Навигация > Главная > Возрастная и педагогическая психология > СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА


СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нем филогенетической программой. В период после р а н н е й юности процесс созревания индивида и личности длится, проходя через стадии юности, взрослости, зрелости и старости. Завершается этот цикл смертью человека, которая, разумеется, может наступить и на более ранних этапах, чем старость (неизлечимая хворь, несчастный случай, суицид и т.д.). Знакомясь с периодизацией индивидуального развития взрослого человека, следует учитывать некоторые специфические проблемы. Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Это зависит от закономерностей и созревания организма и инволюционных процессов в нем. Как показали многочисленные исследования профессионалов, для процессов созревания и инволюции отличительны неравномерность и гетерохронность. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат различные возможности жизни — от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в иных. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком и творчески и физически активным, молодым семидесятилетним и старше.

Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных профессионалами из различных областей человеческого знания (а следовательно, и по разным основаниям). Так, в педиатрии широко используется следующая периодизация развития: 1) внутриутробный период; 2) период новорожденное™; 3) период вскармливания грудью; 4) период молочных зубов; 5) период отрочества; 6) период полового созревания.

В антропологии выделяют три главных периода развития взрослого человека, включая инволюционный : 1) мужественный возраст (20—40 лет у женщин и 25-45 лет у мужчин); 2) зрелость — до 52 лет; 3) старость, для которой отличительно постоянное нарастание инволюции и завершение природной физиологической смертью, вместе с тем антропологическая периодизация развития взрослого человека не является общепринятой в геронтологии и психофизиологии

Для более полного и глубокого понимания существа проблем периодизации развития взрослого человека познакомимся с некоторыми дошедшими до нас древними и современными классификациями возрастов.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА

/. Древняя китайская классификация

 

До 90…

2. Классификация возрастов жизни по Пифагору (VI в. до н.э.)

 

60-80 лет зима

3. Классификация возрастов жизни по Гиппократу (IV в. до н.э.)

 

63 года – 70 лет

4. Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве в 1965 г.

 

Старше 90 лет

5. Периодизация Дж. Биррена — исследователя процессов старения

человека (1964)

 

Старше 75 лет

6. Возрастная периодизация Д.Б. Бромлея (1966)

 

Максимум – около 110 лет в условиях Англии и Западной Европы

7. Стадии развития личности по Э.Эриксону

 

Свыше 60 лет

8. Схема периодизации индивидуального развития (В.Бунак, 1965)

 

78-84 года для мужчин 71—78 лет для женщин

В работе В.И. Слободчикова Категория возраста в психологии и педагогике развития, опубликованной в 1991 г. в журнале Вопросы психологии, была сформулирована периодизация развития субъектности человека в онтогенезе. На каждой ступеньке развития человек, по воззрению творца, проходит две фазы — период становления его событийности с социальной общностью и период реализации своей самобытности. Начало каждой ступени — это рождение новой формы жизни, смена индивидуального режима жизни. Каждая ступень начинается кризисом. Существует два типа кризисов. В кризисах рождения проявляется поиск новых форм событийности, потому что так жить дальше нельзя. Кризисы развития разрешаются поиском новых способов самоопределения (хочу быть, как все).

Схема периодизации развития в онтогенезе по В.И. Слободчикову

 

 

Концепция В.И. Слободчикова призывает нас к размышлению о смысле человеческой жизни, о окончательной цели всего жизненного пути. Заканчивающая ступень, выделенная творцом, ступень универсализации показывает зрелость в разумном событии с миром как проявление предельной ответственности человека за мир вокруг себя.

Видный отечественный психолог, специалист в области разработки и реализации проблем человекознания Б.Г. Ананьев писал: Жизненный-путь человека — это история формирования и развития личности в определенном сообществе, современника конкретной эпохи и ровесника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность обладает. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой ступени, что в истиннее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например преддошкольное, дошкольное и школьное детство. Практически ступени общественного воспитания, образования и обучения, сочиняющие совокупность подготовительных фаз жизненного пути, формирования личности, стали определяющими характеристиками периодов роста и созревания индивида

И наконец, еще одна из специфических проблем – это определение беспристрастных критериев зрелости человека. Гетерохронность зрелости — это существенная характеристика в индивидуальном развитии человека: не совпадают во медли физическая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе достаточно часто понятие зрелость заменяется понятием взрослость, что дозволяет избежать многих осложнений. (В § 4 мы подробнее проанализируем понятие зрелость.)

В соответствии с экспериментальными данными, полученными под руководством Б.Г. Ананьева1, процесс психофизиологического развития взрослых неоднороден и противоречив. В возрасте 18— 46 лет выделяются три макропериода в развитии памяти, мышления, внимания: 1) от 18 до 25 лет; 2) от 26 до 35 лет; 3) от 36 до 46 лет. Эти возрастные макропериоды отличаются различными темпами развития психических функций и интеллекта. В первом макропериоде наблюдается более частая смена подъемов и спадов от возраста к возрасту в уровне развития каждой функции. Во втором и третьем макропериодах наблюдаются умеренные изменения с более растянутыми промежутками в смене подъемов и спадов в уровне развития.

