Архаическое эго: взгляд психолога
В противоположность аффективным бурям и эмоциональным приступам, детерминированным биологическими и филогенетическими факторами, неврозы обусловлены историей жизни индивида. Поскольку в неврозах воспроизводится раннее развитие, эту форму патологии нельзя объяснить без углубления в онтогенез. Здесь мы представим схематичный обзор психического развития и формирования границ Я.
Вклад психоанализа
Представления о ранней психической жизни вырабатывались очень медлительно на основании материала, полученного при психоанализе взрослых. Позднее эти данные подтвердились при непосредственном наблюдении детей. Самый ранний период жизни остается наименее понятным. Во-первых, при психоанализе и лечении неврозов не всегда приходится обращаться к началу жизни; во-вторых, в период после рождения, когда еще не развита речь и не произошла дифференциация психических функций, очень трудно разобраться в психическом реагировании. Пока ребенок не овладел речью, процесс наблюдения за ним затруднен; полученные этим маршрутом данные слишком по-различному трактуются. Возникает сильный соблазн интерпретировать поведение младенцев, используя концепции и представления, разработанные при изучении более поздних стадий развития, за подверженность этому соблазну критикуются и психоаналитики. С психоаналитических позиций проведен ряд систематических наблюдений младенцев. Великую ценность имеют наблюдения, сделанные психологами-экспериментаторами, но у них абсолютно иные методические установки.
Психоанализ больных психозом, регрессировавших к примитивным фазам эго, сильно расширил знания о ранних стадиях развития. Такой психоанализ столь же главен в понимании раннего психического развития, как психоанализ невротиков, возвратившихся к инфантильной сексуальности, в понимании стадий сексуального развития. Окончательно, психозы не единственное состояние, в котором можно наблюдать регрессию эго. Функции устарелого эго возвращаются и у здоровых людей: при интоксикации, истощении и необыкновенно при засыпании и просыпании.
Самые ранние стадии в развития Я
Психические функции представляют собой прогрессивно усложняющуюся систему, предназначенную для управления стимулами. Так, самые ранние фазы развития психики следует интерпретировать с подмогою понятий “возбуждение” и “релаксация”, и только последующие фазы можно охарактеризовать более определенными и дифференцированными терминами. Эго дифференцируется под воздействием наружного мира. Считается, что у новорожденного эго отсутствует. Дитя человека рождается более беспомощным, чем иные млекопитающие. Младенец не выживет, если о нем не заботиться; на него обрушивается лавина стимулов, которыми он не способен править. Он не может произвольно двигаться, не распознаёт поступающие стимулы, не ориентируется в объектах наружного мира и еще не умеет ограничивать напряжение. У новорожденного, по-видимому, отсутствует светлое сознание и имеется только недифференцированная чувствительность к боли и удовольствию, усилению и убавлению напряжения. Точнее разговаривая, функции, впоследствии сочиняющие эго и сознание, еще не развиты: ни восприятие (перцепция), ни произвольные движения, ни способность связывать напряжение с подмогою контрка-тексиса (возможности устремлять либидо на альтернативные цели) .
Окончательно, реагирование на стимулы происходит и до развития эго, функции будущего эго выполняются целостным организмом.
Становление эго не гомогенный процесс. Он начинается с рождения (или, возможно, раньше) и в требовательном смысле никогда не завершается. При рождении организм покидает условно смирное окружение и внезапно подвергается разрушительной стимуляции, владея минимумом охраны от нее. Это “затопление” возбуждением при неименьи адекватных защитных механизмов представляет собой, сообразно Фрейду, модель позднейшей тревоги. Переполнение возбуждением, возможно, крайне досадно и вызывает первую ментальную тенденцию, а именно склонность избавляться от напряжения. Когда со стороны наружного мира младенцу оказывается помощь в борьбе со стимулами, он довольствуется и засыпает. Новые стимулы, такие как голод, жажда, холод, вызывают пробуждение. Первые проблески сознания отражают не различие между эго и не эго, а быстрее различие между великим и меньшим напряжением; в этот период релаксация сопровождается потерей сознания. Если любая потребность довольствовалась бы сразу, представление о реальности, возможно, никогда бы не возникло.
MedIdea.ru – здоровье и консультации лекарей
.