Навигация > Главная > Мой малыш - полезные статьи > Ваш малыш может не болеть

Ваш малыш может не болеть


Ваш малыш может не недомогать.

Опираясь на долголетние сравнительные онтогенетические исследования, мы пришли к заключению, что неодинаковая продолжительность жизни у различных видов млекопитающих определяется необыкновенностями развития их скелетной мускулатуры, в свою очередь связанными с подходящими экологическими условиями.
На основе громадного материала возникла теория индивидуального развития, которая (в противовес энергетическому правилу поверхности) получила название энергетического верховодила скелетных мышц, или – еще правильнее – энергетического верховодила двигательной активности. Сообразно этой теории, необыкновенности энергетики на уровне целого организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в различные возрастные периоды. двигательная активность является фактором функциональной индукции восстановительных процессов (анаболизма). Необыкновенность заключительных содержится не просто в возобновлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном возобновлении. Речь идет об избыточном возобновлении как живой протоплазменной массы, так и энергетических потенциалов, за счет которых в последующий момент может быть осуществлен больший объем функций и исполняемой работы.
Иными словами, речь обязана идти не о постепенной трате потомственно предопределенного энергетического фонда, а о постоянном обогащении его. Благодаря периодически исполняемой двигательной активности человек (начиная с периода еще до рождения) как бы сам заводит часы своей жизни, обеспечивая себе тем самым физиологически полноценное индивидуальное развитие. Чтобы обогатиться дополнительными энергетическими ресурсами, необходимо затратить уже имеющиеся. В каком объеме? Об этом и пойдет речь ниже.

ЧТО ТАКОЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ.
Классификация новорожденных детей на доношенных и недоношенных по показателям веса и длины тела неверна и препятствует правильной оценке правильного физиологического состояния рождающихся. В зависимости от условий внутриутробного развития, определяемых состоянием беременности у матери, организм новорожденного характеризуется широко варьируемыми необыкновенностями – не только (и не столько) морфологии, сколько физиологии. (И связано это с необыкновенностями осуществления двигательной активности развивающегося эмбриона и плода еще до рождения.
Был предложен физиологический принцип классификации рождающихся детей не по весу и длине тела, а по признакам их физиологической зрелости или незрелости. Дело в том, что в педиатрии принято описывать организмы ранних возрастных периодов, начиная с рождения, как незрелые и несовершенные – по сопоставленью со зрелостью и совершенством взрослых. Физиология ребенка с этой точки зрения оценивается как первые шаги к цели, идеал которой – зрелость и совершенство взрослого организма. Наши же исследования позволили установить, что во все возрастные периоды организм можно считать абсолютным и зрелым , если его физиологические функции адаптивно подходят его календарному возрасту и тем специфическим условиям среды, с которыми он обязан взаимодействовать.
От физиологически зрелых новорожденных незрелые отличаются не ступенью доношенности или недоношенности и не весом тела при рождении, а необыкновенностями своей физиологии, измененной альтерирующими (вредящими) воздействиями со стороны организма матери в условиях нарушенного течения беременности.
Недоношенные в правильном смысле этого термина, как и физиологически зрелые, характеризуются соответствием своих физиологических отправлений тому возрасту, когда произошло их преждевременное рождение (во время нормально протекающей беременности они не подвергались альтерирующим воздействиям со стороны матери). Вес их может быть ниже 2000 гр. (и даже сочинять 1000 и 800 гр.). Между тем прогноз в таких случаях часто гораздо более благосклонный, чем в группе рожденных в срок, но физиологически незрелых новорожденных, вес которых намного больше. Более того, такие правильно недоношенные дети с малым весом, при условии творения для них подходящей гигиены, могут за период от полугода до полутора лет сравняться (и по необыкновенностям физиологии и по весу) с физиологически зрелыми детьми.

МИР ВХОДЯЩЕМУ !
В соответствии с положениями, принятыми Всемирной организацией здравоохранения, периодом новорожденности (или неонатальным периодом) считаются первые 28 дней жизни после рождения. Сообразно данным мировой статистики, именно на этот период приходится самый высокий процент общей смертности среди детей в возрасте до года. Первые 7 дней жизни принято означать как перинатальный период. Развивающийся плод до рождения находится в условиях среды с температурой 37 градусов. Сразу же после рождения он попадает в среду с гораздо более низкой температурой. Температурный перепад при этом поистине громаден: 17-18 градусов! Именно поэтому родившийся организм (физиологически зрелый) уже в пределах первых двух минут благодаря повышению мышечного тонуса (рефлекторно стимулируемого с рецепторов кожи и дыхательных путей сниженной температурой среды) устанавливает температуру тела, на 1-1.5 С превышающую даже температуру тела взрослого.
