2. Восприятие соотношения и суждение
Но ведь иногда соотношения даны и непосредственно. Мы знаем, что соотношение можно также воспринять. Так в чем же разница между восприятием соотношения и суждением? Ответить на данный вопрос нетрудно, вспомнив о существовании определенного взаимоотношения между восприятием и мышлением. Мышление -вторичный процесс, основывающийся на восприятии и подразумевающий повторное, сознательное, активное отражение данного через восприятие содержания. Восприятие двух одинаковых линий, например, еще не значит, что мы утверждаем их равенство, для этого необходимо воспринятое равенство превратить в предмет повторного наблюдения, умышленно сравнить эти две линии, чтобы удостовериться, что между ними действительно существует соотношение равенства. Лишь после этого мы будем иметь право сказать о суждении — маршрутом активного сравнения мы убедились, что между ними действительно существует соотношение равенства.
Для суждения отличительна именно убежденность в фактическом существовании определенного соотношения, тогда как в переживании восприятия вопрос о том, правильно это или не правильно, никогда умышленно не ставится. Восприятие само по себе в сущности никогда не дает ответа на заранее поставленный вопрос, тогда как для мышления отличительным является именно это. Поэтому понятно, что истинное суждение в качестве ответа на вопрос всегда содержит в себе переживание уверенности в своей правоте, убежденности в действительном существовании отмеченного соотношения.
Логически беспристрастная истинность суждения и уверенность совпадают друг с другом; с точки зрения логики мы можем быть уверены лишь в том, что беспристрастно правильно. Поэтому логику интересует суждение постольку, поскольку оно представляет собой форму познания истины. Для нее не имеет никакого значения то, уверен ли субъект в истинности суждения, ведь логика увлекается лишь беспристрастной истинностью суждения, а то, как это суждение переживается тем или иным субъектом, выходит за рамки ее интересов.
Зато психология увлекается именно этим переживанием — для нее главным является переживание суждения, а не истинность его содержания. А в переживании суждения, как было показано, главным является уверенность субъекта в действительном существовании установленного им соотношения, в истинности его суждения.
Одним словом, логика увлекается беспристрастной истинностью суждения, а психология — субъективным переживанием. Поэтому главной проблемой психологии суждения является вопрос уверенности.