Навигация > Главная > Объективная психология > О развитии личных движений

О развитии личных движений


О развитии собственных движений

На каком уровне животного царства имеются процессы, подходящие поступку людей, еще не решено конечно. Предполагают; что нечто сходственное имеется уже у иглокожих. Собственная реакция в более простых проявлениях, например в виде движений или их задержки, наблюдается, бесспорно, еще у беспозвоночных животных; но чем выше мы поднимаемся по лестнице животного мира, тем большее значение получает собственная реакция в отправлениях организма.

При этом есть основание полагать, что в филогенетическом смысле лич ная реакция развилась из инстинктивной.

Само развитие могло быть только постепенным вместе с великим накоплением в центрах следов от внутренних раздражений и возбуждаемых ими рефлексов и вместе с развитием процессов задержки в деятельности сердитых центров.

Лишь с постепенным возвышением животных по зоологической лестнице собственная сфера все более и более расширяется, причем у животных, водящих социальную жизнь, начинает в знаменитой мере выдвигаться и собственная сфера социального характера, первоначально по отношению к своему ближайшему потомству, а затем и по отношению к иным представителям данного сообщества или всего вида.

Но, без сомнения, наивеличайшего развития социальная сфера личности достигает у человека, водящего столь трудную социальную жизнь, как ни одно из животных.

Что дотрагивается онтогенетического развития собственной сферы, то оно также происходит очень рано; при этом первые целесообразные движения ребенка, исполняемые под руководством его собственной сферы, происходят лишь малюсенько-помалу с образованием индивидуального опыта.

Первоначально все движения младенца носят долею рефлекторный, долею инстинктивный характер. Лишь малюсенько-помалу под контролем мы-шечно-кожных раздражений и зрения происходит дифференцировка движений, движения же, направленные к приему пищи, будучи инстинктивными, уже с самого начала выполняются не только под контролем осязательно-мышечных и зрительных раздражений, но и под контролем обонятельных и вкусовых раздражений.

Так, например, ребенок, производя рефлекторные движения руками, натыкается на колющее орудие, вследствие чего происходит рефлекс отдергивания ручки. После того как это повторится часто благодаря развитию сочетательного рефлекса, уже один вид колющего орудия будет приводить к отдергиванию руки. То же самое происходит и при хватательных движениях; первоначально они происходят рефлекторно, со временем же с дифференцировкой движений и с развитием сочетательных рефлексов ребенок производит собственное движение в направлении к тому или иному предмету, пока не достигнет цели. Но это достижение цели изменяет уже существенным образом кожно-мышечные, а одинаково и зрительные впечатления, так как вместе с тем испытывается новое мышечно-осязательное раздражение от удерживаемого предмета и к бывшему зрительному впечатлению от наружного объекта приобщается еще впечатление от удерживающей его руки. Этим маршрутом постепенно и достигается опыт в захватывании предметов.

Точно таким же образом развиваются сочетательные реакции в форме собственных движений и в иных случаях. Допустим, что ребенок при массе рефлекторных движений захватывает поднесенную к нему игрушку. В результате вместе со зрительными впечатлениями получаются новые мы-щечно-суставные впечатления и новые же кожные впечатления от за-

хватываемого предмета. При повторении такого рода рефлекторных движений, в конце концов, упрочивается связь между зрительными впечатлениями и следами от подходящих мышечно-суставных и кожных впечатлений, благодаря чему впоследствии при виде той же игрушки ребенок уже сам, без участия рефлекса, благодаря оживлению подходящих мышечно-суставных следов, протягивает к игрушке свою руку с целью ее пленить.

В ином случае младенец, производя рефлекторные движения своей рукой, вызванные органическими раздражениями, обжигает руку о горячий предмет. Это новое раздражение вызывает обычный оборонительный рефлекс, выражающийся отдергивающим движением руки и поворотом головы к предмету кожного теплового раздражения.

Благодаря этому возникает неминуемое сочетание этого теплового кожного раздражения, вызвавшего оборонительный рефлекс, со зрительным впечатлением от данного раздражения, оставляющим знаменитый след в сердитых центрах. Теперь восстановление самого зрительного впечатления от данного предмета вызывает оживление следа от мышечно-суставных раздражений и будет возбуждать неминуемым образом тот же оборонительный рефлекс в виде отдергивания руки, если заключительная нечаянно оказалась бы вблизи горячего предмета.

