Навигация > Главная > Возрастная и педагогическая психология > ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА


ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

В начале этой главы вы познакомились с разнообразием подходов к возрастной периодизации взрослого человека. Напомним, что границы эти весьма условны, условны: наступление новой фазы в развитии человека определяется комплексом социальных и биологических причин и зависит от конкретных социально-экономических условий индивидуального его развития. Есть и такие обозначения границ: от 17—18 до 55 лет для женщин, до 60 лет для мужчин (т.е. верхняя граница в нашей стране определяется выходом на пенсию). С учетом нашей исходной позиции и с целью более дифференцированного подхода в характеристике главных ступеней жизненного пути личности мы остановимся на рассмотрении периода взрослости в границах 25-30-40-45 лет.

В связи с возрастанием роли психологического фактора в современном производстве все более повышаются требования к необыкновенностям психического развития взрослого человека. В условиях постоянного образования, которое исполняется не только в школьный период, но и на протяжении всей последующей жизни человека, контингент взрослых людей тоже вовлечен в процесс обучения. Повышение требований к интеллекту взрослого человека, к его мобильности и способности постоянно обучаться происходит в условиях технического перевооружения производства, появления новых профессий, громадного роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности.

Каковы же возможности человека в период взрослости? Многочисленными исследованиями установлено, что в различные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций. Так, наиболее высокая ступень восприимчивости социального и профессионального опыта отмечается в пору от 18 до 25 лет. В эти годы происходят наивеличайшие изменения в интеллектуальных функциях. Это свидетельствует о подвижности и гибкости взаимосвязей между памятью и вниманием. В 26-29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление. Это связано с резкой перестройкой личности: определяются жизненные позиции, меняется положение человека в семье, в трудовом коллективе. В 30—33 года опять наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций – памяти, мышления и внимания, которое снижается к 45 годам. Затем быстрота приема информации, ее переработки и реакции на нее, интенсивность внимания, а также эмоциональная уравновешенность и иные психологические показатели понижаются.

Как было отмечено Б.Г. Ананьевым, интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от двух факторов: внутренним фактором является одаренность человека, наружным – образование. Образование противостоит старению, затормаживает его процессы. Следует учесть, что до 35 лет происходит становление целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности человека; в период между 26 и 35 годами повышается интегрированность межфункциональной системы; а в период между 35 и 46 годами под воздействием усиливающейся жесткости связей между функциями и их показателями происходит снижение возможностей новообразований. Это творит противоречие, выражающееся в том, что сохраняется высокая интеллектуальная активность и продуктивность в обыкновенных условиях профессиональной работы и вместе с тем возникают серьезные затруднения в овладении новыми видами деятельности. Поэтому подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации тружеников, творенье на производстве системы постоянного образования кадров — главные условия профессионального и интеллектуального развития человека. Существенное значение имеют время и форма приобретения тружеником среднего и высшего образования. Продолжительность обучения влияет на закрепление человека за определенной профессией, рост его квалификации, возможности перепрофилирования, способствует формированию активной жизненной позиции и т.д. Для взрослого главным видом деятельности становится профессиональная. Обучение отодвигается на второй план, профессиональный опыт формируется и накапливается в сфере непосредственно практической преобразовательной деятельности. На разных этапах взрослости отношение к обучению меняется (что вполне природно), но зависимость этого отношения от водящего вида деятельности (трудовой) сохраняется. Именно профессиональная деятельность формирует потребность взрослого в знаниях (неподражаемо в современных условиях жизни), его познавательные интересы и запросы, цели и мотивы. Если человек принимает решение о продолжении образования, то у него появляется сильный источник углубления и совершенствования положительного отношения к образованию. Положительный мотив, в свою очередь, оказывает существенное воздействие на жизненную позицию личности, программу ее деятельности и перспективные планы, становится неотъемлемой долею многостороннего и трудного процесса самосовершенствования психики человека. Профессионалы в области анализа стимулов и мотивов образования взрослых обращают внимание на необходимость осознания человеком нескольких групп противоречий:

