Навигация > Главная > Возрастная и педагогическая психология > ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Для психологической службы образования отличительны два направления работы: актуальное и перспективное.

В рамках актуального направления обсуждаются и решаются злободневные проблемы и вопросы, связанные с конкретными трудностями в обучении и воспитании детей, с нарушениями в их поведении, с трудностями в обшении (в той или иной системе отношений) и т.п.

В рамках перспективного направления исполняются, реализуются своего рода прогностические программы с учетом индивидуальных необыкновенностей ребенка, его потенциальных возможностей для гармонического развития и формирования его психологической готовности к созидательной жизни в сообществе. А это вероятно только при твореньи благосклонных психологических условий для развития всех и каждого.

Оба направления связаны между собой, влияют друг на друга; но более определяющим является все-таки перспективное направление в достижении целей школьной психологической службы. При этом чрезвычайно главным моментом является осуществление практическим психологом стыковки начальной и окончательной целей деятельности по отношению к ребенку.

На начальном этапе взаимодействия школьного психолога с ребенком определяется готовность ребенка к систематическому обучению в школе. Разработано и используется много программ комплексного обследования детей. Результаты дозволяют обретать оптимальные для данного ребенка способы обучения и воспитания.

На окончательном этапе взаимодействия психолога со школьником целью является сформированность его психологической готовности к жизненному самоопределению, которое включает личностное, социальное и профессиональное самоопределение. Обратим особое внимание на указание профессионалов о том, что речь идет не об окончательном, состоявшемся самоопределении старшеклассников, а именно о психологической готовности к такому самоопределению, которая включает в себя: а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания школьников; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают порядочные установки, временные перспективы и ценностные ориентации; в) становление особенности как результата развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником.

Работа практического психолога в системе образования исполняется по следующим главным направлениям: психологическое просвещение, психопрофилактическое, психодиагностическое, развивающее, психокоррекционное и консультативное.

Психологическое просвещение направлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям. Просветительская деятельность психолога может исполняться в различной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Главный смысл просветительской работы — знакомство с современным состоянием психологической науки, главными законо-

мерностями и условиями психического развития человека. Просветительская деятельность психолога направлена на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической подмоги формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических необыкновенностей учащихся.

Психопрофилактическая работа — формирование педагогов, детей, родителей или лиц, их сменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; творение условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предостереженье нарушений в становлении личности и интеллекта.

Можно сказать о трех уровнях психопрофилактики. Первый уровень — первичная профилактика, направленная на детей, не имеющих веских эмоциональных, поведенческих и учебных проблем. Второй уровень — вторичная профилактика, работа с детьми группы риска, у которых замечено появление подходящих проблем. Третий уровень — третичная профилактика в работе с детьми с ясно выраженными и запущенными учебными и поведенческими проблемами. На этом уровне собственно профилактическая деятельность исполняется параллельно с кор-рекционной.

В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в себя:

•    адаптацию детей к ребяческому саду, рекомендации родителям или личикам, их сменяющим, по оказанию подмоги детям в адаптационный период;

•    обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их сменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации вероятных отставаний и пробелов в подготовке к школе;

•    определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;

•    подготовка общо с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;

• проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания

максимально благосклонных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации;

•     предостереженье у детей психологической перегрузки и невротических срывов, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;

•     творение благосклонного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование тружеников учреждения по широкому кругу проблем.

При профессионально грамотном решении задач психологической службы и дошкольный, и школьный психолог занимаются в главном психопрофилактической работой. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные условия развития ребенка нарушаются, на последующей ступени приходится главное внимание сосредоточивать на коррекции и проводить специальную развивающую работу.

Психодиагностическая работа — психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства и школьного, выявление индивидуальных необыкновенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.

Для реализации этих задач практический психолог:

•     проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения его психического развития, соответствия развития возрастным нормам;

•     проводит изучение психологических необыкновенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, подмоги в профессиональном и жизненном самоопределении;

•     диагностирует психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей различного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями;

•     проводит диагностику общения детей со взрослыми и ровесниками, выявляет психологические причины нарушения общения.

Психодиагностическая работа психолога предусматривает проведение и изучение практического запроса и формулировку психологической проблемы, выбор метода диагностики и проведение исследования, а также постановку психологического диагноза. Заключительным этапом работы можно считать разработку практических рекомендаций.

Развивающая и психокоррекционная работа — активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности ребенка. Для осуществления развивающей и психокоррек-ционной работы практический психолог разрабатывает и исполняет:

•          программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;

•          программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии;

•          программы психологической подмоги детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.

Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую доли. Психологическая часть планируется и исполняется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом общо с учителем, родителями или личиками, их заменяющими.

Развивающая и коррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы практического психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их сменяющих, иных родственников ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция исполняется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения — центральной сердитой системы или психического заболевания.

Консультативная работа психолога направлена на оказание подмоги при решении человеком определенных проблем. Направления этой деятельности:

•          консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их сменяющих, по проблемам обучения и воспитания детей;

•          консультирование детей, родителей, лиц, их сменяющих, по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;

•          консультирование тружеников учреждений интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам социально-психологической реабилитации детей;

•          проведение общих консультаций тружеников учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (школы-интернаты, ребяческие дома), педагогов школ, в которых обучаются эти дети, представителей шефствующих организаций с целью обеспечения преемственности в работе с детьми;

•          проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и ровесниками, самовоспитания и др.;

•          консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом как возрастных необыкновенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в каждом конкретном учреждении.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.