Навигация > Главная > Основы психодиагностики > Тесты специальных способностей и достижений

Тесты специальных способностей и достижений


Тесты специальных способностей и достижений

Толчком для развития тестов специальных способностей стало сильное развитие профессионального консультирования, а также профессионального отбора и распределения персонала в промышленности и военном деле. Стали появляться тесты механических, канцелярских, музыкальных, артистических способностей. Создавались тестовые батареи (комплек ты) для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и иные учебные заведения. Было разработано около дюжины комплексных батарей способностей для использования в образовании и при консультировании и распределении персо нала. Различаясь составом, методическими качествами, они сходны в одном — их характеризует низкая дифференциальная валидность. Учащиеся, избирающие различные области образования или профессиональной деятельности, незначительно различаются своими тестовыми профилями .

Экспериментально-теоретической основой для построения комплексных батарей способностей стало применение особой техники обработки данных об индивидуальных различиях и корреляций между ними — факторного анализа. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ дозволял точнее определить и классифицировать специальные способности. Поэтому остановимся немно-

го на истории этого направления исследований.

Английский психолог Чарльз Спирмен в статье 1904 г. пришел к выводу, что положительная корреляция между тестами на различные способности (например, математические и литературные) выявляет некоторый общий ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ФАКТОР. Он обозначил его буквой G (от англ. General — общий). Помимо фактора, общего для всех видов деятельности, в каждом из них при его осуществлении обнаруживается специфический фактор, свойственный только данному виду деятельности ( S -фактор).

[ Примечание. После Ч. Спирмена многие иные исследователи часто подтверждали существование генерального фактора. В том числе вполне остроумно это делалось с подмогою факторного анализа таблицы обычных отметок воспитанников по различным школьным предметам (М. Рошлэн). Существование фактора G на этих данных пояснить очень просто: как управляло, отличники (воспитанники с высоким G ) и двоечники (воспитанники с низким G ), отличающиеся соответственно более высокими или более низкими баллами по всем предметам, встречаются чаще, чем воспитанники с резко нестабильным профилем достижений — высокими баллами по одним предметам и низкими баллами по иным предметам. — Прим. научного редактора].

Позднее теория Спирмена уступила место МНОГОФАКТОРНЫМ ТЕОРИЯМ интеллекта (подробнее о теориях интеллекта см. 3.4). Выяснилось, что отдельные тестовые показатели объединяются в родственные подгруппы и за каждой такой подгруппой скрывается определенный латентный фактор, определяющий общий уровень достижений испытуемого по всей подгруппе тестов. Причем в различные тесты один и тот же латентный фактор вносит различный вклад (вес, ФАКТОРНУЮ НАГРУЗКУ). Например, вербальный фактор может иметь больший вес в тесте на словарный запас, меньший — в тесте словесных аналогий и совсем незначительный — в тесте на математическое мышление. Корреляции тестов между собой являются результатом нагруженности их родственным им всем латентным фактором. Главно подчеркнуть, что факторы, которые выделялись в результате факторного анализа, не придумывались и не задавались учеными из теоретических уразумений, а возникали как бы сами собой — в результате появления сортировок скоррелированных тестов.

Одним из первых разработал и применил многофакторный анализ тестовых данных американский психолог Л. Л. Терстоун (главные работы вышли в 20—30-е гг.). С подмогою разработанного им.центро-идного метода факторного анализа, основываясь на обширном статистическом материале, он выделил 12 факторов, которые он обозначил как первичные умственные способности (см. 3.4). Последующие исследования привели к увеличению факторов. Число когнитивных факторов, описанных на нынешний день, ‘превышает 120.

На основе факторных исследований создавались многофакторные батареи тестов способностей, дозволяющие измерять индивидуальный уровень каждой из способностей. Наиболее знамениты среди них Батарея тестов общих способностей ( GATB ), включающая тесты способностей для конкретных профессий.

Современное понимание факторного анализа вносит некоторое изменение в ту его трактовку, которая существовала в 20—40-х гг. Факторный анализ — это обобщение линейных корреляций. Но линейные корреляции не могут считаться универсальной формой выражения функциональной связи между психическими процессами. Следовательно, неименье линейных корреляций не может толковаться как неименье связи вообще. Поэтому факторный анализ и доставаемые посредством этого анализа факторы не

всегда верно отражают зависимости между психическими процессами. В истиннее время разрабатываются более трудные алгоритмы многомерной статистической сортировки тестовых данных. К возможностям традиционного факторного анализа и к выделенным с его подмогою факторам современные ученые относятся с определенной осмотрительностью и не считают этот анализ универсальным прибором изучения психики, а следовательно, и точным базисом для конструирования психологических тестов.

Наряду с тестами интеллекта, специальных и ком плексных способностей возник и еще один тип тестов, широко применяемых в учебных заведениях, — ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ. Этим термином западные тесто-логи-психометристы окрестили педагогические тесты предметных знаний — знаний по определенным учебным предметам, а также профессиональные тесты — на специальные профессиональные умения и навыки.

В отличие от тестов интеллекта они отражают не столько воздействие многообразного накопленного опыта, сколько воздействие специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. История развития этих тестов может быть прослежена с момента смены в Бостонской школе устной формы экзаменов на письменную (1845 г.). В Америке тесты достижений используются при отборе сотрудников на государственную службу, начиная уже с 1872 г., а с 1883 г. их применение становится регулярным. Наиболее веская разработка элементов техники конструирования тестов достижений выполнена в течение первой мировой войны и сразу после нее. [Примечание. Наши обычные школьные контрольные работы на проверку знаний и умений являются ничем иным, как не слишком превосходно формализованными и отработанными тестами достижений. — Прим. научного редактора].

Тесты достижений относятся к наиболее многочисленной группе диагностических методик. Одним из наиболее знаменитых тестов достижений и широко применяемых в США до сих пор является Стэнфор-дский тест достижений ( SAT ), впервые опубликованный в 1923 г. С его подмогою оценивается уровень обученности в различных классах в средних учебных заведениях.

Значительное число тестов специальных способностей и достижений было создано в рамках психо техники (индустриальной психологии) под воздействи ем практических запросов со стороны промышленности и экономики. Последующее развитие тестов достижений привело к появлению в середине XX века критериально-ориентированных тестов (см. 3.5).

В целом развитие исследований и сбор статистических данных о применении тестов в психодиагностике веско продвинуло науку о тестах (ТЕС-ТОЛОГИЮ), которая в психологии составила ядро ПСИХОМЕТРИКИ (науки о психологических измерениях). С 1936 года в США выходит специализированный журнал Психометрика. Иной водящий журнал в этой области — Образовательные и психологические измерения. В этих журналах еще до второй мировой войны и вскоре после нее выпущены ставшие классическими работы таких психометрис-тов, как Рюлон, Гилфорд, Кронбах, обосновавших, в частности, широко используемые нынче методы измерения НАДЕЖНОСТИ, ВАЛИДНОСТИ И РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ тестов (см. 2.3).

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.