Навигация > Главная > Возрастная и педагогическая психология > ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В первые дни школьной жизни ребенок посещает настолько переполнен новыми впечатлениями, что даже у подготовленных к обучению детей проявляются порой совсем нетипичные для них необыкновенности в поведении. Психологи выделяют ряд факторов, оказывающих воздействие на поведение учащихся в начале обучения. К ним относится резкое изменение режима всего дня. Многие дети после занятий предоставлены сами себе, обязаны самостоятельно распределять свое время, что плохо им удается, дезорганизует и утомляет. Дополнительное утомление творит и то, что с приходом в школу ребенок все время занимается напряженной умственной деятельностью, тогда как в ребяческом саду его день по превосходству был заполнен интересной забавой. Влияют на него также и новые взаимоотношения. Вначале он поглощен только учебой, малюсенько входит в контакт с одноклассниками и некоторое время ощущает себя чужим, а в ребяческом саду в процессе коллективных игр непрерывно общался со ровесниками. Вся жизнь в школе связана с персоною учителя, а позиция педагога по отношению к ребенку отличается от позиции воспитателя ребяческого сада. Отношения с воспитателем были более интимными, он исполнял по отношению к ребенку в какой-то ступени функции родителей, а отношения с учителем складываются только в процессе учебной деятельности и являются деловыми и более сдержанными, что несколько сковывает начинающих учеников, творит напряжение.

Часто далек посещает для первоклассников и общешкольный коллектив. В нем они ощущают себя пока еще беспомощными малышами, тогда как в ребяческом саду сами опекали и беспокоились о них. Все это влияет на поведение ребенка. Порой воспитатель ребяческого сада, пришедший в школу посмотреть на своих учеников, не узнает некоторых из них. Радостные и оживленные превратились в тихих, заторможенных, неуклюжих, и наоборот, смирные и уравновешенные стали возбудимыми. Общее состояние школьника отражается и на необыкновенностях протекания психических процессов. Внимание характеризуется узостью, неустойчивостью. Первоклассник может быть поглощен деятельностью учителя и не примечать окружающего, но наряду с этим неожиданный ясный раздражитель прытко отвлекает его от занятий. Проявляются и некоторые необыкновенности памяти, приключается, что дети забывают личико учителя, расположение своего класса, парты.

В связи с вышесказанным для учителя в это время очень главно составить правильное представление о личности воспитанника и помочь ему полноценно включиться в новую жизнь.

Но вот переходный период окончен. Ребенок привык к школе, полностью включился в учебную деятельность.

Как же развивается личность школьника в процессе обучения? В основе развивающихся потребностей лежат те, которые принес ребенок из дошкольного детства. Сохраняется потребность в забаве. Поэтому в первое время присутствия в школе существенным фактором для пробуждения интереса к обучению, для облегчения трудной учебной деятельности является введение игровой ситуации на уроке, использование дидактических игр. Остается такой же сильной, как у дошкольника, потребность в движении. Часто она мешает ребенку сосредоточиться на уроке, он непрерывно испытывает желание подвигаться, походить по классу. Многие дети, удерживая себя на .уроке, проявляют особую подвижность на смене, причем так усиленно бегут и скачут, что утомляются и этим снижают свою трудоспособность на уроке. Вот почему учитель, так же как и воспитатель ребяческого сада, обязан уметь организовывать их досуг, включив подвижные забавы на сменах, а также дать им возможность подвигаться и на уроке. Однако особо означаема для последующего развития личности младшего школьника, как и дошкольника, потребность во наружных впечатлениях. Именно на основе этой потребности прытко развиваются новые духовные потребности, в том числе и познавательные: потребность завладеть з н а н и я м и , умениями, навыками,

проникать в их сущность. Потребность во наружных впечатлениях, таким образом, в начале обучения остается главный движущей силой развития. В связи с развитием познавательной потребности возникают разнородные мотивы учения.

