11.4. ИНДИЙСКИЕ
ТРАДИЦИИ В ДРЕВНЕРУССКОМ ВРАЧЕВАНИИ
Уже в древнейших русских сказаниях и былях есть сведения
о сказочной Индии. Одним из самых знаменитых творений на Руси в XII-XIV
вв. была повесть «Александрия», в которой рассказывается о походе Александра
Македонского в Индию. Много внимания уделено описанию разных хворей и
методов их лечения. Отмечено, что в Индии есть целебные минеральные
источники, купание в которых вылечивает людей и животных; вода из этих
источников бурлит от пузырьков воздуха, когда ее наливают в сосуд. Иногда из
земли выбиваются потоки горячей воды. Эти теплые ключи также целительны.
Заболевания бойцов Александра во время индийского похода автор изъясняет
великим количеством болот в равнинных и приморских областях Индии, где
водится много кровососущих насекомых. Медицинскими сюжетами насыщено и иное
знаменитое литературное творение Древней Руси — «Житие и жизнь Валаама
пустынника и Ыоасафа-царевича индийского». В нем упоминаются лекари Индии,
знающие философию и астрологию, умеющие поставить диагноз по «жилобиению»
(так нарекали пульс на Руси), вылечить самые тяжелые хвори и раны. Часто
встречаются описания врачебных средств. Почти все они приготовлялись из растений.
Многочисленные сведения о целебных растениях Индии
есть и в «Христианской топографии Козьмы Индикоплова» — знаменитом памятнике
древнерусской письменности XIII-XIV вв., переведенном с греческого и
содержащем занимательные географические сведения о далеких странах, прежде
всего — Индии. Слово «Индикоплов» значит «плаватель в Индию». Такое
прозвище получил торговец Козьма Египтянин, который жил в Александрии в VI
в. и совершил на арабском корабле странствие в Индию.
Козьма извещает о целебных травках Индии, о ценных
восточных лекарствах животного происхождения, наиболее знаменитыми из которых
были индийский мускус и бобровая струя. Бобры водились и на Руси, однако
считалось, что лекарство, полученное из «заморских животных», было более
сильным.
Исторические параллели:
Обратим внимание на странный вид бобра на древнерусской
миниатюре: этот бобр больше схож на собаку. Однако такое различие вполне
допускалось для «заморских зверей». Это дотрагивалось не только наружного вида.
Вспомним средневековую европейскую ле- генду о происхождении безоарова
камня: считалось, что он может образовываться только в организме оленей,
живущих в далеких восточных странах (с. 177). «Безоа-ров олень» был таким же
фантастическим созданьем, как индийский «зверь, зовомый бобр».
Кроме того, отечественные и переводные сочинения часто
содержали фантастические описания и изображения реально существующих животных.
Вот, например, как обрисовывает увиденного в Египте крокодила торговец Василий
Гагара
в своих «Хождениях» (1634-1637): «Да в том Египте в реке
Ниле есть водяной зверь, имя тому зверю коркодил. А голова, что у лягушки, а
глаза человечьи, а хвост как у сома… А как завидит человека, за ним далеко
гонится, а настиг человека, пожирает…» Недалеки к такому описанию изображения
верблюда и слона — иллюстрации XVI в. к сочинению Козьмы Индикоплова.
Исторические параллели:
Точные описания и изображения животных появились только в
сочинениях XVIII столетия. Необыкновенно занимательна в этом смысле вышедшая в 1778
г. и ставшая чрезвычайно модной во многих странах «Естественная история»
Ж.Бюффона. Однако и в XVIII в. представления об жителях далеких стран
оставались весьма примерными. Вот фрагмент письма французского
странника Л.-А. де Бугенвиля, написанного в 1769 г.: «В этом
странствии голландцы встретили четвероногое животное вышиной 17 футов,
рисунок которого я передал хозяину де Бюффону; это была самка, кормившая
своего детеныша вышиной 7футов… Хозяин де Бюффон уверял меня, что это то
же самое животное, которое натуралисты нарекают жирафом. Это животное никогда
не встречали с тех пор, как оно было привезено впервые в Рим во времена
Цезаря, где его показывали в цирках… Недаром Африку нарекают «матерью
монстров». Эти слова были написаны спустя пять столетий после того, как
европейцы увидели слонов, пантер, леопардов и жирафу в зверинце Фридриха II и
спустя три столетия после появления торгашеских европейских поселений в Африке.