В первом макропериоде спады в уровне развития мышления постоянно, примерно через один-два года, заменяются подъемами. В последующем, начиная с 26 лет, изменения более равномерны. До 32 лет происходит постепенный подъем с двумя спадами (в 28 лет и в 31 год). После 32 лет (точки наивысшего подъема во втором макропериоде) уровень мышления постепенно понижается и удерживается на сниженном уровне в 34—36 лет. Повышение происходит в 38—39 лет, а затем наблюдается снижение до самого низкого уровня.

Возрастная динамика развития психических функций

Смена подъемов и спадов в уровне развития мышления свидетельствует не только о неравномерности его развития от возраста к возрасту, но и о цикличности, дозволяющей проследить переходные стадии.

Наиболее высокие величины показателей развития мышления приходятся на 20, 23, 25 лет и 32 года. В третьем макропериоде пики наблюдаются в возрасте 39 и 45 лет, но на сниженном уровне по сопоставлению с предыдущими макропериодами. В возрасте 26— 29 лет происходит общий спад, который в последующем заменяется подъемом, не достигающим, однако, уровня первого и второго макропериодов.

Динамика в уровне развития мышления на всем протяжении осматриваемых возрастов зрелости непрочна. Величайшая подверженность изменениям наблюдается в возрасте 18—25 лет, в период ранней зрелости, что свидетельствует об активной перестройке в мыслительных функциях в эти годы.

Изменения в памяти также происходят неравномерно, однако по сопоставлению с мышлением темп несколько замедлен. Смена подъемов и спадов происходит примерно через три-четыре года, тогда как в мышлении — через один-два. Наиболее высокие величины уровневых показателей памяти приходятся на 19 лет, 23—24 года и 30 лет. От 25 до 28 лет наблюдается снижение, заменяющееся в последующем подъемом, наивысшая точка которого приходится на 30 лет. В последующих возрастах происходит равномерное снижение с колебаниями, которое по сопоставлению с предыдущими периодами неподражаемо выражено в 45—46 лет.

По воззрению Е.И. Степановой, по смене подъемов и спадов развитие памяти опережает развитие мышления, и в период возрастного развития зрелости снижение уровня памяти неизменно происходит быстрее.

Неравномерно развивается и внимание. Наиболее заметные изменения наблюдаются в возрасте от 22 до 25 лет. В первом макропериоде уровень внимания оказался ниже уровня мышления и памяти. Умеренный подъем начинается с 26 и длится до 29 лет. Показатели развития внимания в эти годы оказались выше показателей мышления и памяти. Наивысшие точки подъема приходятся на 29 лет, 32 и 33 года. Снижение в 34—35 лет совпадает со снижением уровня памяти и мышления в эти годы. В последующем смена подъемов и спадов длится. В третьем макропериоде уровень развития внимания опережает уровень развития как мышления, так и памяти, неподражаемо заключительней. Здесь пики приходятся на 38 лет и 42 года.

Сопоставление развития различных процессов позволило выделить три этапа неравномерного развития.

Первый характеризуется разнонаправленностью развития мышления и памяти, что в итоге проявляется в условном равновесии в виде снижения уровня в 26 лет. В последующем наблюдаются более согласованные и однонаправленные изменения.

На втором этапе память и мышление развиваются параллельно, но с опережающей ролью памяти. В 30 лет память достигает оптимальной точки своего развития. Уровень мышления в этом возрасте выше уровня памяти.

Третий этап начинается с 31 года. Он отличается разнонаправ-ленностью развития памяти и мышления, которая сказывается на снижении уровня памяти и сохранении высокого уровня развития мышления, оптимальная точка которого приходится на 32 года. Разнонаправленность развития памяти и мышления сохраняется до 46 лет. Уровень развития памяти снижается раньше, чем уровень мышления.

Сопоставление уровня развития мышления и внимания дозволяет выделить следующие этапы:

1.   От 18 до 25 лет уровень развития мышления выше уровня развития внимания. Подъемы в уровне развития внимания приходятся на 22 и 24 года, когда наблюдается спад в уровне развития мышления. При низких показателях развития внимания отличительна их условная стабилизация, а в мышлении при высоких показателях отмечается изменчивость. В последующем динамика в соотношении уровней развития мышления и внимания меняется.

2.   В возрасте от 26 до 29 лет внимание начинает опережать мышление по уровню развития. Это этап разнонаправленного развития мышления.

3.   В возрасте от 30 до 32 лет уровни обеих функций совпадают. Точки подъема здесь приходятся на 32 года, в возрасте от 33 до 35 лет уровень внимания выше уровня мышления.

4.   С 36 лет наступает этап, когда снижается уровень внимания и повышается уровень мышления. Этап однонаправленного развития мышления и внимания заменяется этапом разнонаправленного развития этих функций.

Выявлено соответствие в возрастной изменчивости мыслительных функций и эвристического поиска (процесса решения задач). Подъемы в показателях развития эвристического поиска совпадают с пиками в развитии мышления, они также приходятся на 20, 25 лет и 32 года. Спад обнаружен в те же годы (26—29 лет).

Наивысшие точки подъема показателей развития интеллекта приходятся на 19 лет, 22 года и 25 лет. В возрасте 36-40 лет показатели, описывающие зрелость суждений, наиболее высоки, что, видимо, связано с приобретением жизненного опыта.

Одновременное повышение уровня развития памяти, мышления и внимания обнаружено л и ш ь в двух микропериодах — 22— 25 лет и 30—33 года, одновременное снижение уровня – только в одном микропериоде — 34-35 лет.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.