Под воздействием новой водящей деятельности у младших школьников формируется более устойчивая структура мотивов, в которой мотивы учебной деятельности становятся водящими. Одни из них возникают в процессе обучения и связаны с содержанием и формами учебной деятельности, иные лежат как бы за пределами учебного процесса. Заключительные, в свою очередь, делятся на широкие социальные мотивы (превосходно работать, после окончания школы поступить в институт и т.д.) и собственные. В них отражается стремление к собственному благоденствию (заслужить хвалу взрослых, получить хорошую оценку).

Социальные мотивы представлены достаточно широко уже у учащихся II—III классов. Дети разговаривают: Хочу быть доктором, чтобы врачевать людей, В наше время нельзя не учиться, т.е. они знают о важности обучения, необходимости его для сообщества. Эти мотивы не всегда сразу соотносятся с процессами учебной деятельности, но они являются существенной предпосылкой для развития чувства длинна перед сообществом и при умелом руководстве педагога могут быть не только осознаваемыми, но и действенными. Ряд социальных мотивов возникает под воздействием учебной деятельности. Сначала хвала учителя, а затем и выставленная беспристрастная оценка становятся все более и более означаемыми для воспитанника, так как во многом обусловливают его благоденствие, отношение учителя, недалёких. K III классу означаемым фактором, стимулирующим удачное обучение, становится воззренье коллектива. Это происходит потому, что у учащегося появляются свои интересы, своя сфера отношений со ровесниками. Вот почему к III классу положительные или отрицательные мотивы учения во многом зависят от настроя коллектива. Если в классном коллективе воспитано здоровое отношение к учению, то оно постепенно распространяется на всех, если же коллектив безразличен к успехам в учебе или отрицательно к ним относится, то отдельные воспитанники прытко поддаются этой обстановке. Задачи учителя, таким образом, — учитывать настрой класса и его воздействие на учащихся.

По мере овладения учебной деятельностью развиваются и мотивы, заложенные непосредственно в процессе обучения. В первую очередь это интерес к овладению способами деятельности, процессу чтения, рисования, а в последующем к самому учебному

предмету. Обычно первоклассники не могут еще выделить любимый учебный предмет. Они именуют четыре, пять предметов, но на первое место ставят те из них, которые увлекли их способами деяния. Так, материалы по учебным интересам, собранные студентами, показывают интерес учащихся к математике, рисованию, физкультуре, чтению, труду, т.е. к тем дисциплинам, где они действуют с предметами практически или в умственном плане. Во II классе круг учебных предметов, интересующих детей, сужается, а к III — доходит до двух и даже одного, т.е. ребят привлекает уже само содержание предмета. Но и интерес к предмету как мотив обучения также имеет свою динамику: сначала это увлеченность фактами и событиями, а в III классе — и интерес к раскрытию причинно-следственных зависимостей.

Особо следует выделить и подчеркнуть значимость интереса к самому процессу познания. По исследованиям Л.И. Божович, уже в дошкольном возрасте выделяются малюсенькие исследователи — дети, устремляющиеся сами раскрывать для себя мир. Проявление такого интереса у ребенка значит его постоянную познавательную активность без всяких специальных стимулов. Отмечается, что для детей с ясно выраженным интересом к познанию сам этот процесс доставляет великое удовольствие. Нынче действующая программа для начальных классов предусматривает высокий уровень умственного развития детей, ставит своей целью в первую очередь пробудить их интерес к процессу познания как наиглавнейшему в структуре учебных мотивов младшего школьника. Итак, разнородные мотивы учения, причины, их вызывающие, и, соответственно, постоянная работа учителя по развитию положителных, социально означаемых мотивов учения — первостепенный фактор в развитии личности младшего школьника.