Температура в родильном зале обязана быть не выше 18-20 С и не ниже 15-16 С. Чем ниже температура среды в этих пределах, тем выше ступень выраженности мышечного тонуса. От заключительного зависит и ступень полноценности первых внеутробных дыханий – вдоха, объем которого у физиологически зрелого равен 30-35 мл, и последующего выдоха, как верховодило сопровождающегося воплем. И чем звучнее крик, тем полноценнее первые внеутробные дыхания, а означает, тем сильнее выражен рефлекторно возникающий мышечный тонус. Перевязка пуповины обязана производиться не раньше, чем прекратится ее пульсация, дабы новорожденный мог получить из плаценты максимум содержащейся в ней крови.
Итак, сразу же после рождения плод подвергается резкому холодовому воздействию со веским перепадом температур. В отличие от взрослого, у новорожденных теплоотдача не только не снижается, но, против, существенно повышается. Это проявляется расширением сосудов кожи (вазодилятацией) и тем самым увеличением кровотока в ней. И еще дополняется такой, казалось бы абсолютно парадоксальной реакцией на сниженную температуру среды, как потоотделение.
Благодаря происхождению указанных реакций сразу после рождения (но после перевязки пуповины) новорожденный, положенный на специальный стол в родильной комнате, приобретает специфическую позу, названную нами сгибательной мышечной гипертонией. Это следствие более высокого тонуса мышц-сгибателей, чем разгибателей. Выражается она согнутым положением головки по отношению к туловищу, согнутыми в локтях ручками, сжатыми в кулачок пальчиками (великий палец – внутри), согнутыми в коленях ножками, согнутыми к подошве пальчиками стопы. Сгибательная гипертония способствует и повышению уровня теплопродукции, и убавленью общей поверхности теплоотдачи.
Исследования показали, что у физиологически зрелого новорожденного сразу же устанавливаются полноценные реакции физической терморегуляции. Реакции как химической терморегуляции (обеспечиваемые рефлекторной стимуляцией скелетных мышц сниженной температурой среды), так и физической терморегуляции у новорожденного столь же абсолютны, как и у взрослых, но со своими необыкновенностями.
Надобно отметить, однако, что нагим на столе фиэиологически зрелый ребенок может находиться 20-30 минут, в течение которых он способен сохранить постоянную температуру тела. Затем, если своевременно не одеть ребенка, его адаптивные терморегуляционные реакции начинают истощаться: мышечный тонус и температура тела снижаются. Таким образом, в пределах получаса обязан быть осуществлен подходящий туалет, диагностическая оценка ступени физиологической зрелости и облачение новорожденного. Одежда обязана подходить специфическим необыкновенностям физиологии новорожденного, обеспечивая возможность свободного осуществления свойственной ему мышечной активности, которая является главным и обязательным фактором, обуславливающим и после рождения возможность последующего физиологически полноценного роста и развития. Подходящая одежда обязана сохранить природную и физиологически необходимую для новорожденного позу сгибательной гипертонии. Тугое пеленание, когда руки и ноги новорожденного насильственно вытягиваются вдоль тела, не только нарушает возможность полноценного осуществления теплопродукции скелетными мышцами, но и увеличивает поверхность теплоотдачи. (К тому же тугое пеленание неблагополучно влияет на нормальное кровообращение. Неестественное раздражение скелетной мускулатуры, вызванное тугим пеленанием, может отрицательно сказаться на последующем нормальном развитии сердито-мышечной системы ребенка).
Физиологически обоснованной следует считать такую одежду новорожденного ребенка, которая не стесняет и не нарушает его природной позы и не препятствует осуществлению необходимых двигательных актов. В качестве такой одежды нами была рекомендована подходящего покроя кофточка (распашонка) из бумазеи или фланели с пришитыми спереди тесемками и открытыми или зашитыми рукавами. Ножки обязаны хранить природное согнутое положение.
