Об индивидуальном развитии мимических движений
Что дотрагивается индивидуального развития мимических движений, то многие из них, бесспорно, представляются прирожденными или потомственными.
В выгоду этого разговаривает, между прочим, пример Лауры Бриджмен, которая по причине своей слепоты и глухоты не могла усваивать движения маршрутом подражания иным. Тем не менее она смеялась от радости, хлопала в ладоши и багровела при получении письма от ее возлюбленного. В иное время она топала ногами от злобы.
Равным образом у слепых и глухих, а также и у дураков от рождения бодрящая эмоция или веселое настроение выражается усмешкой и хохотом, как у всех вообще здоровых лиц.
Раздражительные дети в гневе не только топают ногами, но даже кидаются на пол и колотят ногами по полу, несмотря на то что никто им такого образца не показывал.
Должно, впрочем, заметить, что в развитии мимических движений играют роль не столько прирожденные условия, сколько условия наследственности. Дело в том, что, исключая крик, появляющийся с первого дня рождения, более главные мимические движения развиваются у младенцев в сравнительно позднем возрасте. Так, усмешка появляется обычно на 7 — 10-й неделе, а смех в конце четвертого месяца. Плач появляется обычно на 3-м месяце, а отдельные восклицания развиваются в сравнительно раннем возрасте.
В выгоду того, что в развитии мимических движений играет великую роль наследственность, разговаривает и тот факт, что у детей, у которых речь еще . не вполне развилась, мимические движения и жесты обнаруживаются в гораздо большей ступени и разнообразии, нежели в более позднем возрасте.
Прежде чем ребенок научается нарекать предмет, он его уже показывает. Желая что-нибудь передать, ребенок обычно не может воздержаться от объясняющих телодвижений.
Обыкновенно с самого начала у младенцев выражающие телодвижения носят вполне неопределенный, можно сказать беспорядочный характер, в виде, например, общего беспокойства при наружном или внутреннем раздражении; но с течением медли мимика и жесты принимают более определенную форму, являясь как бы символами знаменитых потребностей. Например, шлепание губами и сосательные движения выражают потребность еды вообще; вытягивание рук ладонями вверх со сгибательными движениями пальцев выражает потребность брать тот или иной предмет; отмахивание руками указывает на нежелание брать предмет; вытягивание руки и направление указательного пальца к предмету служит для его указания; топание ногами сопровождает общее раздражение и т. п.
Некоторые жесты имеют изобразительный характер, основанный на копировании виденного и слышанного телодвижениями и звуками. Например, моя девочка одного года и двух месяцев, передавая свое впечатление о собаке, начала сама изображать подражательными телодвижениями, как собака скакала, а ее лай начала изображать звуками вав, вав.
С первоначальным развитием речи мимика и жесты в ребяческом возрасте постепенно замещаются словами, усвоенными ребенком. В последующем жесты долею подавляются так именуемыми собственными или произвольными движениями, долею замещаются звуками речи.
Благодаря этому со временем мимика получает преобладающее развитие над жестами, тогда как вначале жесты преобладают над мимикой.
Но с возрастом лучше всякой мимики выразительным движением служит модуляция гласа и речь, которая развивается основным образом маршрутом подражания и которая, в сущности, представляет собой не что иное, как символические выразительные движения, сложившиеся у народов веками.
Все вышеизложенное приводит нас к выводу, что так нарекаемые выразительные движения лишь долею являются прирожденными, большинство их обязано быть признано потомственными, некоторые же, например модуляция гласа и речь, развиваются основным образом маршрутом подражания.