* диспропорция между нужным для данной квалификации и реальным уровнем знаний;

*       противоречия между реальным уровнем знаний и необходимым для освоения социальных условий деятельности, социальных отношений, социально одобряемых норм поведения;

*       противоречия саморефлексивного характера, обусловленные, с одной стороны, стремлением лучше и глубже разобраться в себе, с иной — недостаточно развитым механизмом рефлексивного контроля, недостаточным знанием самого себя;

*       противоречия между уровнем знаний человека и новыми проблемными познавательными задачами, которые выдвигаются не только нуждами практики, но и самим человеком (перед взрослым достаточно часто стоит задача самовоспитания и самоперевоспитания, самопрограммирования психики в целом и т.п.).

Развитие человека в период взрослости определяется сменой главных видов деятельности, прежде всего профессиональной. Именно в этот период наиболее полно выражено формирование человека как субъекта познания, обшения и труда. Современное сообщество ставит перед взрослым человеком задачу постоянного совершенствования своих знаний и профессионального мастерства, расширения сферы общения. Структурные изменения субъекта деятельности в его разных проявлениях описывают различные фазы его развития — подготовительную, старт, кульминацию и финиш. Период взрослости характеризуется независимостью от родителей в экономическом отношении. Новый статус складывается из многообразия прав и повинностей человека в разных сферах жизни и деятельности, в сообществе, на работе, в собственной семье; наступает консолидация социальных и профессиональных ролей. Если в период юности актуальным был поиск любимого человека, верных приятелей, проблема творения семьи, усиливалась установка на превосходные жилищные условия, материальную обеспеченность, то в период взрослости (неподражаемо на первом ее этапе, в 26—30 лет) жизненные планы приобретают иной характер, поскольку большинство людей уже имеет свою семью. В указанной возрастной группе усиливается забота о хороших жилищных условиях, о правильном воспитании детей, наряду с задачами, связанными с получением занимательной работы, повышением квалификации, образования. Таким образом, в зависимости от изменения социального положения происходят и изменения содержания жизненных планов. А внутренней основой возрастной динамики жизненных планов являются изменения в системе субъективных ценностей личности, которые, в свою очередь, складываются в результате усвоения, интериоризации общественных ценностей и собственной социальной активности. (Если для рабочих старшего возраста более высокое мотивационное значение имеют санитарно-гигиенические условия работы, техника безопасности, оборудования и пр., то для молодых рабочих более означаемыми могут являться, например, отношения с администрацией, связанные с социальной и профессиональной адаптацией; для ученых с ясно выраженным творческим складом личности отличительна четкая мотивация в виде интеллектуальной потребности, которая может меняться в зависимости от достижений, продуктивности деятельности, но в основе сохраняется доминирующей.)

Анализ периода взрослости не будет полным без желая бы короткой характеристики различий психологии полов. А поскольку водящей деятельностью взрослых является трудовая, профессиональная, то, по всей видимости, знание различий в психологии мужчин и женщин может быть весьма полезным. Исследованиями установлено некоторое превосходство мужчин в пространственной и временной ориентации, в понимании механических отношений и в математических рассуждениях. Женщины превосходят мужчин в ловкости рук, в быстроте восприятия, в счете и беглости речи, в запоминании различного материала. Среди главных личностных черт у мужчин в большей ступени выражены агрессивность, мотив достижения, эмоциональная стабильность, а у женщин, как верховодило, социальная ориентация. В процессе развития у мужчин более устойчивыми оказываются такие черты, как интеллектуальные интересы, изменчивость настроений, готовность свыкнуться с неудачей, высокий уровень притязаний, а у женщин – настойчивость, эстетическая сочувственность, жизнерадостность, желание дойти до пределов вероятного. Сопоставляя мужчин с теми, какими они были в 13-14 лет, отечественный психолог И.С. Кон выделяет следующие типы развития их личности. Мужчины, отличавшиеся в 13—14 лет от ровесников надежностью, продуктивностью в работе, честолюбием, превосходными способностями, широтой интересов, самообладанием, прямотой, дружелюбием, философским складом ума и сравнительной удовлетворенностью собой, сохранили эти свойства и в 45-летнем возрасте. Такие люди высоко оценивают независимость и объективность, имеют высокие показатели по интеллектуальной эффективности, чувству благоденствия. Вспыльчивые мужчины со слабым самоконтролем, с присущей им импульсивностью и непостоянством, склонностью драматизировать свои жизненные ситуации, непредсказуемостью поведения, частой сменой работы и т.д., как верховодило, растут из подростков, для которых были отличительны бунтарство, любовь к опасным поступкам и предрасположенность к отступлениям от принятого образа мышления, а также раздражительность и агрессивность.