Необходимо отметить и иное отрицательное воздействие пеленания. Через механизм импринтинга (запечатлевания) оно сразу же после рождения заглушает в ребенке природный инстинкт свободы, или как нарекал его И.П.Павлов, рефлекс свободы. Есть основания полагать, что сходственное пеленание прививает ребенку будущую психологию повиновенья и имеет ряд иных негативных в психологическом отношении последствий.
Не позднее чем через 20, и лишь в крайнем случае через 30, минут новорожденный обязан быть передан матери для первого питания грудью, так как при позднем прикладывании существенно нарушается природная физиология организма как матери, так и новорожденного.
Период молозивного молока продолжается 7-8 дней. Между тем в нем, помимо белка (казеина), углевода (лактозы) и жира (липидов), содержатся необходимые как иммунобиологический фактор природные антитела, которые специфически связывают чужеродные вещества (антигены). Наконец, в молозийном молоке содержится такой главный иммунобиологический компонент, как лизоцим – фермент, владеющий бактерицидными свойствами. Его можно назвать природным физиологическим антибиотиком. Иными словами, через пассивную иммунизацию за счет состава молозийного молока новорожденному обеспечивается высокая иммунобиологическая устойчивость к разнородным инфекционным заболеваниям, таким как сепсис, пневмония, кишечные заболевания.
А у матери, при раннем прикладывании, благодаря рефлекторной стимуляции функции передней части гипофиза, образуется гормон пролактин, а стимуляция задней части гипофиза приводит к творенью гормона окситоцина. Они обуславливают последующее развитие функции клеток молочной железы (лактогенез) и полноценную отдачу молока. Позднее же начало питания грудью матери приводит к происхождению у нее гиполактии. (Добавим, что окситоцин способствует бескровному отделению плаценты и, что еще более главно, исключает послеродовые кровотечения).
Еще один главный аспект. Удовольствие, испытываемое матерью при первом раннем питании ребенка не сопоставимо ни с какими иными положительными эмоциями. Доминанта, связанная с питанием родившегося младенца, надежно тормозит отрицательные эмоции, которые могли опечалить жизнь женщины в предшествующий период. Все это – существенный залог того, что мать сохранит способность кормить ребенка до положенного срока, т.е. примерно, в течение года.
И, наконец, установлено: заболеваемость рано прикладываемых к груди матери новорожденных в 3-4 раза ниже заболеваемости поздно прикладываемых.

РЕБЕНОК РОДИЛСЯ – КАКОВ ОН ? Поговорим о показателях, которые могут служить для оценки состояния новорожденных – их физиологической зрелости или незрелости.
Как было указано выше, физиологически зрелый новорожденный характеризуется высоко выраженными признаками СГИБАТЕЛЬНОЙ МЫШЕЧНОЙ ГИПЕРТОНИИ , обеспечивающей необходимый уровень теплопродукции. Она сочетается с подходящей величиной ТЕПЛООТДАЧИ – за счет расширения сосудов кожи (вазодилятацией), что и извещает шкуре новорожденного розовый или ясно-розовый цвет. Уже через 1-1,5 часа после рождения у ребенка устанавливается ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА 36,6-36,8 С (в прямой кишке).Это первые симптомы физиологической зрелости.
Далее надобно упомянуть те двигательные (скелетно – мышечные) рефлексы, какие свойственны именно физиологически зрелым новорожденным детям. Это так именуемые ВЫЗВАННЫЕ РЕФЛЕКСЫ , возникающие в ответ на раздражение различных участков поверхности кожи новорожденного. Прежде всего назовем ХВАТАТЕЛЬНЫЙ (А) рефлекс. Обычно он трактуется как локальный. А между тем это лишь усиление и подкрепление уже упомянутого общего тонуса – не только мышц ладони, но и всей скелетной мускулатуры новорожденного. Хватательный рефлекс и связанное с ним повышение общего мышечного тонуса могут быть столь сильно выраженными, что новорожденного, ухватившегося за пальцы взрослого, можно поднять: его хватка способна выдержать вес тела.
Следующий – ПОДОШВЕННЫЙ РЕФЛЕКС (Б); вызывается он штриховым раздражением поверхности кожи внутреннего края подошвы и характеризуется разгибанием великого пальца и сгибанием остальных пальцев. Следует отметить, что эта рефлекторная реакция, тоже обычно расцениваемая как локальная, одновременно сочетается со сгибанием нижних конечностей в коленном и тазобедренном суставах, а также с усилением сократительной активности остальных мышц тела новорожденного (еще одно подкрепление сгибательной мышечной гипертонии).
