Навигация > Главная > Возрастная и педагогическая психология > НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ


НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ

В педагогической практике приходится заниматься не только воспитанием, но и перевоспитанием. Такая необходимость возникает в том случае, когда у ребенка сложились плохие повадки в поведении, сформировалась отрицательная мотивация и подходящая направленность личности. В таких случаях обычно разговаривают о трудном подростке или ребенке с асоциальным поведением. Часто трудным становится ребенок подросткового возраста в силу сочетания педагогической запущенности с необыкновенностями переходного возраста. Во всех указанных случаях наблюдается проявление устойчивых, обыкновенных форм поведения с отрицательной направленностью. Перед воспитателем же стоит задача сформировать положительную направленность личности и подходящие положительные повадки.

Привычные формы поведения есть не что иное, как прочный сложившийся динамический стереотип. И.П. Павлов отмечал, что стереотип же становится косным, часто трудно изменяемым, трудно преодолеваемым новой обстановкой, новыми раздражениями. Разрушение стереотипов — отрицательных форм поведения (а именно это и становится одной из задач перевоспитания) — представляет собой веский сердитый труд. Сложившийся динамический стереотип — цепь реакций, которые исполняются одна за иной почти без участия сознания. Поэтому при попадании в обыкновенную ситуацию (школьная, семейная или какая-либо иная обстановка) эта система реакций срабатывает, проявляется часто автоматически. Даже если воспитанник дает слово исправиться, осознаёт неприглядность своего поведения и желает его изменить, ему трудно затормозить обыкновенные реакции в обыкновенных условиях. Только долгое неподкрепление этих обыкновенных реакций и творение условий для их непроявления может разрушить ветхий стереотип. Но перевоспитание предполагает не просто разрушение ветхого стереотипа, а замену его новым. Такая замена происходит в борьбе противоречий между ветхим и новым, т.е. одновременно с торможением отрицательных повадок обязаны создаваться условия для формирования опыта положительных отношений. Как показывают обследования, для трудных детей отличительно нарушение положительных связей, и, наоборот, очень прочными, действенными оказываются отрицательные связи с окружающей средой, связи с более запущенными старшеклассниками, правонарушителями.

Совершенно иначе будет идти процесс перевоспитания в том случае, когда воспитатель не только не дозволяет проявления ветхих связей, повадок, но и включает подростка в новые связи, делает его полноправным членом коллектива, соучастником общественной жизни коллектива. Изоляция трудного ребенка от сложившихся коллективов (класс, спортивная команда, кружок) заведомо обрекает его на установление и поддержание связей вне класса, на улице, во дворе. Так как ломка ветхого и формирование нового стереотипа непременно предполагает творение новых условий, то очень главно знать условия, которые породили трудность (безнадежность, вредные воздействия окружающих, обстановка в семье), с тем, чтобы по возможности устранить их или изменить. М н о г о ценных .указаний, которыми можно воспользоваться при перевоспитании, содержится в учении А.А. Ухтомского о доминанте. Доминанта — это состояние сердитой системы, стойкий, главенствующий очаг возбуждения в мозге. Потребности, интересы, взоры, установки личности физиологически представляют собой не что иное, как доминанту.

Само состояние трудновоспитуемости может быть осмотрено с точки зрения учения о доминанте как засилье нежелательных отрицательно направленных доминант. Если обратиться к исследованиям, посвященным изучению направленности личности подростков, которые стоят на учете в ребяческих комнатах милиции, проходят через приемники-распределители или же находятся в специальных школах и училищах, то оказывается, что у них гипертрофированы материальные, собственные, чисто органические потребности (аппетитно поесть, хорошо одеться и др.), духовные же потребности (познавательные, добронравные, эстетические) находятся на низком уровне развития. Та же самая направленность отличительна и для интересов этих подростков (просто гулять, ходить в кино, на танцы, играть в карты). Их идеалы базируются на детективных романах и отрицательных образцах из окружающей среды. Такая направленность личности творит вполне определенные доминанты. Раз возникшие доминанты продолжают удерживаться даже в неименье раздражителя, создается необыкновенное внутреннее состояние, которое как бы толкает подростка снова и снова совершать деянья, связанные с доминирующим, главенствующим источником. По закону торможения наличие этой сильно действующей доминанты тормозит проявление иных, более благосклонных, положительных в педагогическом отношении. Подросток разговаривает о дурном, размышляет о дурном, он как бы глух к превосходным предложениям окружающих прочитать серьезную книгу, помочь иному человеку и т.д. Сражаться с отрицательной доминантой очень трудно, так как она может еще и усиливаться за счет иных возбуждений.