Следующий мужской тип — мужчины с повышенным самоконтролем. В подростковом возрасте они выделялись эмоциональной чувствительностью и самоуглубленностью. Эти мальчишки плохо ощущали себя в неопределенных ситуациях, легко отчаивались в неудаче, были зависимы и недоверчивы. Достигнув сорокалетия, они остались столь же ранимыми, склонными уходить от трудных обстоятельств, испытывать жалость к себе, напряженность в общении с иными людьми. Замечено, что среди представителей данного типа мужчин наиболее высокий процент холостяков. И, наконец, можно выделить некоторых мужчин, против, сильно меняющихся от юности к зрелости. Чаще всего к ним относятся те, у которых бурная, напряженная юность заменяется смирной, размеренной жизнью в зрелые годы, т.е. в период взрослости.

Существуют определенные типы развития личности и среди женщин. Социально-психологические исследования личности женщин-инженеров позволили выделить следующие типологические группы: доминантную, ситуативную и конформистскую. Для доминантного типа отличительны интерес к техническим наукам и исследовательской деятельности, увлечение техникой, конструированием; стремление работать в научно-исследовательских и конструкторских организациях; высокие показатели творческой активности; удовлетворенность квалификациею, содержанием труда и взаимоотношениями в коллективе. Представители данного типа более всего устремляются сохранить достигнутое, например, остаться на прошлом месте, если даже нужно идти на понижение в должности.

Ситуативный тип при выборе профессии, места работы женщиной исполняется чаще всего из-за меркантильных суждений: близость к месту жительства, материальные выгоды, удобный режим и т.п. Творческая активность у таких женщин выражена слабо, но весьма заметно проявляется высокая общительность, стремление к самоутверждению в отношениях с иными людьми при достаточно низком уровне притязаний в профессиональной деятельности. Ограниченный интерес к исполняемой работе замещается ориентацией на семью, быт и культуру.

Конформистский тип характеризуется тем, что выбор профессиональной деятельности женщины исполняют под воздействием ближайшего социального окружения (приятелей, знакомых, родителей и др.), а не в результате самостоятельного решения.