К числу рефлексов подкрепления следует отнести ТРУДНОЕ РАЗГИБАНИЕ НОГИ В КОЛЕНЕ, КОГДА ОНА СОГНУТА В ТАЗОБЕДРЕННОМ СОЧЛЕНЕНИИ (В). Феномен этот – выражение преобладания сгибателей над разгибателями в нижних конечностях физиологически зрелых новорожденных. К рефлексам подкрепления следует также отнести и так нарекаемый ФЕНОМЕН ПОЛЗАНИЯ (Г): в положении на животе ребенок рефлекторно отталкивается от приставленной к его подошвам ладони . Как выражение рефлекторного подкрепления сгибательной мышечной гипертонии может быть понята и ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ ОПОРЫ (Д) у детей в этом возрастном периоде: при попытке поставить ребенка на поверхность стола он подгибает ножки и подтягивает их к животу.
Для оценки ступени физиологической зрелости используются и рефлексы обобщенной разгибательной двигательной активности, в частности – ПЯТОЧНЫЙ (Е) (в руководствах по педиатрии он упоминается как рефлекс Аршавского). Этот рефлекс вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость и выражается в обобщенной разгибательной двигательной активности, сочетаемой с миной плача и воплем. Рефлекс этот хорошо выражен у физиологичеки зрелых новорожденных детей. (Кстати, слово плач взято в кавычки не нечаянно: в периоде новорожденности подлинный плач еще отсутствует.)
Здесь нужно сделать одну существенную оговорку. Во время питания ребенка грудью рефлексы, вызываемые тактильными раздражениями поверхности кожи, тормозятся. Более того, при таком воздействии можно наблюдать усиление СОСАТЕЛЬНОГО РЕФЛЕКСА (Ж). Вот почему матери нередко для усиления сосательных движений поглаживают щечки младенца. Если же пытаться во время питания вызвать пяточный рефлекс, то пищевая доминанта заметно тормозится. Одним словом, периоды питания – неподходящее время для проверки рефлексов.
Наряду с перечисленными вызванными двигательными рефлексами следует обратить внимание на СПОНТАННУЮ ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ВО ВРЕМЯ СНА (З) (возникающего уже у груди матери). Она связана с периодическим изменением состава крови и имеет характер либо локальных вздрагиваний ручек или ножек с разгибательной тенденцией, либо обобщенной разгибательной двигательной активности, в которую вовлекается вся скелетная мускулатура. Уместно отметить, что, как обнаружили исследования, сам по себе прием пищи (у новорожденных – молока из груди матери) без осуществления двигательной активности не обеспечивает последующего роста и развития. И это понятно: именно двигательная активность, будучи фактором избыточного возрождения, определяет после рождения процессы роста и развития младенца. Мышечная активность, запускаемая деятельностью сердитых центров, обеспечивая организму возможность осуществить самые разнородные контакты со средой, является едва ли не главным фактором, определяющим развитие мозга, увеличение его массы, и тем самым – и его информационной емкости. Добавим еще следующие показатели. ЧАСТОТА ДЫХАНИЙ (ЧД) (5) у физиологически зрелых новорожденных колеблется в пределах 35-42 в минуту (в зависимости от длительности периодически исполняющихся дыхательных пауз). ЧАСТОТА СОКРАЩЕНИЙ СЕРДЦА (ЧСС) (6) у них колеблется в пределах 135-140 в минуту. (Столь высокая ЧСС у физиологически зрелых новорожденных обусловлена высоким постоянным тоническим возбуждением центров симпатической иннервации сердца).
АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ (7) у физиологически зрелых новорожденных в первые дни жизни одинаково 80-85 мм рт. ст. (максимальное); минимальное – 45 мм.
Надобно сказать, что физиологическая зрелость новорожденного – не есть нечто данное раз и навсегда. Она может быть утрачена в результате неверных гигиенических условий и режимов, не подходящих специфическим необыкновенностям физиологии новорожденного.
Вот отличительный пример. Можно с полной уверенностью утверждать: достаточно 4-, 3-, а то и 2-дневной задержки начала питания грудью матери, чтобы даже физиологически зрелые новорожденные приобрели черты физиологической незрелости (выраженные, окончательно, не так резко, как черты незрелости врожденной.

