Тибетское государство было основано в VII в. королём по
имени Сронцзан-гампо (ок. 617-649). Талантливый полководец и разумный
правитель, он непрерывно расширял границы своего царства в результате успешных
военных походов. В период его правления в Тибете была изобретена
письменность, начали переводить медицинские сочинения. Конец VIII в. — время
расцвета Тибетского царства, его многосторонних контактов с Индией, Китаем,
Персией и иными государствами Средней Азии. Вместе с посольствами этих
стран ко двору тибетских правителей прибывали лекари, которые были хорошо
знакомы с арабской и греческой медициной. Однако наивеличайшее воздействие на
искусство врачевания в Тибете оказали индийские и китайские традиции.
6.1. ИНДИЙСКИЕ И
КИТАЙСКИЕ ТРАДИЦИИ В СИСТЕМЕ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Согласно свидетельствам тибетских творцов, в VII в. тремя
докторами — китайским, индийским и персидским — был написан медицинский трактат
«Оружие бесстрашия». Традиция тибетской медицины, которая берет начало от его
текстов, именуется «старой медицинской школой». Творений творцов этой
школы практически не сохранилось. Постоянный приток иностранных лекарей в
Тибет длился и после смерти Сронзцан-гампо, а религиозно-философской
основой тибетской медицины стал буддизм. Медицина была долею буддийского
образования, основу которого сочинял «курс десяти наук». В него входили
«пять великих наук» — буддийская философия, логика, медицина, грамматика,
буддизм; и «пять малых наук» — технология ремесел, теория поэзии,
лексикология, астрология и хореография. В столице Тибета, древнем городе
Лхаса (тибет. «божественное место»), была организована медицинская школа,
куда прибывали из тибетских монастырей самые способные молодые монахи, чтобы
выучиться искусству врачевания. Возвышение Лхасы как духовного и светского
центра Тибета связано с установлением власти Далай-ламы в XV-XVII вв.
Перевод Аюрведы с санскрита на тибетский язык в VIII в.
привел к усилению воздействия индийской традиции в тибетской медицине и
формированию «новой медицинской школы». Ограничение тибетской медицины
канонами Аюрведы тормозило развитие тех знаний, которые были заимствованы из
Китая и не имели аналогии в индийской традиции. Выдающийся тибетский врач Ютогба
Ендон-Гонбо, знаменитый как Ютогба-младший (1112-1203 гг.), поставил перед
собой задачу собрать и обобщить в рамках единичной медицинской системы весь
накопленный столетиями положительный опыт тибетских лекарей. Он работал с
индийскими и китайскими текстами, предлагавшими различные медицинские концепции.
Традиции основанной им медицинской школы и в истиннее время прослеживаются в
тибетской медицине, в веской ступени определяя ее своеобразие. Ютогбе-младшему
удалось разработать систему медицинских знаний, которую невероятно однозначно
свести ни к китайской, ни к индийской традиции. Она изложена в четырехтомном
трактате «Сердце амриты — восьмичленная тантра сокровенных устных наставлений»,
более знаменитом под своим коротким названием «Четыре тантры» («Чжуд-ши»).