С иной стороны, так как движение руки в направлении к игрушке, вызывая мыщечно-суставные впечатления, в то же время неминуемо при указанных условиях сочетается с органическими впечатлениями от стени-ческой внутренней реакции, а отдергивание руки сопутствуется мышечно-суставными раздражениями, сочетающимися с органическими впечатлениями от астенической реакции, вызванной обжигающим кожным раздражением, то впоследствии уже достаточно одного оживления стени-ческой реакции, чтобы вызвать оживление мышечно-суставных следов от захватывающего движения рукой, приводящего к осуществлению наступательного движения в виде захватывания предмета.

Последнее, таким образом, возникает под воздействием импульсов, вызванных следами от органических впечатлений стенического характера, иначе разговаривая, собственными импульсами.

В ином случае одного появления астенической реакции уже достаточно, чтобы вызвать оживление мышечно-суставных впечатлений, связанных с отдергиванием руки, благодаря чему это движение оборонительного характера, природно, возникает уже как сочетательный рефлекс, обусловленный импульсами собственного характера.

Из вышеизложенного явно, что движения, которые мы нарекаем собственными и которые в субъективной психологии называются волевыми, развиваются из обычных рефлексов маршрутом репродуктивно-сочета-тельной деятельности наподобие всех иных сочетательных рефлексов.

Отсюда понятно, что собственные движения развиваются малюсенько-помалу на почве рефлекторных реакций, являясь как бы их подражанием.

Всякое вообще новое приобретение в движениях начинается с подражания обычным рефлекторным или инстинктивным движениям.

Хватательное движение руки, направленное на любой предмет, является подражанием первичному захватывающему рефлексу; устранение рукой неблагоприятно действующего раздражения является подражанием оборонительному рефлексу.

Возьмем затем топание ногами при негодованье. Это движение подражает рефлекторным движениям ног, которые у младенцев при возбужденном их состоянии могут быть обнаружены еще задолго до ходьбы, необыкновенно если их поставить на ножки, поддерживая за туловище. Одинаковым образом

и иные жесты, как мы видели, являютсй подражанием рефлекторным движениям.

Подобно тому как развиваются собственные движения в младенческом возрасте, дело обстоит и с развитием собственных движений у взрослого человека при заучивании какого-либо трудного движения. Так, например, при разыгрывании какой-либо музыкальной пьесы первоначально всякое движение выполняется под постоянным контролем кожно-мышечных и зрительных впечатлений, пока оно не достигнет веской ступени совершенства как результат последовательного оживления сочетательных двигательных рефлексов.

Таким образом, собственные реакции не только в младенческом возрасте, но и у взрослых развиваются на почве рефлекторных и уже развившихся сочетательно-рефлекторных реакций, служа как бы их воссозданием.

Всякое вообще новое приобретение в движениях начинается с воссоздания или подражания, а это заключительнее, в конце концов, водит свое начало в подражании обычным или потомственным рефлекторным движениям.

Само собою разумеется, что с возрастом собственные реакции, постепенно развиваясь и совершенствуясь, приобретают преобладающее значение в жизни человека и даже в веской мере покоряют себе рефлекторные движения.

Что дотрагивается собственной реакции социального характера, имеющей в основе социальные мотивы, то она наблюдается основным образом у животных, водящих социальную жизнь.

Лишь с постепенным возвышением животных по зоологической лестнице собственная сфера все более и более развивается, причем у позвоночных, живущих социальной жизнью, начинает в знаменитой мере выдвигаться и собственная сфера социального характера, первоначально по отношению к своему ближайшему потомству, а затем и по отношению к иным представителям данного сообщества или даже ближе всего вида.

Но без сомнения, наивеличайшего развития социальная сфера личности достигает у человека, водящего столь трудную социальную жизнь, как ни одно из животных.

Само собой разумеется, что развитие собственных реакций с социальным характером у человека происходит в более позднем возрасте и стоит в прямой зависимости от условий воспитания в сообществе с иными личиками.

Поэтому у тех детей, которые воспитываются в одиночку, социальная сфера личности всегда более или менее веско запаздывает в своем развитии.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.