* * *

Необходимо, желая бы кратко, сказать и признаках физиологической незрелости новорожденного, так как проблема физиологической незрелости по праву обязана стоять первой среди сердечно сосудистых заболеваний, рака и СПИДа.
Главные признаки физиологической незрелости – МЫШЕЧНАЯ ГИПОТОНИЯ и СНИЖЕННАЯ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ. Мышечная гипотония, в свою очередь, имеет следствием слабую выраженность или неименье сгибательной гипертонии, а означает, и многих перечисленных двигательных рефлексов. Недвусмысленным показателем для диагностики физиологической незрелости служит слабая выраженность или неименье пяточного рефлекса. Так что диагностика физиологической незрелости вполне доступна молодым родителям.
Вследствие сниженной иммунобиологической устойчивости физиологическая незрелость – поставщик разнородных состояний патологии не только в ранние, но и в более поздние возрастные периоды. В том числе таких хворей, как сердечно- сосудистые и рак. Проблема рака есть, по-видимому, прежде всего проблема резистентности, т.е. устойчивости к разнородным вредящим воздействиям. Низкая резистентность физиологически незрелых новорожденных делает их уязвимыми такими агентами, по отношению к которым физиологически зрелые организмы вполне устойчивы.
Физиологическая незрелость, своевременно не скомпенсированная, является, кроме того, поставщиком многих состояний психической неполноценности и духовной инфантильности. Думается, что с этим в определенной мере связан рост числа преступлений, развитие алкоголизма и наркомании в среде подростков. Так вероятна ли вообще коррекция состояний физиологической незрелости? Долголетние исследования нашей лаборатории дозволяют со всей уверенностью позитивно ответить на эти вопросы.

ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : КОМПЕНСАЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗРЕЛОСТИ .
По нашему сужденью, физиологическую незрелость новорожденных нельзя считать патологией, желая она бесспорно является отклонением от нормы. Физиологическая незрелость новорожденных, будучи полностью обратимой, вполне может быть охарактеризована как некое третье состояние, когда ребенок находится между здоровьем и хворью, совмещая в себе и то и иное и в то же время это состояние ни то ни иное. Чтобы компенсировать физиологическую незрелость новорожденного, нужно прежде всего ВЫВЕСТИ ЕГО ОРГАНИЗМ ИЗ СОСТОЯНИЯ МЫШЕЧНОЙ ГИПОТОНИИ И ГИПОРЕФЛЕКСИИ, БЕЗ ЧЕГО ПОСЛЕДУЮЩИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ НЕВЕРОЯТНЫ. Речь идет о возобновлении нормального мышечного тонуса и сочетаемой с ним нормальной мышечной активности. В периоде новорожденности это вероятно лишь через ХОЛОДОВЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ – ЕДИНСТВЕННУЮ СПЕЦИФИЧЕСКУЮ ФОРМУ, РЕФЛЕКТОРНО СТИМУЛИРУЮЩУЮ СКЕЛЕТНУЮ МУСКУЛАТУРУ у родившихся физиологически незрелыми.
Холодовое воздействие, которое к тому же обязано характеризоваться веским температурным перепадом, принято считать веским стрессовым раздражителем. Но что такое стресс ? Само это слово в переводе на русский язык означает состояние напряжения, а в переводе на физиологический язык – состояние, характеризующееся физиологическими тратами. Стрессовые реакции возникают в ответ на деянье самых разнородных раздражителей – физических (тепло, холод), химических (различные фармакологические вещества), бактериальных и вирусных возбудителей, вызывающих заболевания; сюда же надобно отнести и разнородные мышечные нагрузки. Стрессовые реакции – это и состояния повышенного эмоционального возбуждения, вызываемые деянием либо перечисленных раздражителей, либо сильных психологических факторов. Самостоятельно от характера действующего стрессового раздражителя реакция организма всегда однотипна. Во всех случаях организм отвечает выбросом катехоламинов (адреналина и норадреналина), которые через гипоталамус стимулируют образование передней части гипофиза адренокортикотропного гормона. Заключительный в свою очередь, стимулирует образование клетками кожуры надпочечников специальных гормонов – кортикостероидов. В такой гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой реакции и выражается однотипность стрессовой реакции самостоятельно от характера стрессового раздражения.