Однако если возникают одновременно две доминанты, то они обоюдно угнетают друг друга и одолевает, как управляло, более сильная. На этом и обязана быть построена вся система перевоспитания трудных: в противовес возникшим дурным доминантам нужно творить, вызывать у подростков иные – полезные, превосходные, усиливать, усиливать их до полного вытеснения ранее сложившихся. В связи с этим абсолютно недостаточно, чтобы подросток отрекся от ветхих взоров, потребностей, идеалов — следует заменить их новыми, чтобы новые вытеснили ветхие и заняли их место. Переключить его энергию с вредных путей на социально полезные, дать этой энергии новый, полезный с педагогической точки зрения выход, создать новые доминанты, найти пути прибавления здоровой энергии — в этом содержится весь главной секрет успеха перевоспитания трудновоспитуемого.

Как мы уже разговаривали, деянья, реакции человека зависят не только от характера наружных воздействий, наружных условий, обстоятельств. Наружное всегда преломляется через внутреннее. Воспитатель может разъяснить подростку, как надобно вести себя, ссылаясь на образцы превосходного поведения, пытаясь вызвать укоры совести, желание исправиться. Однако все это может не принести и, как управляло, не приносит желанного результата, если воспитатель обращается к таким нравственным качествам, которые не сформированы у учащегося. Так, апелляция к общественному сужденью классного коллектива может не дать нужного результата, если он не дорожит этим воззреньем, пренебрегает воззренье соучеников, не покоряется требованию класса.

И в то же время опора на такие мотивы, как потребность в сочувствии и охране взрослого, согласии окружающих, потребность занять конкретное место в коллективе, творит необходимую положительную мотивацию подростка, благосклонные внутренние условия для перевоспитания, для замены ветхих повадок, взоров, идеалов новыми. Великое значение имеет и учет психического состояния подростка в момент воздействия на него. Понимание внутренних мотивов, побуждений очень существенно, но не всегда легко понять трудную мотивацию подростка. Он грубиянит, срывает урок, но мотивами в данном случае могут быть не желание оскорбить учителя, сломать, разрушить (а именно эти мотивы часто усматривают взрослые в сходственных поступках и соответственно реагируют на них), а иные, очень типичные, отличительные для подросткового возраста: желание выделиться из массы иных подростков, утвердиться в коллективе, привлечь к себе внимание и т.п. Например, подросток остался на второй год. Сам по себе этот факт — травмирующий, малоприятный для любого, пожалуй, подростка, но каждый из них желает пользоваться в коллективе вниманием и почтением. Превосходный воспитанник добивается этого своими успехами, а как быть второгоднику? В этом случае используется то единственное превосходство, которое дает ему возраст, — силу: он начинает физически притеснять своих одноклассников, пытаясь завоевать этим маршрутом их признание. Или трудные подростки вступают в конфликт с воспитателем, чаще всего в пребываньи класса. Это делается с целью показать, что они могут делать то, что иные считают для себя невероятным. Тем самым подросток утверждает себя как личность. В таких случаях одним из способов перевоспитания может быть замена деянья. Успех перевоспитания будет содержаться в том, чтобы найти такую задачу для подростка, которая давала бы ему возможность психологического удовлетворения (обеспечивала ему завоевание благородного места в коллективе, преодолевала его чувство ущемленное™, способствовала проявлению его взрослости) и вместе с тем не была бы антиобщественной. Не всегда конкретное решение этой задачи посещает легким, но это — одно из средств эффективного перевоспитания.