Тверской торговец Афанасий Никитин в своих путевых заметках
об Индии «Хождение за три моря» (вторая половина XV в.) упоминает множество
пряностей и целебных растений — шафран, имбирь, корицу, гвоздику и
иные, а также берилл — увеличительный прибор для глаз. Бериллом на Руси
нарекали очки. Это название пришло из Европы. Из берилла, прозрачного
минерала, шлифовали линзы для увеличительных стекол и очков, зрительных
трубок и оптических приборов.
Исторические параллели: «Берилл» — название маленького
трактата Николая Кузанского (1401—1464), одного из самых занимательных философов
эпохи Восстановления. Цель этой книги — дать читателю метод познания мира,
«достаточный навык того, как переходить от символа ко всей глубине видения»
трудных предметов. Н. Кузанский обращается к читателю с такими словами:
«Берилл — ясный, чистый, прозрачный камень; когда ему придается вогнутая и
вместе с тем выпуклая форма, смотрящий через него усматривает то, чего раньше
не видел. Если к глазам интеллекта приладить интеллектуальный берилл,… через
его посредство мы разглядим… начало всех вещей… и ты начнешь ничего не
оценивать выше этого озарения и порадуешься найденному духовному сокровищу».
Знаменитые целебные растения из Индии привлекали
внимание русских торговцев. Лечебники содержат множество указаний о том, как отличить
превосходные пряности и целебные травы от плохих и не покупать собачьи кости
вместо слоновых бивней, которые высоко ценились как лечебное средство.
Следует упомянуть и о забытых рецептах врачевания с
поддержкою благоуханий, привозимых большей долею из Индии — мирры, ладана,
нескольких видах индийского алоэ и пахучих магнолий. Употреблялись они не
только для разных окуриваний. «Тяжко больного не излечит и постель тисова»,
— учит поговорка из сборника «Пчела», изданного на Руси в XIV в. Речь идет об
ароматическом тисе — дереве из семейства индийских кипарисов. Аромат его
считался врачебным, и оно часто использовалось для изготовления постелей.
Однако необыкновенно ценилось лекарями драгоценное эбеновое дерево. Речь идет не
об африканском эбене, а о том, который привозили «из Ыньдеи восточь-ной»,
подчеркивают летописи. Из древесины его, богатой танином, делали порошки для
лечения глазных хворей и гнойных ран.
В заключение вспомним о многочисленных драгоценных и
полудрагоценных индийских камнях, которые сыскали применение в медицине.
Порошок из граната хирурги применяли для обработки гнойных ран и при лечении
сибирской язвы. Агат, именуемый на Руси «ахатис», служил материалом для
перевозки и хранения лекарств и благоуханий. Из него делали аптекарские ступки
и целебные супдуч-ки. Порошок из него считался одним из наилучших врачебных
средств для лечения ран и язв от укусов, в том числе змеи, скорпиона и «укушения
человеческаго». Для изготовления врачебных мазей порошок, полученный из
минералов, часто перемешивали с медом. Описана в лечебниках и разновидность
агата — оникс, который благодаря слоистому строению был «подобен есть иоготю перстовному».
Из него выделывали приборы для кровопусканий, пластинки применяли для
лечения глазных хворей: существовало суеверие, что этот камень может «воитти
в око человека без всякой болести».
Проникновению традиций восточного и западноевропейского
врачевания в русскую медицину способствовали не только привозные медикаменты,
но и иностранные лекари, приглашаемые ко дворам русских царей.