Навигация > Главная > Общая психология > 5. Понятие в начальные годы средней школы (11-13 лет)

5. Понятие в начальные годы средней школы (11-13 лет)


5. Понятие в начальные годы средней школы (11-13 лет)

Какие изменения происходят в понятийном мышлении ребенка в начальные годы средней школы, в возрасте неполной средней школы? Сообразно исследованию Р. Натадзе, в мышлении 11 —13-летнего ребенка обнаруживаются неподражаемо веские изменения.

В первую очередь, изменение дотрагивается сознания признака. Если на предыдущей ступени ребенок осознал значение специфического признака, а существенный признак все еще находился на заднем плане, то сейчас положение меняется в том смысле, что значение существенного признака, желая бы практически, для мышления подростка становится вполне достижимым. Это значит, что не существует задачи, в которой им бы не сознавалось превосходство существенного признака. Если ребенку дать двоякое определение одного и того же понятия — одно с использованием специфических признаков, а иное — существенных, он не только отдаст предпочтение второму, но и признает его единственно правильным определением: специфический признак, как только лишь специфический, его уже не удовлетворяет. Подростка теперь интересует понятие, отражающее не поверхностную сторону действительности, а ее существенные стороны.

Однако было бы ложным мыслить, что 11 — 13-летний ребенок конечно и полностью овладел сознанием существенного признака. Дело в том, что на этой возрастной ступени подросток лишь практически овладевает значением существенного признака. Правда, когда ему приходится доказывать правильность своих операций, он делает это с указанием на существенные признаки. Однако симптоматично, что подросток в этом случае довольствуется всего лишь указанием на существенные признаки, то есть нарекает их; за редким исключением он оказывается не в состоянии отметить, что дело тут именно в существенности признака. У ребенка еще недостаточно развито сознание существенного признака. Он только практически учитывает этот признак.

Но и данный уровень сознания существенного признака в этом возрасте ребенком достигнут полностью лишь в пределах конкретных признаков. Когда он имеет дело с более отвлеченным материалом, когда ему приходится совершать мыслительные операции на основе отвлеченных признаков отношений, то он обычно оказывается не в состоянии сохранить не только уровень сознания существенных, но и специфических признаков, опять возвращаясь к пройденным этапам своего развития.

Несмотря на это, достижения ребенка данного периода крайне главны. Можно сказать, что в пределах наглядного, конкретного материала понятие ребенка уже почти исполняет роль истинного понятия, а не его функционального эквивалента, которое по своему содержанию весьма далеко от истинного понятия. Понятие ребенка сейчас практически представляет собой соединенье существенных признаков.

Единственное, что мешает счесть его истинным понятием, это то, что данное соединенье признаков еще не является таким, какое подразумевается в истинном понятии. Подходящие опыты подтверждают, что правильная идея синтетического соединенья признаков детям данного возрастного периода еще чужда.

Это видно из того, что любое общее понятие — впрочем, как и конкретное — ребенок считает как бы простой суммой подчиненных понятий, а не синтетическим соединеньем существенных признаков и, следовательно, новым понятием. Например, ребенок знает, что существуют транспортные средства, движимые с поддержкою как человеческой силы, так и животной силы. Но если перед ним поставить задачу соединенья этих понятий в более общее понятие, то он произведет не их синтез, отметив, что это — средства, движимые с поддержкою живой силы, а просто суммирует их, сказав, что это — средства передвижения с поддержкою силы человека и животного.

Отмеченное обстоятельство с очевидностью свидетельствует о том, что понятие детей данного возраста еще не является истинным синтезом существенных признаков.

Однако стоит дать ребенку определенный стимул в этом направлении, оказать ему некоторую помощь — задать надлежащие вопросы или дать определение понятия, и тогда ребенок условно легко додумывается, что тут дело в синтезе, а не в простом суммировании.

Таким образом, желая 11 — 13-летний подросток не способен самостоятельно, спонтанно объединить существенные признаки в одно понятие маршрутом их синтеза, тем не менее синтез не совсем чужд ему; данное обстоятельство нужно считать самым главным достижением этой возрастной ступени. Только следует помнить, что это достижение также ограничивается пределами конкретного, наглядного материала; ребенок данного периода не в состоянии синтезировать признаки отвлеченных соотношений даже при оказании ему помощи.

Вторым веским достижением в развитии понятийного мышления в данном периоде нужно считать следующее: на предыдущей ступени развития беспомощность мышления ребенка проявлялась неподражаемо зримо в случае вербального материала: условно легко достижимое на конкретном, наглядном материале, оказывалось безусловно недоступным на вербальном материале. Но в возрасте 11 — 13 лет происходит резкий скачок в этом направлении — подросток настолько скоро и легко овладевает вербальным материалом, что создается впечатление, словно теперь ему уже все одинаково, на каком материале — на вербальном или наглядном — ему приходится исполнять свои интеллектуальные операции и сочинять понятия. Во всяком случае, для большинства подростков данного возраста это так.

Таким образом, одно из самых веских достижений данного возрастного периода состоит в начале овладения вербальным мышлением, что очень главно неподражаемо для педагогической практики. В средней школе метод наглядности уже не имеет такого великого значения, как на уровне начальной школы.

Добавив к этому и то, что способность к формально-логическому мышлению пробуждается именно в этом возрасте, становится понятно, насколько главна данная возрастная ступень в истории онтогенетического развития понятийного мышления. Дело в том, что на предыдущих возрастных ступенях понятийное мышление ребенка было узко связано с содержанием понятий; в частности, о взаимоотношениях между понятиями он судил, основываясь на том, что он эмпирически знал о содержании их взаимоотношений. Если же ребенок об этом ничего не знал, то не мог сказать почти безусловно ничего толкового условно их взаимосвязи, то есть формальное, алгебраическое мышление ему было безусловно недоступно.

Теперь же, в возрасте 11—13 лет, происходят изменения и в этом плане. Подросток может вовсе не знать содержание данного понятия, но это не мешает ему высказать свое суждение по предлогу взаимозависимости понятий. В этом случае он руководствуется не эмпирическими, а необыкновенно логическими, формальными отношениями. Например, предложим ребенку этого возраста следующую задачу: пусть х = а + b, а = с; какое число больше — с или х?; мы убедимся, что он легко решит ее, невзирая на то, что не знает содержания ни х, ни с. Если х содержит а и b, при этом с не больше а, то оно будет меньше х — ответит ребенок. В предыдущем возрастном периоде случаи такого формального, алгебраического мышления встречаются только в виде исключения. Таким образом, логическими взаимоотношениями понятий подросток впервые овладевает в периоде 1 1 — 1 3 лет.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.