуацией. Однако он абсолютно беспомощен — персеверация фактору воли не покоряется, возникая и пропадая спонтанно. В этом неподражаемо явственно проявляется ее примитивный характер.
2. Персеверация как представление
Персеверативное переживание представляет собой возрожденье некогда актуального переживания, и в этом смысле его действительно следует считать представлением. Но в нем абсолютно отсутствует момент медли — персеверативное переживание ничего не разговаривает о том, испытывали ли мы в прошлом сходственное переживание, а если да, то когда. В этом отношении персеверация по своему уровню ничем не превосходит ни переживание продолжительности, ни, тем более, эйдетический образ.
Но превосходство персеверативного переживания перед этими заключительными состоит в том, что оно представляет собой истиннее представление. Здесь впервые ранее пережитое восстанавливается в виде представления, ведь до сих пор оно входило в актуальное переживание истинного. В этом отношении персеверация, окончательно, более недалёка к высоким формам памяти, нежели осмотренные выше формы. Однако только в этом отношении.