В младшем школьном возрасте существенно развиваются и мотивы поведения, которые также начинают описывать личность воспитанника. Одним из высоконравственных мотивов поведения младшего школьника являются идеалы. В исследованиях психологов выявлено, что его идеалы имеют ряд необыкновенностей. Во-первых, они носят конкретный характер. Идеалами, как и в дошкольном возрасте, становятся основным образом смелые личности, о которых ребенок слышал по радио, глядел в кино, читал в книгах. Идеалы младшего школьника непрочны, прытко меняются под воздействием новых, ясных впечатлений. Еще одна необыкновенность, отличительная для его идеалов, проявляется в том, что он может поставить перед собой цель подражать героям, но, как управляло, подражает лишь наружней стороне их поступков. Даже правильно проанализировав содержание поступка, младший школьник не всегда соотносит его со своим поведением. Личность младшего школьника проявляется и формируется в общении. Потребность общения довольствуется основным образом в водящей учебной деятельности, что и определяет его взаимоотношения. Учебная деятельность, являясь индивидуальной по своему существу, на первом этапе обучения затрудняет образование коллективных связей и взаимоотношений. По сопоставленью с дошкольным детством круг общения младшего школьника сужается. Как подчеркивалось выше, в первую очередь для него означаема личность учителя, который вводит ребенка в учебную деятельность. Педагог для него — главный и беспрекословный авторитет. Именно на общение прежде всего с учителем и направлен младший школьник. В первое время обучения он также воспринимает одноклассников через учителя и обращает на них внимание, когда во время уроков учитель расценивает их, подчеркивает успехи или неудачи. Вот почему в начале обучения у учащихся отсутствует высоконравственная оценка своих друзей, нет настоящих межличностных отношений, отсутствуют коллективные узы. Связи и отношения начинают складываться в процессе учебной деятельности и совершенствуются в общественной жизни. Учитель начинает давать школьникам индивидуальные и групповые общественные поручения. Постепенно выделяется классный актив. Процесс этот трудный и противоречивый, очень часто активные дети захватывают инициативу в общественной жизни, но мотив их деятельности — желание показать себя, выделиться. Учителю рекомендуется привлекать в общественную жизнь самых разных детей, чтобы сформировать актив класса именно из ребят с общественными интересами, ответственных и инициативных.

На втором-третьем году обучения отношение школьника к классному коллективу меняется. Эти изменения в первую очередь связаны с новым отношением к учебе и личности учителя, причем личность учителя становится менее означаемой, но зато устанавливаются б^лее узкие контакты с друзьями, одноклассниками, с которыми вместе усваивают знания, участвуют в общественной жизни, связанной с забавами, соревнованиями, походами. Постепенно в классном коллективе деловые связи и взаимоотношения начинают подкрепляться порядочной оценкой поведения каждого из ребят. Они начинают все глубже осознавать те или иные стороны личности сверстников.

Собственные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте лежат в основе контактных дружеских сортировок, так нарекаемых малых групп, и часто сложившиеся в них отношения становятся для воспитанника более означаемыми. В малых группах, как управляло, есть свои вожаки (лидеры). В них складываются свои нормы поведения, свои интересы. И если они противоречат требованиям уставных организаций, то между учащимися этой группы, с одной стороны, и учителем и активом класса – с иной, может возникать смысловой барьер, непонимание, отчужденность. Окончательно, не следует размышлять, что малая группа – непременно антагонистическое ядро внутри классного коллектива. Против, большинство входящих в эти группы ребят, имея свои особые интересы, не прекращают быть активными членами всего коллектива.

Учитель во всех случаях обязан знать ценности малых групп своего коллектива, знать лидеров, умело влиять через них на членов группы, всегда учитывать ее воззренье и желание при выборе актива. Необыкновенности взаимоотношений в малых группах, межличностные отношения младших школьников обязаны быть предметом изучения педагога. Это поможет ему правильно выделить актив класса, облегчит его воздействие на коллектив и отдельных учеников, поможет регулировать отношения детей в коллективе.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.