Теперь еще об одном понятии – адаптивной реакции, или адаптации. В педиатрии сложилось твердое убеждение в еще незавершившейся зрелости детей ранних возрастных периодов, и в необыкновенности новорожденных. Отсюда и требование обязательного для них милующего режима, творения максимального комфорта. Г.Салье ввел в науку понятие хворь адаптации. Иначе разговаривая, он считал: за адаптацию надобно выплачивать заболеванием. Именно в этом корениться сложившееся отношение к стрессу как к некоему экстремальному патогенному фактору, который, часто повторяясь, является источником заболевания. Следовательно, стрессовых ситуаций надобно всячески избегать.
Результаты наших исследований позволили дать следующее определение понятию адаптации. АДАПТАЦИЯ есть реакция физиолого-морфологического преображения организма и его долей, в результате которой повышаются его структурно-энергетические потенциалы, т.е. его энергетические запасы, и тем самым – его последующие рабочие возможности. При этом одновременно повышается его общая неспецифическая и иммунобиологическая устойчивость к деянью агентов, имеющих характер патологических стрессоров. Но такая форма адаптивной реакции исполняется при деянии тех стрессовых раздражителей, поступающих от среды, которые названы нами физиологическими. Дело в том, что вызываемые им энергетические траты окупаются энергетическими приобретениями выше исходного уровня. В результате имеет место спиралеообразный переход развивающегося организма на новый, более высокий уровень как упорядоченности, так и потенциальных рабочих возможностей. Эту адаптивную реакцию мы назвали реакцией физиологического стресса. Для новорожденных двигательная активность, периодически исполняемая в границах физиологического стресса, является обязательным условием роста и развития. И здесь будет природным возвратиться к закаливанию как методу компенсации физиологической незрелости новорожденных. Ведь в период новорожденности скелетные мышцы еще не исполняют локомоторной функции. Они исполняют только функцию терморегуляционную. И единственной формой раздражения, которой можно вызвать рефлекторную стимуляцию сокращений скелетных мышц, служит температурное, точнее – холодовое, воздействие.
Установлено, что на правильно дозированное холодовое воздействие ребенок не реагирует отрицательно. При этом не только нет мины плача (неудовольствия), мимика младенца, если можно так выразиться по отношению к новорожденному, быстрее выражает удовольствие. И это природно, ведь при указанных холодовых воздействиях ребенок согревается. Да, согреть физиологически незрелых новорожденных можно не теплом, а только лишь морозом: при холодовых воздействиях повышается мышечный тонус. Одним из симптомов врожденной физиологической незрелости, наряду со сниженной температурой тела, является сниженная ЧСС (до 80-70 сокращений в минуту). В периоде новорожденности у физиологически незрелых при холодовом воздействии, наряду с повышением мышечного тонуса, повышается частота дыхания, тоническое возбуждение центров симпатической иннервации сердца и тем самым ЧСС. Подчеркиваем: происходит учащение сердечных сокращений, а не урежение их, как это имеет место у физиологически зрелых новорожденных при закаливающем воздействии мороза (в границах физиологического стресса, разумеется). Этот критерий эффективности мороза как меры закаливания имеет неподражаемо великое значение после завершения периода новорожденности.
И, наконец, еще один критерий, который может быть оценен глазом. При холодовом воздействии, в связи с повышением мышечного тонуса и увеличением теплопродукции, после кратковременного сужения сосудов кожи происходит их расширение; шкура при этом, как уже говорилось, приобретает розовую окраску. Возвратимся к вопросу о питании. После подходящих гигиенических процедур облаченный в одежду физиологически незрелый новорожденный, самостоятельно от веса, обязан быть тут же подан матери и приложен к ее груди; более того, надобно непременно постараться вложить сосок в ротик младенца. Даже в тех случаях, когда приложенный к груди матери новорожденный не реализует сосательный рефлекс, он обязан находиться при ней не меньше 10 минут. Это способствует развитию у девочек материнского инстинкта, а у мальчиков – половой системы. (После контакта с грудью матери ребенок при неимении у него сосательного рефлекса обязан быть накормлен через зонд молозивным молоком – либо матери, либо донорским. Физиологически незрелые дети малого веса обязаны питаться от 10 до 12 раз в сутки). Все дети, и физиологически незрелые в том числе, после перевода из родильной комнаты обязаны находиться при матери.