Трудновоспитуемый ребенок обычно обнаруживает те или иные индивидуальные необыкновенности характера. При этом крайне главно добиться от окружающих лиц понимания того, что трудность характера появилась результатом обстановки, ошибочного подхода, что изменение отношения к подростку повлияет и на изменение его характера. Можно выделить несколько наиболее типичных групп школьников, характеризующихся определенными чертами и требующих индивидуального подхода.

Группа эмоционально непрочных. Они кидают начатое, переключаются на иное занятие, делают это кое-как и опять кидают. При неустойчивости характера подросток поддается всякому соблазну, делается легко внушаемым, подражателем: с дезорганизаторами он — дезорганизатор, с воришками — вор и т.д. В беседах такие подростки посещают прямодушны, каются, легко дают обещания, но и так же легко их нарушают. Для непрочных требуется твердый режим, вежливый контроль, проверка исполненья каждой работы. На них необыкновенно пагубно действуют нарушение распорядка, частые изменения управлял, срывы в расписании уроков, отступления от режима. В работе с ними, ввиду их легкой податливости педагогическому воздействию, нельзя успокаиваться на первых достигнутых успехах, нужно закрепить их в регулярной деятельности, для чего требуется долгое время. Превосходные товарищи, индивидуальное шефство, устранение соблазнов позитивно влияют на этих детей.

Возбудимые, аффективные. Шутка друга, замечание педагога могут у них вызвать бурную реакцию. Сила взрыва не подходит силе раздражителей данной ситуации: взрыв идет изнутри. В это время они не размышляют даже о ближайших последствиях своего поведения. Аффективность, взрывчатость, враждебность являются защитными деяньями, которые необыкновенно закрепляются, делаются обыкновенными реакциями, когда они привели к желанному для ребенка исходу, когда он таким образом победил, обезоружил своего соперника, желая бы и на краткое время.

Целесообразно устранять причины эффективности таких детей. Уже при первом подходе к ним необходимо ровное, безмятежное, участливое отношение. Дружеская беседа с таким воспитанником, во время которой он мог бы поделиться искренно с учителем своими горестями, рассказать все, что накопилось у него на душе, о всех своих обидах и притеснениях, умение в то же время повлиять на семью, создать новые взаимоотношения среди ее членов, изменить их отношение к ребенку — все эти и иные средства могут эффективно повлиять на изменение его характера в положительную сторону и не только сгладить злобно-эмоциональные установки, но и создать противоположные: дружелюбие, доброжелательность, выдержанность, умение обладать собой.

Подростки недоверчивы, скрытны, обидчивы. Такой характер формируется под воздействием подавляющего воспитания, обидного отношения, часто при предпочтении их иным детям, любимчикам. Не обретая выхода из создавшегося положения, такие подростки уходят в себя, замыкаются, проявляя безучастность, безразличное хладнокровие. Они обычно смирны, но не включаются в работу класса, необыкновенно если эта работа для них тяжела, сторонятся и беспокойных друзей, и шумной компании. Эти подростки, как управляло, одиночки, вне жизни школы и семьи. Но у них может быть избирательная установка: ясная тема, занимательный школьный предмет, влиятельный педагог, любимый товарищ могут втянуть их в работу, в какие-либо занятия, забавы и пр.

Следует вдумчиво проникнуть в глубину личности таких детей, где под прикрытием наружного хладнокровия, скрытности происходит иногда богатая эмоциональная жизнь. В иных случаях их психическая деятельность протекает медлительно, вяло и бледно. Эти подростки в некоторых отношениях более трудны при подходе к ним, чем аффективные, так как недалеко никого к себе не дозволяют. Но при разумном подходе они открываются; союз с ними может быть более прочен и глубок, чем с другими; свойственные характеру этих детей черты сглаживаются, и они могут стать серьезными, активными членами коллектива. Подход к ним требует особого такта и осмотрительности: доброжелательная забота, внимание, вовлечение в коллектив через подбор надежных друзей являются действенными средствами. Их необыкновенно полезно включить в живую, активную работу, ставить им преодолимые барьеры, препятствия в работе, занятиях: эти дети порой пугливы, не веруют в свои силы. Вначале целесообразны и помощь педагога, друга, подбадривание, но постепенно надобно приучать их к полной самостоятельности.

