СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нем филогенетической программой. В период после р а н н е й юности процесс созревания индивида и личности длится, проходя через стадии юности, взрослости, зрелости и старости. Завершается этот цикл смертью человека, которая, разумеется, может наступить и на более ранних этапах, чем старость (неизлечимая хворь, несчастный случай, суицид и т.д.). Знакомясь с периодизацией индивидуального развития взрослого человека, следует учитывать некоторые специфические проблемы. Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Это зависит от закономерностей и созревания организма и инволюционных процессов в нем. Как показали многочисленные исследования профессионалов, для процессов созревания и инволюции отличительны неравномерность и гетерохронность. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат различные возможности жизни — от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в иных. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком и творчески и физически активным, молодым семидесятилетним и старше.
Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных профессионалами из различных областей человеческого знания (а следовательно, и по разным основаниям). Так, в педиатрии широко используется следующая периодизация развития: 1) внутриутробный период; 2) период новорожденное™; 3) период вскармливания грудью; 4) период молочных зубов; 5) период отрочества; 6) период полового созревания.
В антропологии выделяют три главных периода развития взрослого человека, включая инволюционный : 1) мужественный возраст (20—40 лет у женщин и 25-45 лет у мужчин); 2) зрелость — до 52 лет; 3) старость, для которой отличительно постоянное нарастание инволюции и завершение природной физиологической смертью, вместе с тем антропологическая периодизация развития взрослого человека не является общепринятой в геронтологии и психофизиологии
Для более полного и глубокого понимания существа проблем периодизации развития взрослого человека познакомимся с некоторыми дошедшими до нас древними и современными классификациями возрастов.
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА
/. Древняя китайская классификация
До 90…
2. Классификация возрастов жизни по Пифагору (VI в. до н.э.)
60-80 лет зима
3. Классификация возрастов жизни по Гиппократу (IV в. до н.э.)
63 года – 70 лет
4. Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве в 1965 г.
Старше 90 лет
5. Периодизация Дж. Биррена — исследователя процессов старения
человека (1964)
Старше 75 лет
6. Возрастная периодизация Д.Б. Бромлея (1966)
Максимум – около 110 лет в условиях Англии и Западной Европы
7. Стадии развития личности по Э.Эриксону
Свыше 60 лет
8. Схема периодизации индивидуального развития (В.Бунак, 1965)
78-84 года для мужчин 71—78 лет для женщин
В работе В.И. Слободчикова Категория возраста в психологии и педагогике развития, опубликованной в 1991 г. в журнале Вопросы психологии, была сформулирована периодизация развития субъектности человека в онтогенезе. На каждой ступеньке развития человек, по воззрению творца, проходит две фазы — период становления его событийности с социальной общностью и период реализации своей самобытности. Начало каждой ступени — это рождение новой формы жизни, смена индивидуального режима жизни. Каждая ступень начинается кризисом. Существует два типа кризисов. В кризисах рождения проявляется поиск новых форм событийности, потому что так жить дальше нельзя. Кризисы развития разрешаются поиском новых способов самоопределения (хочу быть, как все).
Схема периодизации развития в онтогенезе по В.И. Слободчикову
Концепция В.И. Слободчикова призывает нас к размышлению о смысле человеческой жизни, о окончательной цели всего жизненного пути. Заканчивающая ступень, выделенная творцом, ступень универсализации показывает зрелость в разумном событии с миром как проявление предельной ответственности человека за мир вокруг себя.
Видный отечественный психолог, специалист в области разработки и реализации проблем человекознания Б.Г. Ананьев писал: Жизненный-путь человека — это история формирования и развития личности в определенном сообществе, современника конкретной эпохи и ровесника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность обладает. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой ступени, что в истиннее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например преддошкольное, дошкольное и школьное детство. Практически ступени общественного воспитания, образования и обучения, сочиняющие совокупность подготовительных фаз жизненного пути, формирования личности, стали определяющими характеристиками периодов роста и созревания индивида
И наконец, еще одна из специфических проблем – это определение беспристрастных критериев зрелости человека. Гетерохронность зрелости — это существенная характеристика в индивидуальном развитии человека: не совпадают во медли физическая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе достаточно часто понятие зрелость заменяется понятием взрослость, что дозволяет избежать многих осложнений. (В § 4 мы подробнее проанализируем понятие зрелость.)
В соответствии с экспериментальными данными, полученными под руководством Б.Г. Ананьева1, процесс психофизиологического развития взрослых неоднороден и противоречив. В возрасте 18— 46 лет выделяются три макропериода в развитии памяти, мышления, внимания: 1) от 18 до 25 лет; 2) от 26 до 35 лет; 3) от 36 до 46 лет. Эти возрастные макропериоды отличаются различными темпами развития психических функций и интеллекта. В первом макропериоде наблюдается более частая смена подъемов и спадов от возраста к возрасту в уровне развития каждой функции. Во втором и третьем макропериодах наблюдаются умеренные изменения с более растянутыми промежутками в смене подъемов и спадов в уровне развития.
В первом макропериоде спады в уровне развития мышления постоянно, примерно через один-два года, заменяются подъемами. В последующем, начиная с 26 лет, изменения более равномерны. До 32 лет происходит постепенный подъем с двумя спадами (в 28 лет и в 31 год). После 32 лет (точки наивысшего подъема во втором макропериоде) уровень мышления постепенно понижается и удерживается на сниженном уровне в 34—36 лет. Повышение происходит в 38—39 лет, а затем наблюдается снижение до самого низкого уровня.