В отличие от физиологически зрелых, незрелые дети не заявляют воплем о том, что их желудок пуст. Это можно определить по изменению мимики, выражающей как бы неудовольствие. И мать обязана начать подготовку младенца к очередному питанью. Она, эта подготовка, обязана выразиться в том, что после распеленания ребенка надобно поднести к крану ХОЛОДНОЙ ВОДЫ – мы подчеркиваем: НЕПРЕМЕННО ХОЛОДНОЙ ! – и не только подмыть, но и ОБЛИВАТЬ ею до тех пор, пока малыш отвечает повышением мышечного тонуса или, попросту разговаривая, силы и интенсивности сокращения мышц. (Это может оценить пальцами каждая мать, держащая в руках под краном своего младенца).
Процедуру следует ПОВТОРЯТЬ на протяжении дня НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ – ЧЕТЫРЕХ РАЗ. Мать обязана знать, что согреть ребенка она может только таким образом (в это можно убедиться, измерив температуру тела до и после обливания).
Обтертый фланелевой пеленкой и одетый в свободную одежду ребенок обязан войти в контакт с соском груди матери, после чего, как указывалось выше быть накормленным. Положенного в кроватку младенца надобно дополнительно завернуть в легкое одеяло (так, чтобы не ограничивалась его двигательная активность). Пододеяльная температура не обязана быть выше температуры тела младенца. Более того, когда температура его тела приблизится к 36 С, пододеяльная температура обязана быть ниже его собственной на два и даже три градуса. Главно не забывать, что само по себе одеяло не является источником тепла. Оно лишь творит теплоизоляцию, которая ограничивает теплоотдачу тела. Чем теплее одеяло, тем лучше теплоизоляция, а означает, меньше выраженность мышечного тонуса, что неминуемо водит к определенной задержке развития. Благодаря холодовым воздействиям (в границах физиологического стресса) ребенок сам творит подкожный слой теплоизоляции. Этот физиологический слой будет тем более выражен, чем оптимальнее развивается скелетная мускулатура. Тогда ребенок уже к месячному возрасту способен находится при комнатной температуре 18-20 С в одной лишь распашенке (нашего покроя) до 15 -20 минут и более.
По возвращении домой мать обязана продолжать все описанные процедуры. В семейных условиях, до начала холодовой процедуры (в ванне или под краном), ребенка следует перед очередным питанием ПОГРУЖАТЬ В НАПОЛНЕННУЮ ХОЛОДНОЙ ВОДОЙ ВАННУ (или, в случае неимения заключительной, в бак) ПОЛНОСТЬЮ, ВМЕСТЕ С ГОЛОВКОЙ. Исполнять процедуру нужно дважды – трижды в день; погружение кратковременное, на 3-5 секунд. Ребенок не может при этом захлебнуться или тем более вдохнуть воду в легкие: полное погружение в воду вызывает рефлекторную остановку дыхания. Так как система ухо-горло-нос является единичной, а ротовая полость оказывается замкнутой, давление в евстахиевых трубах, объединяющих носоглотку с барабанной полостью уха, повышается, вследствие чего происходит перекрытие ушей и воздушных ходов.
При первых полных погружениях в воду длительность рефлекторной остановки дыхания сочиняет 5-6 секунд, к шестимесячному возрасту систематические процедуры доведут ее до 25-30 секунд, а к годовалому – до 40 секунд. Присутствие под водой длиннее указанного нами срока может иметь для детей необратимые последствия.
Мы подчеркиваем важность предварительного полного погружения в воду перед началом холодовых процедур на дому, так как это предупредит на будущее отрицательное отношение к холодной воде в ванне. Обращаем внимание: при первом погружении температура воды обязана быть не ниже 28-26 С, но и ни в коем случае не выше.