Особая значимость периода взрослости содержится в том, что, включаясь во все многообразие общественных отношений, человек становится их субъектом, сознательно формируя свое отношение к окружающему миру. В период взрослости происходит интеграция отношений и формирование характера как системы (сам процесс характерообразования начинается в детстве). Именно в период взрослости, неподражаемо на заканчивающем его этапе (35—45 лет), одной из центральных характеристик человека является генеративность – желание повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие сообщества. Генеративность определяет способность человека оглянуться вокруг, увлекаться иными людьми, быть продуктивным, что, в свою очередь, делает его счастливым. В этом возрасте, считает Э.Эриксон, человек формулирует свою точку зрения о наружном мире, его будущем и о своем участии в нем. Главнейшая характеристика в становлении личности как субъекта жизни – это результативный, продуктивный момент ее деятельности. Дела, действия, достижения, продукты, социальные воздействия личности являются критериями ее субъективности. При этом главна общественная ценность продуктов и воздействий, представленная для личности как ценность моей жизни. В изменениях, которые личность произвела в общественном мире, она узнает себя, ей раскрывается подлинный уровень ее жизни, внутриличностные противоречия, предпосылки саморазвития, самоизменений. Человек использует свои лучшие жизненные достижения в деятельности, поведении, общении на новом уровне, в новых формах отношений к жизни и т.д. Взрослость прибывает на смену юности. Различия между поколениями, преемственность поколений – это реальный механизм, по которому происходит взаимосвязь между индивидуальным временем развития личности и социально-историческим контекстом этого развития. На стыке поколений неминуемо происхождение проблем (проблема отцов и детей, проблема преемственности и др.). Взрослые привыкли к определенному, усвоенному в годы своей юности стилю поведения, музыке, танцам и т.п. Юности и юности присуща жажда новизны, смен. Взрослые ориентируются на стабильность. Папы больше склонны к суждениям и поведению на основе норм морали, дети руководствуются предпочтительно в своих поступках симпатией и антипатией, интуицией и пр. Серьезной работы они не знают. Какого-либо главного дела не имеют. В школе, как и в семье, они лишены инициативы, самостоятельности. Постоянная опека приводит молодых к полной социальной инертности. Растут инфантилы, которые сильно сердят взрослых, старшее поколение. Взрослым оставаться объективными в отношениях с молодыми веско труднее, чем в отношениях со своими ровесниками. Не обращать внимания даже на мелочи, действующие на нервы обеим граням (молодым и взрослым), неподражаемо в одной семье, тоже становится намного труднее. Нелишне напомнить, что взаимоотношения между людьми, общение – профессиональное, интимное, представителей разных поколений и т.д. – это и наука и искусство. Изучается эта область человеческого бытия различными науками, в том числе и психологией (психологией семьи, психологией управления, психологией организаторской деятельности, социальной психологией и др.). Накоплено громадное количество теоретической и практической литературы, способной удовлетворить даже самые роскошные вкусы. Остается только подружиться с этим бесценным материалом.

Весь жизненный путь человека формируется и развивается в процессе постоянного становления и разрешения разнородных по своей природе и по своему значению противоречий, которые лежат в основе внутренних конфликтов личности на том или ином этапе жизни или в той или иной конкретной жизненной ситуации. В состоянии внутреннего конфликта человек испытывает проблемную напряженность всего своего поведения. Эта напряженность возникает не сразу, а постепенно, накапливаясь. Условное социально-психологическое равновесие в какой-то момент нарушается, что приводит к затруднениям, осложнениям в главных видах деятельности (взрослый проецирует психологический дискомфорт на производственные дела, общение с коллегами, приятелями, друг с ином). Далее – по нарастающей: происходит как бы разрыв жизни (человек не может исполнять свои жизненные функции , пока не разрешит противоречие). И это уже – жизненный кризис, при котором социально-психологическое противоречие обостряется до предела, до той заключительней границы, которая определяет в данный момент внутриличностные запасы социальной адаптивной энергии. И сегодня совсем не редкость, когда взрослый человек в середине своего жизненного пути (35-40 лет) невыносимо пытается найти ответ на вопрос: как жить дальше? Для чего жить дальше? Зачем вообще жить дальше? (Правда, заметим, что для происхождения социально-психологического противоречия необходимо наличие развитой структуры личности, ее Я, достаточно высокого уровня развития системы высших чувств и ценностей человека.) Перед взрослым стоит ряд существенных задач по его самоактуализации (напомним, что этот термин введен в науку американским психологом А. Маслоу): стать лучшим родителем для своих детей, достичь профессиональных высот, проявить себя в общественной жизни, быть послушным ином, быть занимательным для окружающих, в общении и т.д. Все это рождает пдтребность в постоянной заботливой работе над собой, над изжитием собственных изъянов в характере, потребность самосовершенствования. Ближе к 40 годам человек начинает отчетливо осознавать, насколько расходятся его мечты, жизненные планы с ходом и результатами их осуществления. Жизнь, как верховодило, более грозна, вносит свои коррективы в задуманные еще в юности планы. Время неумолимо движется вперед, и взрослый человек совсем не уверен, что он успеет сделать все, что хотелось бы и что некогда казалось ему вполне по силам.