Возрастная динамика развития психических функций
Смена подъемов и спадов в уровне развития мышления свидетельствует не только о неравномерности его развития от возраста к возрасту, но и о цикличности, дозволяющей проследить переходные стадии.
Наиболее высокие величины показателей развития мышления приходятся на 20, 23, 25 лет и 32 года. В третьем макропериоде пики наблюдаются в возрасте 39 и 45 лет, но на сниженном уровне по сопоставлению с предыдущими макропериодами. В возрасте 26— 29 лет происходит общий спад, который в последующем заменяется подъемом, не достигающим, однако, уровня первого и второго макропериодов.
Динамика в уровне развития мышления на всем протяжении осматриваемых возрастов зрелости непрочна. Величайшая подверженность изменениям наблюдается в возрасте 18—25 лет, в период ранней зрелости, что свидетельствует об активной перестройке в мыслительных функциях в эти годы.
Изменения в памяти также происходят неравномерно, однако по сопоставлению с мышлением темп несколько замедлен. Смена подъемов и спадов происходит примерно через три-четыре года, тогда как в мышлении — через один-два. Наиболее высокие величины уровневых показателей памяти приходятся на 19 лет, 23—24 года и 30 лет. От 25 до 28 лет наблюдается снижение, заменяющееся в последующем подъемом, наивысшая точка которого приходится на 30 лет. В последующих возрастах происходит равномерное снижение с колебаниями, которое по сопоставлению с предыдущими периодами неподражаемо выражено в 45—46 лет.
По воззрению Е.И. Степановой, по смене подъемов и спадов развитие памяти опережает развитие мышления, и в период возрастного развития зрелости снижение уровня памяти неизменно происходит быстрее.
Неравномерно развивается и внимание. Наиболее заметные изменения наблюдаются в возрасте от 22 до 25 лет. В первом макропериоде уровень внимания оказался ниже уровня мышления и памяти. Умеренный подъем начинается с 26 и длится до 29 лет. Показатели развития внимания в эти годы оказались выше показателей мышления и памяти. Наивысшие точки подъема приходятся на 29 лет, 32 и 33 года. Снижение в 34—35 лет совпадает со снижением уровня памяти и мышления в эти годы. В последующем смена подъемов и спадов длится. В третьем макропериоде уровень развития внимания опережает уровень развития как мышления, так и памяти, неподражаемо заключительней. Здесь пики приходятся на 38 лет и 42 года.
Сопоставление развития различных процессов позволило выделить три этапа неравномерного развития.
Первый характеризуется разнонаправленностью развития мышления и памяти, что в итоге проявляется в условном равновесии в виде снижения уровня в 26 лет. В последующем наблюдаются более согласованные и однонаправленные изменения.
На втором этапе память и мышление развиваются параллельно, но с опережающей ролью памяти. В 30 лет память достигает оптимальной точки своего развития. Уровень мышления в этом возрасте выше уровня памяти.
Третий этап начинается с 31 года. Он отличается разнонаправ-ленностью развития памяти и мышления, которая сказывается на снижении уровня памяти и сохранении высокого уровня развития мышления, оптимальная точка которого приходится на 32 года. Разнонаправленность развития памяти и мышления сохраняется до 46 лет. Уровень развития памяти снижается раньше, чем уровень мышления.
Сопоставление уровня развития мышления и внимания дозволяет выделить следующие этапы:
1. От 18 до 25 лет уровень развития мышления выше уровня развития внимания. Подъемы в уровне развития внимания приходятся на 22 и 24 года, когда наблюдается спад в уровне развития мышления. При низких показателях развития внимания отличительна их условная стабилизация, а в мышлении при высоких показателях отмечается изменчивость. В последующем динамика в соотношении уровней развития мышления и внимания меняется.
2. В возрасте от 26 до 29 лет внимание начинает опережать мышление по уровню развития. Это этап разнонаправленного развития мышления.
3. В возрасте от 30 до 32 лет уровни обеих функций совпадают. Точки подъема здесь приходятся на 32 года, в возрасте от 33 до 35 лет уровень внимания выше уровня мышления.
4. С 36 лет наступает этап, когда снижается уровень внимания и повышается уровень мышления. Этап однонаправленного развития мышления и внимания заменяется этапом разнонаправленного развития этих функций.
Выявлено соответствие в возрастной изменчивости мыслительных функций и эвристического поиска (процесса решения задач). Подъемы в показателях развития эвристического поиска совпадают с пиками в развитии мышления, они также приходятся на 20, 25 лет и 32 года. Спад обнаружен в те же годы (26—29 лет).
Наивысшие точки подъема показателей развития интеллекта приходятся на 19 лет, 22 года и 25 лет. В возрасте 36-40 лет показатели, описывающие зрелость суждений, наиболее высоки, что, видимо, связано с приобретением жизненного опыта.
Одновременное повышение уровня развития памяти, мышления и внимания обнаружено л и ш ь в двух микропериодах — 22— 25 лет и 30—33 года, одновременное снижение уровня – только в одном микропериоде — 34-35 лет.