ПОНЯТИЕ 1. Мысль и наглядность
Сегодня для нас абсолютно явно, что идеи невероятно свести к наглядному содержанию. Несмотря на это, не менее явно и то, что сам себе ненаглядный акт — мысль — безусловно связан с наглядными переживаниями, ведь, как мы убедились выше, вне этой связи мышление невероятно. Однако единство идеи и наглядного представления проявляется отнюдь не только в этом. Примечательно, что и само наглядное переживание со своей стороны — будь то восприятие или представление — непременно связано с каким-либо ненаглядным элементом, причем без этой связи невероятно ни восприятие, ни представление. И действительно, как знаменито, и восприятие, и представление непременно подразумевает какой-либо предмет — тот, что воспринимается или представляется, иначе ни восприятие, ни представление не имеют ни смысла, ни значения. Следовательно, в восприятии дано не только наглядное, чувственное содержание, в нем участвует также ненаглядный акт подразумевания — вне ненаглядного переживания в сознании человека не существует и наглядное содержание.
Однако в восприятии наличествует только элемент ненаглядной идеи. Например, мы видим эту книгу как абсолютно наглядную данность с определенной формой, цветом, величиной… Книга в качестве предмета нашего восприятия представляет собой определенную чувственную данность. Следовательно, то, что в восприятии подразумевается через мысль — его предмет — переживается как наглядное, чувственное содержание; оно все еще всецело слито с этим наглядным содержанием.
Однако на высшей ступени развития мышления мысль постепенно отдаляется от наглядного содержания, формируясь, в конце концов, в ненаглядное переживание в виде понятия. Это, разумеется, не значит, что понятие абсолютно не связано с наглядностью, ведь выше мы убедились, что наглядное содержание исполняет весьма существенную роль в процессе понятийного мышления.
Возникает вопрос: как это происходит? Каким образом предметом нашей идеи вместо наглядного содержания становится ненаглядное, отвлеченное содержание? К каким операциям прибегает мышление для этого?