Ребенок может быть положен на спинку и даже держаться на воде, так как удельный вес его тела (при полностью расправленных легких и порожнем желудке) ниже удельного веса тела взрослых. Укрепилась мысль, что ребенок способен плавать якобы уже с первых недель жизни. Это положение требует уточнения. Правильно плавательных движений не только новорожденные, но и дети до года делать еще не могут. Что же имеет место в действительности? Положенный в воду указанной температуры ребенок в 2-2,5 раза увеличивает частоту осуществления той двигательной активности ручек и ножек, какая ему свойственна во время сна. Ничего общего с правильно плавательными движениями такая активность не имеет. Как только мышечный тонус начинает снижаться (и одновременно падает частота двигательной активности), ребенок обязан быть вынут из воды. Таким образом, длительностью адаптивной мышечной реакции младенец как сам определяет тот оптимум водно-холодовой процедуры, который индуцирует не только избыточный анаболизм, но и сочетаемую с ним положительную эмоцию. Благодаря заключительной обливания под краном или купанье в ванне станут нуждою ребенка. Убедившись в том, что на воду 26-градусной температуры ребенок не реагирует отрицательно, можно постепенно понижать ее до 24, 22 и даже 18 С (это в пределах периода новорожденности); критерий оценки реакции на присутствие в воде тот же, что описан выше.
Смысл холодовых воздействий содержится прежде всего в рефлекторной стимуляции повышения мышечного тонуса и двигательной активности (т.е. статической и динамической нагрузок на скелетную мускулатуру). Это способствует росту, последующему повышению трудоспособности и иммунитета. Необходимая длительность холодного воздействия не может быть достигнута однократным обливанием. Холодная же ванна (или, при ее неимении, струя воды из-под крана) дозволяет этого достичь, дозируя процедуру по адаптивным возможностям ребенка (в границах физиологического стресса).
При использовании указанных мер закаливания уже к концу первого месяца жизни имеет место веско выраженная компенсация физиологической незрелости, возникшей в связи с поздним началом питания грудью. У такого ребенка к концу периода новорожденности хорошо выражены описанные выше рефлексы. Ребенок хорошо опирается ножками об опору. Лежа на животе, хорошо поднимает головку и подолгу удерживает ее.
Подавляющее число детей начинает гулить. За происхожденьем же гуления кроется глубокий смысл, описывающий норму развития ребенка. Младенец начинает как бы творить свой собственный язык, творить задолго до происхожденья членораздельной речи. Язык этот предусматривает установление коммуникационных отношений прежде всего с матерью. Он характеризуется разнообразием звучания и необыкновенностями оттенков. Чуткая мать может оценить, что тревожит ее младенца или какую потребность его надобно удовлетворить. Одним словом, гуление – свидетельство развития младенца.
Некоторые дети к месячному возрасту начинают исполнять первую антигравитационную реакцию, т.е. приобретают способность стойко удерживать головку в вертикальном положении. В обычных природных условиях развития это происходит полуторамесячном возрасте.
Нужно ли форсировать происхожденье тех или иных физиологических преобразований? Нет, не непременно. Окончательно, подходящие физиологические преображения обязаны возникать своевременно, в соответствии с календарным возрастом. Но при этом быть полноценным – это главная характеристика физиологической зрелости развивающегося ребенка.
Очень существенны изменения, возникающие в показателях природной иммунобиологической устойчивости. Как уже говорилось, из-за позднего начала питания грудью иммунитет ребенка неминуемо снижается. Месяца же проведения закаливающих холодовых процедур, как верховодило, достаточно, чтобы показатели иммунитета веско повысились. Наблюдения за такими детьми (и в пределах первого месяца, и до года, и позднее) позволили обнаружить неименье каких-либо заболеваний у большинства из них. Немногие переболели острыми респираторными заболеваниями, но достаточно легко и выздоровели без использования каких-либо лекарств. С понятием здоровья принято связывать такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с наружной средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Можно видеть близость этого определения к общепринятому определению понятия нормы. Сообразно определению, даваемому Всемирной организацией здравоохранения, здоровье есть ступень физического, духовного и социального благополучия.
Использование предлагаемого нами метода закаливания сразу же после рождения дозволяет охарактеризовать здоровье детей как ту ступень нормы, которая характеризуется способностью реализовать иммунобиологическую устойчивость организма к заболеванию. Но, определяя понятие здоровья как противодействие заболеваниям, следует сделать существенное прибавленье. Состояние физиологии здорового ребенка дозволяет ему в процессе последующего индивидуального развития, на подходящих переломных этапах его, реализовать своевременное преображенье физиологических отправлений и полноценно осуществить переход в последующий возрастной период. Критерием здоровья при этом будет неосложненное расширение форм взаимодействия со средой, характеризующейся существенно новыми условиями. А означает, растущий член сообщества придет к трудоспособн

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.