3.4. ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ И СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ
Как выделить по-истинному естественно одаренных детей среди детей, которые показывают высокие достижения, благодаря особым условиям воспитания (иногда благодаря форсированному натаскиванию со стороны родителей, репетиторов, гувернеров и т. п.)? Этот тонкий вопрос требует не только применения особых методик, но усвоения разветвленной, дифференцированной сетки особых понятий- В данном параграфе больше внимания уделено теоретическим представлениям и меньше — описанию конкретных методик. Это, в частности, оправдано тем обстоятельством, что отдельные методики на измерение творческого потенциала личности (например, адаптированные методики Е. Торранса, методики Д. Б. Богоявленской и иных творцов) требуют высокого уровня специальной подготовки и при нарушении тонких деталей диагностической процедуры могут давать абсолютно невалидную информацию об уровне этого потенциала у конкретного ребенка.