ПРИЧИНЫ И СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ИНОСТРАННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Возрастная и педагогическая психология владеет практически необозримым эмпирическим материалом. В мире выходит около десяти специализированных журналов (только Американская психологическая ассоциация издает три), публикуются материалы регулярных (в Европе ежегодных) конференций.
Главная проблема, на решение которой направлены усилия ученых в различных странах, является проблема соотношения наследственности и среды, роль обучения и воспитания в формировании человеческой психики. Решение этой проблемы, начиная с исторически первых публикаций по возрастной и педагогической психологии, сводилось к трем вариантам.
Первое направление при всем разнообразии взоров отдельных творцов склонялось к приоритету наследственности. Любители такой позиции нередко рассматриваются в литературе как приверженцы биологизаторской (биогенетической) концепции. Данное направление идет от работ Г.Спенсера, С.Холла, Д.Болдуина, К.Бюлера и иных ученых. Творцы так или иначе опираются на идею рекапитуляции (от лат. recapitalatio — сжатое повторение прежнего прежде), вытекающую из биогенетического закона, сформулированного Э.Геккелем в 1866 г. (история зародыша есть короткое повторение истории вида). Идея повторения в психическом развитии одного индивида (онтогенезе) этапов развития человечества (филогенеза) различными творцами раскрывалась по-своему, но главно, что в целом любители разглядываемой точки зрения сводили к минимуму воздействие социального фактора, считая, что этапы и результаты развития предопределены деянием врожденной программы (зафиксированной генетически).
Противоположная точка зрения, разглядывающая социальный фактор как определяющий в формировании психики человека, сформировалась в науке с начала XX в. под воздействием работ французской социологической школы , начиная с работ Э.Дюр-кгейма, Г.Тарда, Ш.Блонделя, П.Жане и иных ученых. Любители данного направления (социологизаторский или социогенетичес-кий подход) недооценивали и (или) сводили к минимуму роль наследственности, считая, что результат и содержание развития определены состоянием общественного сознания. Основным механизмом социализации сознавалось подражание.
Наиболее же многочисленным следует признать третье направление, которое нередко именуют теориями двух факторов, объединяя под этим названием самые различные научные школы, теории и творцов. Общим для такого соединенья является рассмотрение ими и наследственности и среды как двух главных сил, влияющих и определяющих психическое развитие ребенка. Главен не только вопрос о том, что разуметь под биологическим и социальным факторами, но и вопрос об их соотношении.
Первым принцип конвергенции двух факторов в начале XX в. выдвинул Вильям Штерн. По его сужденью, оба фактора в одинаковой мере означаемы для психического развития ребенка и определяют две его линии. Эти линии развития (одна — созревание потомственно данных способностей и черт характера, иная — развитие под воздействием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция.
Большинство современных сторонников позиции учета роли наследственности и среды в психическом развитии ребенка исполняют свои исследования анализа причин и сущности психического развития ребенка с позиций следующих теорий: психоаналитической, когнитивной, теории поведения (бихевиоризм),
биологической и гуманистической. Психоаналитическая теория появилась раньше иных. Ее предмет — человеческие эмоции и межличностные отношения. Эту теорию иногда именуют теорией развития личности. Когнитивная теория касается основным образом проблем мышления и процесса усвоения знаний. Теория поведения пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Этологическая теория акцентирует внимание на сопоставленьи поведения людей и животных в природных условиях и на определении общего и специфического в их поведении, а также зависимости его от этих условий и иных факторов. Гуманистическая теория рассматривает ребенка (и взрослого) как уникального индивида, целостную личность, устремляющуюся к полному самоосуществлению (самореализации). Осмотрим эти подходы подробнее.