Серьезные изменения претерпевает область сексуальных отношений (одни охладевают к интимной жизни, иные глядят на представителей своего пола как на потенциальных конкурентов). В целом, в массе своей взаимоотношения полов становятся более безмятежными, качественно меняются личностные отношения, становясь более глубокими и весьма занимательными по содержанию. Вместе с тем потеря наружней привлекательности и вообще расставание с юностью для многих благовидных мужчин и прелестных женщин сопровождается периодом тяжелой депрессии, при которой человек субъективно испытывает прежде всего тяжелые, тягостные эмоции и переживания — подавленность, тоску, унынье, общую пассивность поведения и т.п.

Творческие люди сетуют на то, что с возрастом прибывает мастерство, возникают все более занимательные планы, соблазнительные проекты, но при этом столь же стремительно убывают силы. Замечено, что частота смерти творческих тружеников (неподражаемо стихотворцев, живописцев, актеров) между 35 и 40 годами, к раскаянию, вырастает. Не каждому оказывается под силу удачная перестройка, но если человек преодолевает трудности, внутренние конфликты, то, как верховодило, хранит свой творческий потенциал, более того — достигает качественно новых высот. Кризис середины жизни имеет беспристрастные причины и предполагает существенную перестройку личности с учетом изменения положения человека в жизни. Нужна веская гибкость в поведении, общении, манерах с тем, чтобы они подходили его возрасту. Уже неадекватными будут юношеский максимализм, лишняя эмоциональность; серьезные трудности в отношениях с людьми могут возникнуть, если человек средних лет будет проявлять умственную и поведенческую жесткость, неумение или нежелание адаптироваться, мудро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. Количество проблем во взрослой жизни (по сопоставленью с периодами юности, юности) не убавляется, а, наоборот, нарастает, – в том числе и таких, к которым он абсолютно не готов, и если взрослый человек осознает и оценит реальное положение вещей, с учетом этого наметит новые цели или скорректирует ветхие, если он предпочтет активно действовать, решать проблемы, а не сетовать безгранично на невезения, коварства жизни, то вполне благоприятно преодолеет этот перевал и с новыми планами, с ощущеньем оптимизма вступит в следующий период своей жизни – период зрелости. Профессионалы утверждают, что самым опасным в период взрослости следует считать состояние застоя, при котором не происходит прогрессивного развития личности. И, против, мудрая и адекватная переоценка ценностей в середине жизни приведет к глубинному обновлению личности, создаст благосклонные предпосылки для удачного вхождения в следующий период – период зрелости ( 4 0 -45 – 55—60 лет), к росту удовлетворенности не только на период зрелости, но и на более поздние годы. Исследованиями отечественных и иностранных ученых показано, что главнейшим самоощущением взрослого человека обязано быть чувство неуспокоенности (Б.Г. Ананьев, Л.П. Гримак, Е.А. Климов, А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов, Е.Ф. Рыбалко, Э.Д. Смит, А.В. Толстых, Е.С. Филатова, Э.Франкл, Т.Ханна, Э.Эриксон и др.). Ведь сущность жизни состоит в преодолении трудностей, сомнений, хворей, изъянов, несовершенства и мучений в том числе (достаточно назвать столь грустные синдромы, как вьетнамский, афганский, чеченский — с их специфическим последействием, т.е. в период взрослости). Но сущность жизни содержится и в созидании нового ощущения жизни, превращения потенциально разрушительных событий жизни человека в процессе его совершенствования .

Обратим внимание на то, что кризис взрослости (как и иные возрастные кризисы) несет в себе положительное начало, так как способствует самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, качественным новообразованиям в психике. А вот каким будет это переживание кризиса, приведет оно к депрессии, застою или к созиданию, будет зависеть от конкретных условий его протекания, непосредственно от данного человека .

Таким образом, в период взрослости (25-30 – 40-45 лет) происходит усиление социального развития личности, максимальное вовлечение ее в различные сферы общественных отношений и деятельности, что требует мобилизации всех ресурсов человека, в том числе естественных задатков его как индивида. В то же время процесс развития личности зависит от уровня и ступени социальной активности и продуктивности ее самой. Период взрослости -наиболее благосклонный для формирования главных подструктур человека, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.