Физические и нравственно-психические изъяны оказываются причиной появления у школьников комплекса неполноценности. Под этим понятием следует разуметь необыкновенности поведения человека, вызванные устойчивым представлением о своей физической, психической или нравственной ущербности1. Ребенок не всегда полно и беспристрастно представляет свои физические и психические возможности. Представление о изъянах порой существует подсознательно, в свернутом виде. Например, у школьника может существовать комплекс неполноценности, связанный с учением. Он примечает успехи одноклассников и собственные неудачи, но не может найти причины этого, желая факт понимания неуспеха ему доступен. Комплекс неполноценности может быть связан с наружным видом, фигурой, чертами личика. Например, девочка в связи с этим может устремляться к уединению, стараться всячески избегать привлечения к себе внимания. Наблюдения показывают, что комплекс неполноценности может компенсироваться. Формы такой компенсации могут быть разными: приемлемыми и неприемлемыми для окружающих. Так, если ребенок, у которого имеется комплекс неполноценности в отношении учения, физически сильный, то он может пренебрежительно относиться к физически слабому отличнику (даже побить его). Но может быть компенсация и в иной форме. Ущербность, связанную с неименьем способностей в учебной деятельности, некоторые дети компенсируют организаторской деятельностью (о ком-то беспокоятся, что-то организуют).

Успех перевоспитания зависит не только от того, имеет ли воспитатель светлое представление о изъянах подростка, которые требуется искоренить (недостатки, плохое можно обнаружить достаточно легко), но, основное, от того, насколько ясно раскрыты, обнаружены положительные, здоровые моменты в его личности. Концентрация педагогических усилий вокруг здоровых, положительных сторон творит предпосылки для удачного перевоспитания. Констатирование достижений, стремление найти и указать подростку на то превосходное, что в нем есть, творение условий для удачной деятельности всегда дает веско больший эффект, так как вызывает повышение жизненной энергии, настроения, трудоспособности. Затрагивая положительное, здоровое, делая ударение на этом, можно в определенном отношении ослабить силу воздействия отрицательных черт трудного характера. В воспитании и перевоспитании громадную роль играет учет потребности подростка в общении. Эта потребность, очень отличительная для данного возраста, или не довольствуется, или, что еще хуже, довольствуется на улице, иногда людьми старшими, но распущенными, использующими его в своих корыстных целях.

Многое зависит от типа общения между воспитателем и воспитанником (воспитанником и учителем, родителями и детьми, взрослыми и подростками). Один тип общения – это доброжелательная требовательность, пусть даже очень высокая, но доброжелательная; прямодушная, выраженная заинтересованность в успехах, собственный контакт, умение выслушать, а не прерывать подростка огорчительными репликами. Иной тип общения, когда воспитатель сыплет двойками, записями в дневнике, наказаниями, орёт. В результате второго типа общения может расти омерзенье подростка к учению, школе, воспитателю, а в последующем складывается полное безразличие к крику, угрозе, наказанию. Природно, что этот стиль общения распространяется не на всех, а на некоторых, как управляло, неблаговоспитанных, плохо успевающих, которые до определенного медли терпят такое положение, а в 12—13 лет начинают протестовать в самых различных формах, некоторые из них доходят и до унынья, зачисляются в категорию трудных, а подчас и действительно ими становятся.

Сложность перевоспитания трудных лежит не только в необыкновенностях подростка, но и в необыкновенностях личности, характера воспитателя. Неименье чувства меры у воспитателя (строгость и требовательность одних и панибратство иных) приводит или к обоюдному сомненью, недоброжелательному отношению между воспитателем и воспитанником, или к подрыву авторитета воспитателя. Но и в том, и в приятелем случае нарушается контакт, что затрудняет или делает вообще невероятным процесс воспитания. Подросток обязан быть уверен, что воспитатель — его ближайший взыскательный друг, что он может справиться с трудностями, найти выход из трудного положения, что ему можно доверить свои сокровенны, получить совет, поддержку.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.